Ощущение такое, что находишься среди римских развалин.

Оцените материал

Просмотров: 11654

«Ленин, Сталин и музыка» в парижском Сité de la musique

Алена Ганчикова · 03/11/2010
Французский взгляд на русскую музыку последнего столетия

Имена:  Александр Мосолов · Артур Лурье · Галина Уствольская · Ефим Голышев · Иван Вышнеградский · Николай Рославец · Сергей Протопопов

©  www.cite-musique.fr

«Ленин, Сталин и музыка» в парижском Сité de la musique
В то время как у нас идет Год Франции, во Франции идет Год России. Среди большого количества мероприятий, проводимых по всей стране всеми мало-мальски серьезными французскими музыкальными коллективами, театрами, галереями и музеями, одним из самых серьезных стал проект парижского Сité de la musiqueГород музыки») «Ленин, Сталин и музыка». Он состоит из двух разделов: «Утопия» и «Идеология».

Устроители фестиваля выбрали прекрасную для такого многомерного визуально-музыкального действа площадку – анфиладу примыкающих друг к другу двух концертных и одного выставочного залов, которые имеются в этом уникальном сооружении, открытом в 1995 году. На выставке представлены экспонаты из девятнадцати российских музеев и архивов, включая Третьяковскую галерею, а также из фонда Пауля Захера (Базель, Швейцария), пяти парижских музеев и библиотек, двух музеев и библиотек Германии и Нового национального музея Монако.

Раздел «Утопия» воссоздает, насколько возможно, атмосферу начала прошлого века – пред- и послереволюционного времени, с его творческой свободой, неограниченным полетом фантазии и социальными переворотами. Нашлось место экспонатам театральным, музыкальным и экспериментальным.

Посетители раздела «Идеология» знакомятся с обширной панорамой того, что устроители выставки классифицируют как «Витрина режима». Широко представлены творцы «социалистического реализма». Тут же творчество «врагов народа» и тех композиторов и художников, кто пытался продолжать свою свободную деятельность. Не забыты эмигранты и ГУЛАГ.

Количество и разнообразие экспонатов впечатляет, но ощущение такое, что находишься среди римских развалин. После творческих потрясений и достижений начала прошлого века во всех видах искусства ко дню сегодняшнему случайно уцелели разрозненные обломки, обрывки и остатки целых направлений в искусстве изобразительном, музыке, театре, кино. Их создатели и творцы в подавляющем большинстве погибли и унесли с собой свои идеи и мастерство. Воцарившийся режим одинаково искоренял и тех, кто пытался творить, не вмешиваясь в политику, и тех, кто кокетничал с властью или даже искренне ей служил, но поставил «не на ту лошадь» – слишком близко общался с кем-то, потом оказавшимся в опале. Уехавшие не одолели в большинстве своем чужестранное существование. О сложной жизни творческого человека в неустроенном быту за рубежом очень подробно пишут в дневниках Марина Цветаева и Сергей Прокофьев. Остались «у дел» только придворные монументалисты, портретисты и создатели пафосных ораторий.

Первая половина музыкального марафона проходила в октябре, когда состоялись киноконцерты, концерты симфонической, хоровой и камерной музыки, концертные исполнения опер и форумы, посвященные творчеству композиторов и кинематографистов «утопического» периода. Период «социалистического реализма» в музыке будет представлен публике с 18 декабря по 9 января.

Фестивальная программа была открыта советской классикой: фильмами «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Новый Вавилон» Григория Козинцева с музыкой Дмитрия Шостаковича (оркестр Французского радио под управлением Дмитрия Яблонского и Франка Штробеля) и «Аэлитой» Якова Протазанова с новой музыкой Дмитрия Курляндского (ансамбль «2Е2М» под управлением Пьера Рулье). Кинопрограмму дополнил документальный фильм 1927 года «Колыбельная Москве» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Музыка к нему написана четырьмя московскими композиторами: Юрием Каспаровым, Дмитрием Курляндским, Антоном Сафроновым и Кириллом Уманским (ансамбль МАСМ под управлением Алексея Виноградова). Каждый композитор, создав свое собственное звуковое пространство, изменял акценты зрительного ряда в зависимости от своего собственного мировосприятия.

Отдельный фестивальный пункт – программа «Вечная Россия» знаменитейшего французского хора «Аксентюс» под управлением Лоранс Экибэ, которая включала «Литургию Иоанна Златоуста» Чайковского (хор только что выпустил новый диск с ней и «Всенощным бдением» Рахманинова), семь хоров Танеева на стихи Полонского и десять поэм Шостаковича на стихи революционных поэтов. Поразительно, насколько чисто и четко произношение русских текстов у французского хора. Это при том, что у русских солирующих вокалистов, поющих на родном языке, зачастую ни слова понять невозможно.

