Французский взгляд на русскую музыку последнего столетия
Имена:
Александр Мосолов · Артур Лурье · Галина Уствольская · Ефим Голышев · Иван Вышнеградский · Николай Рославец · Сергей Протопопов
© www.cite-musique.fr
В то время как у нас идет Год Франции, во Франции идет Год России. Среди большого количества мероприятий, проводимых по всей стране всеми мало-мальски серьезными французскими музыкальными коллективами, театрами, галереями и музеями, одним из самых серьезных стал проект парижского
Сité de la musique («
Город музыки») «Ленин, Сталин и музыка». Он состоит из двух разделов: «Утопия» и «Идеология».
Устроители фестиваля выбрали прекрасную для такого многомерного визуально-музыкального действа площадку – анфиладу примыкающих друг к другу двух концертных и одного выставочного залов, которые имеются в этом уникальном сооружении, открытом в 1995 году. На выставке представлены экспонаты из девятнадцати российских музеев и архивов, включая Третьяковскую галерею, а также из фонда Пауля Захера (Базель, Швейцария), пяти парижских музеев и библиотек, двух музеев и библиотек Германии и Нового национального музея Монако.
Раздел «Утопия» воссоздает, насколько возможно, атмосферу начала прошлого века – пред- и послереволюционного времени, с его творческой свободой, неограниченным полетом фантазии и социальными переворотами. Нашлось место экспонатам театральным, музыкальным и экспериментальным.
Посетители раздела «Идеология» знакомятся с обширной панорамой того, что устроители выставки классифицируют как «Витрина режима». Широко представлены творцы «социалистического реализма». Тут же творчество «врагов народа» и тех композиторов и художников, кто пытался продолжать свою свободную деятельность. Не забыты эмигранты и ГУЛАГ.
Количество и разнообразие экспонатов впечатляет, но ощущение такое, что находишься среди римских развалин. После творческих потрясений и достижений начала прошлого века во всех видах искусства ко дню сегодняшнему случайно уцелели разрозненные обломки, обрывки и остатки целых направлений в искусстве изобразительном, музыке, театре, кино. Их создатели и творцы в подавляющем большинстве погибли и унесли с собой свои идеи и мастерство. Воцарившийся режим одинаково искоренял и тех, кто пытался творить, не вмешиваясь в политику, и тех, кто кокетничал с властью или даже искренне ей служил, но поставил «не на ту лошадь» – слишком близко общался с кем-то, потом оказавшимся в опале. Уехавшие не одолели в большинстве своем чужестранное существование. О сложной жизни творческого человека в неустроенном быту за рубежом очень подробно пишут в дневниках Марина Цветаева и Сергей Прокофьев. Остались «у дел» только придворные монументалисты, портретисты и создатели пафосных ораторий.
Читать текст полностью
Первая половина музыкального марафона проходила в октябре, когда состоялись киноконцерты, концерты симфонической, хоровой и камерной музыки, концертные исполнения опер и форумы, посвященные творчеству композиторов и кинематографистов «утопического» периода. Период «социалистического реализма» в музыке будет представлен публике с 18 декабря по 9 января.
Фестивальная программа была открыта советской классикой: фильмами «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Новый Вавилон» Григория Козинцева с музыкой Дмитрия Шостаковича (оркестр Французского радио под управлением Дмитрия Яблонского и Франка Штробеля) и «Аэлитой» Якова Протазанова с новой музыкой Дмитрия Курляндского (ансамбль «2Е2М» под управлением Пьера Рулье). Кинопрограмму дополнил документальный фильм 1927 года «Колыбельная Москве» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Музыка к нему написана четырьмя московскими композиторами: Юрием Каспаровым, Дмитрием Курляндским, Антоном Сафроновым и Кириллом Уманским (ансамбль МАСМ под управлением Алексея Виноградова). Каждый композитор, создав свое собственное звуковое пространство, изменял акценты зрительного ряда в зависимости от своего собственного мировосприятия.
