Все переезжают из Новосибирска в Пермь.

Оцените материал

Просмотров: 31202

Теодор Курентзис: «Один час лететь в Пермь – чтобы послушать настоящую музыку, с деталями, с качеством»

Екатерина Бирюкова · 31/01/2011
Новый шеф Пермского театра оперы и балета о своих грандиозных планах

Имена:  Теодор Курентзис · Филипп Химмельман

©  ИТАР-ТАСС

Теодор Курентзис

Теодор Курентзис

На зимнем Баден-Баденском фестивале заканчивается пребывание Теодора Курентзиса, полностью посвященное Моцарту (опера «Так поступают все женщины» и Реквием). В перерыве между репетициями с хором и ансамблем Balthasar-Neumann, задействованными в этом проекте, дирижер ответил на вопросы ЕКАТЕРИНЫ БИРЮКОВОЙ.


— Хор и ансамбль Balthasar-Neumann — барочники, они же и так знают, как старую музыку надо исполнять. Работая с ними, ты не чувствуешь противодействия — «не учи ученого»?

— Наоборот, подходят после каждой репетиции, говорят спасибо за то, что так много новой информации получили. То, что я делаю сейчас с ними в Моцарте, — это информация уже следующего поколения. Не только для России, но и для Европы. Им это надо. И у них потрясающий энтузиазм, потому что они видят вещи, которых раньше не видели. Так детально никто не работает.

— То есть это другое отношение, чем, скажем, в оркестре Парижской оперы?

— Не сравнить. Это люди, которые говорят со мной на общем языке. Просто развитие фантазии и слуха не имеет предела. Скажем так, у нас есть общий язык, и мы стараемся сделать из него поэзию. Это занимает много времени. Я сижу с ними над каждой нотой, чтобы построить правильную артикуляцию, найти правильную ассоциацию.

У нас с ними очень много проектов намечено, у нас взаимная любовь. Есть предложение «Страсти по Матфею» вместе с моей Musica Аeterna делать. Два оркестра, два хора.

— Тогда давай про твой оркестр поговорим, про его пермское будущее.

— Все переезжают из Новосибирска в Пермь.

— А у кого семьи?

— Все равно.

— Им дают жилье?

— Да.

©  Courtesy Festspielhaus Baden-Baden

Сцена из оперы «Так поступают все женщины»

Сцена из оперы «Так поступают все женщины»

— Но это человек тридцать. А из кого будет состоять новый большой оркестр?

— Из Москвы и Санкт-Петербурга приедут. Большинство тех музыкантов в России, которые нас интересуют, к нам присоединяются. И из Франции, Германии, Голландии тоже приезжают жить в Перми. Девять человек приезжают из Европы, которые нас любят очень.

— Духовики?

— Большинство — да.

— А что будет с тем оркестром, который уже есть в Перми? Ты с ним встречался?

— Нет, но скоро я буду делать с ними программу, и я собираюсь с ними постоянно работать, чтобы поднять качество.

— Как будет функционировать новый оркестр?

— Смотри, каждые 20 дней мы делаем с ними один концерт или оперу в концертном исполнении. Остальное время — репетиции. Чтобы достичь удивительного качества. И два концерта в месяц камерные, где оркестранты обязаны играть, чтобы все развивались как солисты. Внутри оркестра должны быть подразделения — для современной, барочной и ренессансной музыки.

— Какие для этого есть площадки в городе?

— У нас три точки. Во-первых, сцена Оперного театра. Еще мы будем делать концерты в фойе — там оно очень красивое. И органный зал Филармонии.

©  Courtesy Festspielhaus Baden-Baden

Сцена из оперы «Так поступают все женщины»

Сцена из оперы «Так поступают все женщины»

Когда этот новый большой оркестр будет в сборе?

— В сентябре. Уже будет бетховенский состав — это около шестидесяти человек. А в декабре еще больше. И еще будет очень много хороших дирижеров, которые даже в Москве не работают.

Сам театр постепенно переводим в формат stagione. Три постановки в год. Часть театра пока продолжает работать в репертуарном режиме. Но спектакли ставим блоками — три дня подряд один спектакль, чтобы все отрепетировать. Не будет такого, чтобы каждый день новый спектакль. Скажем, три «Онегина», потом один день перерыв, потом три дня другое название.