Особый акцент на фестивале был сделан на малоизвестной музыке двух знаменитых композиторов – совсем молодом Шостаковиче и Прокофьеве парижского периода. Две неоконченные оперы Шостаковича, «Игроки» и «Большая молния», исполнили солисты московского Центра оперного пения Галины Вишневской и оркестр Парижской консерватории (этот проект доехал до Москвы и Перми). Вторую симфонию, Второй концерт для скрипки с оркестром и сюиту из балета «Стальной скок» Прокофьева играл Филармонический оркестр Немецкого радио Саарбрюкена – Кайзерслаутерна под управлением Геннадия Рождественского с солистом Александром Рождественским (скрипка).

Музыкой композиторов так называемого «второго эшелона» занялись два московских ансамбля современной музыки: «Студия новой музыки» и МАСМ. Это такие имена, как Николай Рославец, Артур Лурье, Александр Мосолов, Ефим Голышев, Сергей Протопопов, Иван Вышнеградский (на его сочинениях для двух роялей, настроенных с разницей в четверть тона, сделал упор МАСМ). «Вторым эшелоном» их называть несправедливо. Их грустная судьба – показатель того, как мало получается сделать композитору за свою жизнь, когда нет возможности творчески развернуться.

В ту же тему русской музыки последнего века попал и концерт знаменитого голландского ансамбля «Аско-Шёнберг» под управлением Рейнберта де Леу в рамках парижского «Осеннего фестиваля». Концерт начался с двух произведений молодых композиторов – Валерия Воронова и колумниста OPENSPACE.RU Бориса Филановского, который выступал еще и в роли вокалиста-экстремала. Дальше в программе время пошло вспять: прозвучали произведения Николая Обухова (изначально написанные для голоса и фортепиано) в аранжировке Элмера Шенбергера для ансамбля. А все второе отделение было посвящено музыке Галины Уствольской, которую в свое время именно де Леу начал активно исполнять.

Музыка Уствольской – противовес всем сочинениям, прозвучавшим в проекте «Утопия». Точнее сказать, изнанка той жизни, которую в проекте Сité de la musique мы видели с фасада. Ее музыка (в которой, например, есть удары молотком по ящику в форме гроба) не выражает ничего, кроме беспросветного отчаяния. Она затягивает в такой мрак, что начинаешь понимать, что реально ощущали люди, жившие под постоянной угрозой ареста, лагерей или расстрела.

Далее в Париже и пригородах состоялись три совместных концерта московского МАСМа и французского ансамбля «Алеф», в которых звучали произведения уже только наших современников, в основном поколения до сорока (сегодня начинается фестиваль в музее Глинки с участием этих двух коллективов под названием «Музыка нашего времени»).

Поскольку одни композиторы уже много лет живут в Германии, а остальные имеют в сети доступ практически к любым партитурам, записям, справочным материалам и учебникам, то ни одна современная музыкальная техника уже ни для кого не является загадкой. Поэтому было интересно слушать и наблюдать, как они этими средствами выразительности пользуются. Удивительно, сказал со сцены Кристоф Руа, виолончелист ансамбля «Алеф», что российские молодые композиторы увлекаются техниками семидесятых годов, а их сочинения заряжены довольно грустно и мрачно. Ну что же, будем ждать, когда появится веселый новатор.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:25

  • pv· 2010-11-03 18:01:17
    спасибо за информацию.