Отдельный фестивальный пункт – программа «Вечная Россия» знаменитейшего французского хора «Аксентюс» под управлением Лоранс Экибэ, которая включала «Литургию Иоанна Златоуста» Чайковского (хор только что выпустил новый диск с ней и «Всенощным бдением» Рахманинова), семь хоров Танеева на стихи Полонского и десять поэм Шостаковича на стихи революционных поэтов. Поразительно, насколько чисто и четко произношение русских текстов у французского хора. Это при том, что у русских солирующих вокалистов, поющих на родном языке, зачастую ни слова понять невозможно.
Особый акцент на фестивале был сделан на малоизвестной музыке двух знаменитых композиторов – совсем молодом Шостаковиче и Прокофьеве парижского периода. Две неоконченные оперы Шостаковича, «Игроки» и «Большая молния», исполнили солисты московского Центра оперного пения Галины Вишневской и оркестр Парижской консерватории (этот проект доехал до Москвы и Перми). Вторую симфонию, Второй концерт для скрипки с оркестром и сюиту из балета «Стальной скок» Прокофьева играл Филармонический оркестр Немецкого радио Саарбрюкена – Кайзерслаутерна под управлением Геннадия Рождественского с солистом Александром Рождественским (скрипка).
Музыкой композиторов так называемого «второго эшелона» занялись два московских ансамбля современной музыки: «Студия новой музыки» и МАСМ. Это такие имена, как Николай Рославец, Артур Лурье, Александр Мосолов, Ефим Голышев, Сергей Протопопов, Иван Вышнеградский (на его сочинениях для двух роялей, настроенных с разницей в четверть тона, сделал упор МАСМ). «Вторым эшелоном» их называть несправедливо. Их грустная судьба – показатель того, как мало получается сделать композитору за свою жизнь, когда нет возможности творчески развернуться.
В ту же тему русской музыки последнего века попал и концерт знаменитого голландского ансамбля «Аско-Шёнберг» под управлением Рейнберта де Леу в рамках парижского «Осеннего фестиваля». Концерт начался с двух произведений молодых композиторов – Валерия Воронова и колумниста OPENSPACE.RU Бориса Филановского, который выступал еще и в роли вокалиста-экстремала. Дальше в программе время пошло вспять: прозвучали произведения Николая Обухова (изначально написанные для голоса и фортепиано) в аранжировке Элмера Шенбергера для ансамбля. А все второе отделение было посвящено музыке Галины Уствольской, которую в свое время именно де Леу начал активно исполнять.
Музыка Уствольской – противовес всем сочинениям, прозвучавшим в проекте «Утопия». Точнее сказать, изнанка той жизни, которую в проекте Сité de la musique мы видели с фасада. Ее музыка (в которой, например, есть удары молотком по ящику в форме гроба) не выражает ничего, кроме беспросветного отчаяния. Она затягивает в такой мрак, что начинаешь понимать, что реально ощущали люди, жившие под постоянной угрозой ареста, лагерей или расстрела.
Далее в Париже и пригородах состоялись три совместных концерта московского МАСМа и французского ансамбля «Алеф», в которых звучали произведения уже только наших современников, в основном поколения до сорока (сегодня начинается фестиваль в музее Глинки с участием этих двух коллективов под названием «Музыка нашего времени»).
Поскольку одни композиторы уже много лет живут в Германии, а остальные имеют в сети доступ практически к любым партитурам, записям, справочным материалам и учебникам, то ни одна современная музыкальная техника уже ни для кого не является загадкой. {-tsr-}Поэтому было интересно слушать и наблюдать, как они этими средствами выразительности пользуются. Удивительно, сказал со сцены Кристоф Руа, виолончелист ансамбля «Алеф», что российские молодые композиторы увлекаются техниками семидесятых годов, а их сочинения заряжены довольно грустно и мрачно. Ну что же, будем ждать, когда появится веселый новатор.