А хватит публики в Перми на три вечера подряд с одним названием?

— Хватит. Потому что не будет рутины, мы будем хороших певцов на каждый спектакль привозить. Я перевожу туда всех моих певцов.

То есть, скажем, Вероника Джиоева тоже уходит из Новосибирска в Пермь?

— Ну конечно. Вся моя команда, которую я туда привез, уходит.

А тогда что происходит с местной оперной труппой? Она распускается?

— Почему? Я намерен заниматься с местными певцами. И вырастить их. Это моя работа в принципе. Ими просто никто не занимался.

Уже какие-то запланированы премьеры?

— «Так поступают все женщины» в сентябре — из Баден-Бадена. Но будет другой каст, очень мощный — Кермес будет петь, Джиоева, Малена Эрман. Потом мы делаем оперу Курляндского «Носферату», где режиссер будет Теодор Терзопулос и инсталлятор Янис Кунелис. Это первый раз Кунелис в опере, об этом бы мечтал любой оперный театр мира! И потом, у меня переговоры с Черняковым, но пока не могу сказать название. А следующий год — «Свадьба Фигаро» с тем же Филиппом Химмельманом, который поставил «Так поступают все женщины». Еще намечена копродукция с театром Real (Жерар Мортье, который руководит сейчас мадридским театром, уже делал совместную постановку с Новосибирском, над которой тогда работали Курентзис и Черняков. — OS). Планы очень большие.

©  Courtesy Festspielhaus Baden-Baden

Сцена из оперы «Так поступают все женщины»

Сцена из оперы «Так поступают все женщины»

Сколько ты будешь проводить времени в Перми?

— Много.

У тебя же есть еще западные проекты…

— Есть. Что интересно, оставлю; другое отменяю, чтобы быть в Перми.

С Большим театром какие у тебя перспективы?

— «Воццек» и «Утраченные иллюзии» Десятникова. И всё.

Каково будущее Дягилевского фестиваля, который много лет существует вокруг Пермского театра и является одним из самых серьезных и масштабных в России?

— Следующий фестиваль я возьму в свои руки. Есть идея, чтобы Анатолий Васильев был главным лицом следующего фестиваля.

На какой срок подписан твой контракт с Пермью?

— На пять лет. Если бы этого не случилось, я все равно бы забрал из Новосибирска Musica Aeterna. Были предложения перевести оркестр в Европу. Но из-за того, что я люблю Россию, я считаю, что нужно продолжать эту работу.

Мы, конечно, хотим сделать абонемент в Москве и Петербурге, чтобы можно было показывать, что мы сделали. Но в идеале нужно, чтобы люди приезжали нас послушать в Пермь. Есть недорогие билеты. Один час с небольшим лететь — чтобы послушать настоящую музыку, с деталями, с качеством. То, что невозможно услышать в Москве и Петербурге. ​

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:30

  • serious-series· 2011-01-31 20:54:11
    Да, пыль в глаза Курентзис умеет пускать, как никто. "Были предложения перевести оркестр из Европу..." А переселил в Пермь - какой нонконформист и патриот!

    Да, пермякам какое-то время будут все завидовать, но слишком обольщаться не стоит. Рекомендую к чтению старые интервью Курентзиса о работе с Новосибирским оперным: постарайтесь найти 10 отличий.
  • Trolly· 2011-01-31 23:24:06
    ПАВЛИН!)
  • basssta· 2011-02-01 08:46:00
    Курентзис-"человек мира" - это, конечно, прекрасно и неудивительно при его таланте, но вывезти из Новосибирска такую кучу музыкантов, когда Оперный и так не лучшие времена переживает, это свинство настоящее(
  • irinkor· 2011-02-01 10:53:13
    14 недель в году в Перми - это, конечно, много. Очень много.... "заниматься с местными певцами, вырастить их...", да еще 3 постановки в год... и все за 14 недель.
    Свои актеры живут в общагах и гостиницах много лет. Зато всем приезжим все дадут и обеспечат...
    А мы прекрасно понимаем, что с нашим театром будет то же самое, что и с Новосибирским. Как только найдется кто-то типа нашего министра-министра, который предложит лучшие условия оплаты... И тогда он со всей своей командой "которую он привез сюда (название города N)" улетит туда... При этом своих уже не останется к тому времени...
  • logos· 2011-02-01 11:28:14
    Лучше, наверное, жить без событий? Кто способен шевелиться, найдет себя, остальные займут подобающее им место. Репертуарные театры годятся только для ликбеза, в них давно ничего не происходит. А это, господа, скучно.
  • trumpetist· 2011-02-01 12:03:59
    Здорово... Вообще, в оперные театры по стране надо заслать бригаду Курентзисов - чтобы учили и приучали. Хуже не будет. Вопрос, будут ли учиться...
  • pv· 2011-02-01 14:45:14
    поддерживаю тезис logos: жизнь в движении, остальное - от лености лукавой