    а что в иркаме в этот обоюдодружественный ф.-р. год происходит?
  • n-voice· 2010-11-03 18:45:48
    Тоже ждем веселых новаторов.)) Спасибо за обзор.
  • prostipoma· 2010-11-03 19:03:10
    Про техники семидесятых годов - это сильно.
  • kotjonok· 2010-11-03 20:10:51
    Он это сказал со сцены в середине концерта
  • nobirukova· 2010-11-03 23:03:12
    ого, а филановский-то не зря письма открытые писал. вот его уже и в самих парижах заметили. а насколько был экстремальный вокал? и что это означает? пугающее и тревожное название. это когда просто орут, что есть мочи? ну. да, этго настоящее искусство. вот только не перестарался ли он? а вдруг после такого, извините, "вокала" его перестанут звать в парижи и он опять станет известен только читателям этого сайта. конечно, как ему этосвойственно, он будет продолжать писать статьи на отвлеченые темы и подметные (сорри, последнее слово не читать) открытые письма. с дебютом вас, волист-экстремал
  • prostipoma· 2010-11-04 00:58:00
    Я, конечно, дико извиняюсь, а когда и где Шотт или, к примеру, семейство Штокхаузенов повыкладывало свои бесценные партитуры в сети?
    Кураторский креатив в виде Мосолова с Рахманиновым внушает, но почему нет, например, реляций о других событиях года России во Франции, я понимаю, что Кириллу или Васе Петренко, или Лепажу с Оно не облмилась дружба с колумнистами Опенспейса, но они тоже кой чего наваяли в рамках этого самого года. В Бастий, помимо Амфитеатра есть еще ведь и основная сцена.
  • kotjonok· 2010-11-04 01:47:56
    Половина концертов шла на основной сцене. И в рамках года очень многие что-то наваяли, всех "осветить" невозможно.
  • n-voice· 2010-11-04 04:58:02
    to no birukova.
    Борис Филановский всю жизнь писал музыку и только факультативно - эссе. Именно поэтому он и в Париже, Берлине, Амстердаме и. т. д.
  • prostipoma· 2010-11-04 16:11:09
    И все таки про "практически любую партитуру"? Где они лежат, доступные для демиургов с отечественной пропиской?
    Конечно, прицельность, с которой из всего множества мероприятий было выбрано именно это, с поразительно остроумным и свежим концептом из ГУЛАГа и Уствольской и кстати подвернувшимися "колумнистами" поражает.
  • n-voice· 2010-11-04 22:06:14
    то prostipoma
    Алена писала о современной музыке, и, по-моему все основные события этой осени охватила. Мероприятие, о котором она писала (цикл концертов в Сите де ля музик и Бастий), согласитесь, в Париже очень заметное - реклама -то в каждом переходе висит. Если считаете что автор охватил не все - напишите свою колонку.

    Колумнисты, в общем, не виноваты что они композиторы, и что их играют. Если оперные драматурги не в курсе - это их проблемы, а не колумнистов)).

    Демиурги же с отечественной пропиской качают партитуры (отсканироанные) на форуме классика и в закрытых коммъюнити живого журнала).

    Вроде все)
  • pavelkarmanov· 2010-11-05 01:32:23
    я весёлый неноватор....
    киньте в меня камень,интересно...
    http://www.myspace.com/pavelkarmanov
  • prostipoma· 2010-11-05 02:11:25
    А фестиваль в Донауешенгире - не событие осени, к примеру? А начало сезона в Клангфоруме? Индустрия современной музыки так обильна,что присутствия одних и тех же лиц в каждом втором тексте про это дело удивляет, вероятно, оне определяют ландшафт современной музыки в Европе, но,это, поверьте, так неочевидно..Сикорскому с Шоттом тоже неочевидно, но это так, к слову.
    В Париже в переходах столько рекламы висит, что аргумент не очень убедительный, а понять какое отношение имеет Рахманинов с Шостаковичем к современной музыке еще сложнее.
    Если знать ситуацию с правообладателями, издательствами, а главное, с какой резвостью юные демиурги, не довольствуясь форумом "Классика" рвутся прочь из страны, есть подозрение, что в сканер влазит далеко не все, и они об этом знают.
    Я понимаю, что цеховая солидарность вам не позволит назвать вещи своими именами, но вместо действительно необходимого культпросвета в новой музыке все опять сводится к междусобойчику провинициальной (пардон) композиторской тусовки.
    Когда один из колумнистов поминает всуе Лахенмана, он, есть ощущение, даже не задумывается, что это имя не всем профессорам комп кафедры знакомо и при таком подходе не будет знакомо и дальше.

  • n-voice· 2010-11-05 05:55:43
    Про Донауэшинген и Клангфорум надо писать обязательно! Кстати Лидия Адер недавно написала, можно по идее было и опубликовать))). Как и про "Кирилла с Васей", о которых вы писали в предыдущем комментарии. Я думаю, что вообще нужно много хороших статей, хороших и разных. Но тут конкретно речь о годе Франции в России а он устроен (насколько я понял по информации и по собственным впечатленииям в Париже, где был на прошлые выходные на этих самых концертах), в общем примерно так как Алена описывает. Действительно есть Шостакович с Танеевым и есть Курляндский с Филановским. Мне бы тоже хотелось большего разнообразия, но пойди французам это объясни)))
  • prostipoma· 2010-11-06 01:41:58
    Тут конкретно речь не о годе России, ибо он включает массу меропритятий, в каком то смысле более важных, чем явление колумнистов ОС в Амфитетатре Бастий.
    Без обид, но свежие события осени - контракт с Кириллом Петренко в Баварской опере, взамен дутой звезды Нагано, контракт Борейко с Бельгийским НО и Сохиева с ДСО в Берлине - это чуть важнее вояжа в Амфитеатр.
    Но ОС настолько занят происшествиями в родном колхозе, что все остальное - в полном игноре.
  • n-voice· 2010-11-06 04:27:08
    Все перчисленные события оченоь важные но к году России во Франции отношения не имеют. Как-то немного дебильно упрекать автора статьи о парижской музыкальной жизни в том, что она не пишет о Баварской Штаатсопер, не правда ли? Может быть, Вам лучше обратиться в редакцию или написать обзор самому?