а что в иркаме в этот обоюдодружественный ф.-р. год происходит?
Кураторский креатив в виде Мосолова с Рахманиновым внушает, но почему нет, например, реляций о других событиях года России во Франции, я понимаю, что Кириллу или Васе Петренко, или Лепажу с Оно не облмилась дружба с колумнистами Опенспейса, но они тоже кой чего наваяли в рамках этого самого года. В Бастий, помимо Амфитеатра есть еще ведь и основная сцена.
Борис Филановский всю жизнь писал музыку и только факультативно - эссе. Именно поэтому он и в Париже, Берлине, Амстердаме и. т. д.
Конечно, прицельность, с которой из всего множества мероприятий было выбрано именно это, с поразительно остроумным и свежим концептом из ГУЛАГа и Уствольской и кстати подвернувшимися "колумнистами" поражает.
Алена писала о современной музыке, и, по-моему все основные события этой осени охватила. Мероприятие, о котором она писала (цикл концертов в Сите де ля музик и Бастий), согласитесь, в Париже очень заметное - реклама -то в каждом переходе висит. Если считаете что автор охватил не все - напишите свою колонку.
Колумнисты, в общем, не виноваты что они композиторы, и что их играют. Если оперные драматурги не в курсе - это их проблемы, а не колумнистов)).
Демиурги же с отечественной пропиской качают партитуры (отсканироанные) на форуме классика и в закрытых коммъюнити живого журнала).
Вроде все)
киньте в меня камень,интересно...
http://www.myspace.com/pavelkarmanov
В Париже в переходах столько рекламы висит, что аргумент не очень убедительный, а понять какое отношение имеет Рахманинов с Шостаковичем к современной музыке еще сложнее.
Если знать ситуацию с правообладателями, издательствами, а главное, с какой резвостью юные демиурги, не довольствуясь форумом "Классика" рвутся прочь из страны, есть подозрение, что в сканер влазит далеко не все, и они об этом знают.
Я понимаю, что цеховая солидарность вам не позволит назвать вещи своими именами, но вместо действительно необходимого культпросвета в новой музыке все опять сводится к междусобойчику провинициальной (пардон) композиторской тусовки.
Когда один из колумнистов поминает всуе Лахенмана, он, есть ощущение, даже не задумывается, что это имя не всем профессорам комп кафедры знакомо и при таком подходе не будет знакомо и дальше.
Без обид, но свежие события осени - контракт с Кириллом Петренко в Баварской опере, взамен дутой звезды Нагано, контракт Борейко с Бельгийским НО и Сохиева с ДСО в Берлине - это чуть важнее вояжа в Амфитеатр.
Но ОС настолько занят происшествиями в родном колхозе, что все остальное - в полном игноре.
С уважением,
СН
Ах, ах. Опенспейс в атаке.
Дебильно то, что парижский автор просыпается только при приезде группы товарищей, творчество которых, в отл. от вышеперечисленных имеет сугубо локальный характер - равно как почти три четверти текстов о новой музыке на ОС. Все эти страсти вокруг Ютьюбов,творчество Десятникова, Поспелова - абсолютная периферия европейской музыкальной жизни вообще и новой музыки, в частности.
Вы это прекрасно знаете и речь именно об этом. Жаль, что вы не понимаете, чем чреваты эти кумовство и партийность. В Европе не один Курляндский живет, полно русскоязычных композиторов-экспатов, наши люди есть и в Шотте (помимо Щедрина и Раскатова) ,но кому нужны конкуренты?
И про АРД, кстати, невредно было б написать, чем ставить пустопорожнее интервью с профессором Квастхоффом.
то автор. Вопрос стоял иначе - почему из дебютов и тп. и проч. была выбрана эта "выставка"? Очень интересный концепт? Рахманинов с Аксентюсом (который сам по себе повод для отдельного текста и не плохо б русской публике рассказать, что это такое)? Или знакомство парижской публики с Мосоловым?
Тут совершенно бессмысленно строить домыслы.