    хочется К. в СПб услышать, в недалёком будущем, разумеется
  • irinkor· 2011-02-01 15:27:38
    Худ.рук- это человек, которому не безразлично будущее того коллектива, в который он пришел, не так ли, господа? Иначе - ради чего? Пермь - не Париж, не Баден-Баден.
    Теперь мы имеем Новосибирск, который просто кинули. Потом этот список пополнится Пермью.
    В Пермском оперном скучно не было никогда. А теперь мы будем слушать только Моцарта. Простите, в основном Моцарта.
    Учиться - будут. Главное, если есть чему научить и будет время учить. У нас есть талантливая молодежь.
    Хотите услышать в СПб? Позовите. Пообещайте горы золотые (и обеспечьте их!), и - вуа-ля!
  • pv· 2011-02-01 17:00:41
    просто я удивляюсь здесь на жестких, мягко говоря, критиков - как могут музыканты выдыхать из себя такой яд? вроде ж музыкой дышите, а не кислые щи антимузыкальной попсы хлебаете
  • irinkor· 2011-02-01 17:18:28
    А кто тут музыкант?
  • irinkor· 2011-02-01 17:21:37
    Как написал serious-series - достаточно почитать старые интервью о работе с Новосибирским театром. И перспектива вырисовывается.
  • agll· 2011-02-01 19:30:16
    какая пыль и какой он, однако, неприятный.
  • clitorello· 2011-02-01 19:32:39

    В нашей косматой провинции, на обочине всех актуальных культурных процессов, деятельность интервьюируемого - на фоне всеобщего окоченения - привлекает внимание: журналистов, околовластных заправил "искусства" и мнящей себя прогрессивной публики.

    Моде на показуху, фальшь, показные излишества, "элитарность" и дороговизну Курентзис полностью соответствует. Он напоказ религиозен, как Путин в Рождественской трансляции, он городит маниловские планы и с радостью упивается неким культом собственной личности, воздвигаемым в артистической среде. До популярности Башмета и Спивакова он еще не дорос, но явно очень стремится их переплюнуть. И стать Пугачевой, наверное.

    На костях несчастных новосибирцев он выковал свою сомнительную славу, из их пота выпарил нехитрые формальные приемчики "раскрашивания" партитур. Теперь он их бросит в следующую топку, подкрепив свежими дурачками, поверившими в его басни...

    Очень жаль музыкантов пермского театра, которым это назначение доставит, и, видимо, уже доставило множество досадных неприятностей и унижений. Вряд ли они серьёзно возьмутся отстаивать свои права и честь - но было бы здорово, если бы они принялись за организацию эффективного профсоюза. Это ведь явная ерунда: пусть "коренной" оркестр тащит регулярный репертуар за копейки, а мы с другими людьми за другие деньги будем изредка и очень гениально играть, что нам захочется. Это подлая позиция.

    И ещё одна ассоциация - с недавними заявлениями вновь возникшего Мавроди. Сколько музыкальных "МММ" уже возникало и лопалось за последние годы: оркестр Аум Сенрикё, "Миллениум", "Метро Филармоник"...
  • pv· 2011-02-01 20:10:54
    спасибо, внимательно прочитал
  • il-canone· 2011-02-01 22:56:01
    Знаете, в чем проблема пиара и самопиара на OS Курентзиса? то, что его слишком много. играет в минус.
  • clitorello· 2011-02-01 23:36:43
    Проблема в том, что писать больше не о чем...