    С уважением,
    СН
  • pv· 2010-11-06 07:47:24
    ...в 1842 нем. химик Я. Г. Шиль открыл, что спирты образуют гомологический ряд, отличаясь на нек. постоянную величину (правда, он ошибся, описав её как C2H2), а спустя 2 года Шарль Жерар установил верное гомологическое соотношение CH2...
  • kontrakadenz· 2010-11-06 11:59:02
    интересная статья, спасибо. действительно насыщенная программа.
  • o247· 2010-11-06 19:04:22
    Воцарившийся режим одинаково искоренял и тех, кто пытался творить, не вмешиваясь в политику, и тех, кто кокетничал с властью или даже искренне ей служил, но поставил «не на ту лошадь» – слишком близко общался с кем-то, потом оказавшимся в опале.

    Ах, ах. Опенспейс в атаке.
  • prostipoma· 2010-11-07 01:52:24
    Уважаемый СН, дебют Василия Петренко в Бастий в "Онегине" имел к этому непосредствнное отношение. Огромная программа - с участием Кирилла Петренко и кучей русских певцов - в Лионе, еще какое отношение, и пр. и др. Совершенно очевидно, что текст был инспирирован выездом группы близких к Спейсу товарищей, а не программой Аксентюса или гастролью Рождественского.
    Дебильно то, что парижский автор просыпается только при приезде группы товарищей, творчество которых, в отл. от вышеперечисленных имеет сугубо локальный характер - равно как почти три четверти текстов о новой музыке на ОС. Все эти страсти вокруг Ютьюбов,творчество Десятникова, Поспелова - абсолютная периферия европейской музыкальной жизни вообще и новой музыки, в частности.
    Вы это прекрасно знаете и речь именно об этом. Жаль, что вы не понимаете, чем чреваты эти кумовство и партийность. В Европе не один Курляндский живет, полно русскоязычных композиторов-экспатов, наши люди есть и в Шотте (помимо Щедрина и Раскатова) ,но кому нужны конкуренты?
  • kontrakadenz· 2010-11-07 10:36:27
    вообще-то я в москве живу. даже под москвой...
  • kontrakadenz· 2010-11-07 10:44:37
    и еще чуть-чуть - "парижский автор проснулся" ровно с началом выставки, о которой речь в статье. и какое отношение имел дебют петренко в бастий и программа в лионе к выставке "ленин, сталин и музыка" в париже я что-то никак не пойму... вы чего там кипятитесь?
  • bf· 2010-11-07 10:56:47
    пора на сайт опенспейс прикрутить какой-нить движок для блогов, и пусть простипома пишет про то, что ея волнует, а все будут читать и хаять: мол, почему именно про петренко? почему не написала про конкурс ard или про musica viva, ведь и то и другое в мюнхене!
  • prostipoma· 2010-11-09 12:09:41
    Ну по-человечески понятно, что вас волнует собственное место в искусстве куда более всяких петренок с их баварскими операми и байройтами.
    И про АРД, кстати, невредно было б написать, чем ставить пустопорожнее интервью с профессором Квастхоффом.
    то автор. Вопрос стоял иначе - почему из дебютов и тп. и проч. была выбрана эта "выставка"? Очень интересный концепт? Рахманинов с Аксентюсом (который сам по себе повод для отдельного текста и не плохо б русской публике рассказать, что это такое)? Или знакомство парижской публики с Мосоловым?
  • pv· 2010-11-09 19:53:58
    относительно Аксентюса с Мосоловым согласен
  • kotjonok· 2011-01-19 20:14:15
    Да, грандиозная выставка, интересный концепт, большое количество концертов за очень короткий срок, центральный концертный зал. Большое количество факторов повлияло на выбор сюжета. Совершенно не понятны претензии. Что касается дебюта Петренко в Бастий, то откройте сводную оперную и концетную программу Франции и посмотрите: наши музыканты выступают практически каждый день одновременно в разных городах. За всеми не набегаешься. О ком не напишешь, всегда найдутся недовольные что написали о том, а не об этом. Элементарная вутрицеховая ревность.
    Тут совершенно бессмысленно строить домыслы.
Все новости ›