    Про кого, например, написать?

    Горенштейна? беда в том, что из всего происходящего - Курентзис чуть ли не единственный дает повод это сделать. И это ужасно. Гергиев заваливает своей сырой массой, а Курентзис постреливает своими претенциозными штучками.

    Хороших, достойных концертов, музыкальных спектаклей в Москве, в России очень мало. Поэтому в сравнение с общим уровнем Теодор выглядит бодрячком. Но в более общем - европейском - контексте он не представляет особого интереса. Он очень провинциальный, местечковый - молодец среди овец. Как будто чувак в спортивном костюме, кожаной куртке и в ботинках с загибающимися носами приехал в Москву всем жлобам по роже надавать. Такие персонажи весьма энергичны, и в качестве лёгкой экзотики можно такого парня пустить в дело: ну, там, в Баден-Бадене для стариков покрутить башкой...

    Так что проблема не в "пиаре", а в узости сознания.
  • pv· 2011-02-02 04:59:58
    и ещё раз спасибо

    только вот не понял: там у них в бэдинБаденах тоже "жлобы", которым он "по рожам" Моцартом прямо заместо мороженого? и насчет "узости сознания" -- это про "стариков", которым у нас не место? или просто я должен как буратина "покрутить башкой" на всю подобную критику и -- прямиком в Байрейт-Зальцбург
  • spb4· 2011-02-02 13:39:01
    вот выше написали - ПАВЛИН - и это правда, и еще - ГОЛЫЙ КОРОЛЬ- тоже правдаю
    а в Питере его хорошо знают, и у него есть уже прививка от Питера) поэтому мы, к величайшему нашему счастью, его вряд ли у себя услышим, и увидим))) вот кто его так лобирует сверху, и почему???
  • clitorello· 2011-02-02 14:37:29
    pv, пожалуйста!

    "жлобы" - это выражение отношения провинциала к столичным обитателям, его злобы и желания всем им показать кузькину мать.

    Трудно надавать по рожам Моцартом, да еще "прибароченным": это "по роже" относится к предполагаемому желанию утвердить свое превосходство, значимость в глазах жителей метрополии.

    Узость сознания - это концентрация на незначительных событиях, происходящих во второстепенных местах: как придание особого статуса выступлению Павла Когана в Кисловодске или постановке Куррентзиса в Баден-Бадене. Хотя, быть может, выступление в кисловодском санатории - это экстравагантно, и Павел Коган гипотетически мог бы дать там цикл симфоний Малера...провести вип-курс музыкотерапии для глав районных и муниципальных образований Северо-Кавказского Федерального округа в рамках кампании по борьбе с коррупцией.

    Вы не должны, конечно, вести себя, как Буратино - и, если есть возможность, поезжайте на здоровье в Байрейт. Там интересно, говорят.

    spb4 - насчет лобби: может быть, там прикладывается Сурков, но не думаю, что очень сильно. Просто, как выше говорилось, кругом тоска, болото, вот и происходят на этом фоне странные вещи.
  • paule-by· 2011-02-02 23:48:08
    serious-series, ВСЕ ЗАВИДОВАТЬ? тут многие НЕ в восторги от приезда ТАКОЙ команды.
    некоторым учреждениям бюджет урезали - что б было чем платить ТЕОДОРУ.
    никто не спорит что Теодор - талантлив, один из последних учеников Мусина - Питерской консерватории, но зачем тащит ОРКЕСТР И ХОР? (((
  • vlad1941· 2011-02-03 07:36:23
    Какиие неумеренные амбиции! Да! От скромност г-н Курентзис не умрет - это точно! Другой вопрос - есть и для таких амбиций основания? Нет слов - Курентзис человек не без талатов, даже более того. Его "Воццек" в Большом сделан прекрасно именно с точки зрения оркестра и работы с певцами. А вот прочтение им музыки Моцарта вызывает во мне внутренне неприиятие. Онн не такое уж бесспорное. Мне кажется, что путь тотального аутентизма - путь оперы в тупик. В нем нет развития или како-то движения. Это путь в стоячий омут.
    Да тут еще одна бяка - Черняков расползается по все России как нефтяное пятно на воде. Не хоелось бы! Но мы обречены на созерцание эротически озабоченного Чернякова вероятно надолго - уж очен онь в мейн-стримм попал! у да Бог с ними.
  • pv· 2011-02-03 08:37:44
    разве плохо, если в Перми будет Консерватория, может что-то неконсервированное там начнут подавать, наконец - свежую рыбу или, там, музыку?)
  • clitorello· 2011-02-03 14:40:11
    Vlad, вы заблуждаетесь по поводу аутентизма - если вам кажется, что Курентзис представляет это течение, которое точнее называется "исторически информированное исполнительство", то вы заблуждаетесь. Он, скорее, использует это название для прикрытия, черпает некие идеи из этой практики, но подлинным "аутентизмом" его опыты признать трудно. Курентзис разработал набор клише, с помощью которого он "разбирается" со всей доступной ему музыкой - от Перселла до Чайковского и даже, не побоюсь этого слова, до Сюмака. Эти приемчики плюс не ограниченный приличным вкусом произвол и составляют "стиль" Куррентзиса, приправленный широкими взмахами волос и рук и ударами каблука в пол.

    К сожалению, известный слоган рекламной кампании Курентзиса о том, что Мусин признал его единственным гением, был растиражирован после смерти мастера, поэтому мы никак не можем проверить это утверждение, так же как и то, каким образом Спивакову досталась его знаменитая "палочка Бернстайна", а также, как Горенштейн учился у Светланова дирижированию.

    PV, а с чего вы взяли, что в Перми будет консерватория?

    Кажется, что весь этот легкий шум будет продолжаться недолго - пока не кончатся деньги у пермских доноров или не сменятся приоритеты, и тогда вся туча "творцов" разбежится, оставив обглоданные косточки и обрывки афиш на тумбах, и не будет ни консерватории, ни театра, и только Трофим в ДК раз в год будет приобщать пермяков к живой культуре.
  • dolchev· 2011-02-03 16:20:26
    Столица автоматически переходит в Васюки...
    Падсталом :-)))
  • spb4· 2011-02-03 17:15:00
    ...валяюсь, ржунемогу, как сейчас принято выражать свои эмоции) Курентзис, Остап Бендер бей в современном воплощении. Аутентисты в ауте от его музицирований, манипулятор в стране, которая всю жизнь доверяла подобным личностям. Оркестр и хор тянет за собой и исключительно из ПИАРских целей - больше шуму. Царя делает свита.
  • brejestovski· 2011-02-03 23:42:40
    Отличный чувак Курентзис. И прекрасный музыкант. И очень хорошо, что он будет в провинции - это безусловно сделает уровень Пермского театра лучше.
  • philip-nodel· 2011-02-04 16:20:55
    Интересно, кто из иностранных духовиков согласится переехать работать в Пермь лишь от симпатии к художественному руководителю? ;-) Я бы всё, связанное с Теодором делил на трое (как, например, обещанную в Перми зарплату), при том что знаю его с 2000 года и отношусь к нему не без симпатии. Однако, стремится всех всему научить "с нуля", вместо того, чтобы рассчитывать на профессионализм музыкантов, доверять им и именно в сотрудничестве добиваться высоких музыкальных результатов - ИМХО крайне недальновидно со стороны любого дирижера.
  • asdfg12345· 2011-02-10 00:07:08
    Просто смешно это читать.
  • nina_gusarova· 2011-02-16 16:02:27
    Уважаемые, создаётся устойчивое впечатление, что все эти многозначительные "профессиональные" "интеллектуальные" "опусы" написаны крайними неудачниками и завистниками. Ай, моська, знать она смешна, что ...
  • nina_gusarova· 2011-02-16 16:02:30
    Уважаемые, создаётся устойчивое впечатление, что все эти многозначительные "профессиональные" "интеллектуальные" "опусы" написаны крайними неудачниками и завистниками. Ай, моська, знать она смешна, что ...
Все новости ›