Предполагается, что публика должна насмотреться нормальных «Дон Жуанов» – так, чтобы уж тошнило.

Оцените материал

Просмотров: 18828

«Дон Жуан» в Большом театре

Екатерина Бирюкова · 01/11/2010
Чернякову и Курентзису тесно в одном спектакле

Имена:  Алина Яровая · Вольфганг Амадей Моцарт · Димитриос Тилякос · Дмитрий Черняков · Екатерина Щербаченко · Колин Бальцер · Теодор Курентзис · Франко Помпони

©  Дамир Юсупов / Большой театр

Сцена из оперы «Дон Жуан»

Сцена из оперы «Дон Жуан»

В Большом театре проходит премьерная серия первой оперной постановки сезона, которой еще до ее рождения было уготовано место главного оперного события года. Помимо имен Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, которые сами по себе являются этакими опознавательными сигналами, есть еще название престижного французского фестиваля в Экс-ан-Провансе, где премьера спектакля – правда, с наполовину другим кастингом и другим дирижером – прошла этим летом. «Дон Жуан» – это копродукция с Эксом, а также с мадридским театром «Реал» (где теперь правит знаменитый оперный интендант и горячий поклонник Чернякова с Курентзисом Жерар Мортье) и Оперой Торонто. Можно сказать, актуальная европейская новинка с пылу с жару.

Про режиссерскую концепцию Чернякова, которую можно было посмотреть (в зависимости от финансовых возможностей) живьем или в сети, уже написаны тома красивых исследований, в том числе и на OPENSPACE.RU. Поэтому напомню только три главные постановочные идеи.

1. Нет никаких сверхчеловеческих сил. Вместо эффектной загробной жизни – тихий семейный ад, в который погружены все восемь героев оперы, превращенные в членов одной респектабельной семьи. Вместо пришельца с того света на финальное застолье семьи приходит специально нанятый родственниками, загримированный под Командора человек, который доводит Дон Жуана до сердечного приступа. Вот и все. Зато все остальные, совершив совместную гадость и успешно перешагнув через испытание под названием «Дон Жуан», испытывают наконец облегчение, расслабляются, немедленно излечиваются от неврозов и очень уместно поют заключительный мажорный ансамбль.

©  Дамир Юсупов / Большой театр

Сцена из оперы «Дон Жуан»

Сцена из оперы «Дон Жуан»

2. Дон Жуан никакой не мачо, а довольно слабый, но симпатичный человек, который от женщин все больше склоняется к бутылке. Одна из самых щемящих сцен – Серенада, которую он почти шепотом, кружась в одиноком пьяном танце, напевает вовсе не служанке, а самому себе. Дело, конечно, не в сексуальной распущенности, которая в спектакле показана с какой-то детской неловкостью. Главное в том, что он другой, лишний; он и притягивает, и несет с собой разрушение.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • nobirukova· 2010-11-01 20:38:01
    Красиво выкрутились, Екатерина! Соглашусь с Черняковым - какая разница жильные струны или нежильные, если Курентзис не сходится с певцами процентах в семидесяти. Как же вы с Поспеловм лукавы! Если бы такой процент нестыковки выдавал Ведерников - ну, четно скажите - вы бы его растоптали и смешали с грязью. Почему же вы теперь гладите по головке (Ой, сорри за каламбур) своего любимца Курентзиса и журите его только. Свинство, да и только. Политика двойных стандартов.
    Мало того, не хватило духу поругать плохих - очень плохих! - пррвинциальных певцов. Но их же пригласил другой ваш друг...И, наконец, надо честно сказать. Нельзя было отмененный спектакль Васильева заменять Черняковым. Конечно, за это руководство театра опять получило высший от неразборчивых критикесс, да и Золотую маску дадут наверняка. Но даже самые больше поклонники Черянковы могут признать, что этот спектакль - не из лучших черняковских. Да и в Москве ему делать нечего. Особенно когда премьерный спектакли закончатся, и на спектакль будут ходить бабушки и рядовые зрители. Впрочем,не жалко Дмитрия, он сам себя высек как унтерофицерская вдова. Не надо было соглашаться и переносить фестивальный продукт в прогнивший насквозь репертуарный театр. Спасибо журналисту Ходневу в Коммерсанте, он единственный не побоялся сказать правду про Курентзиса. А вы, Бирюкова и Поспелов, просто трусы
  • prostipoma· 2010-11-01 21:43:10
    Раскосец в мюнхенском Дон Жуане, щедро описанный местной прессой, послужил поводом для непродления контракта с Нагано.
    Но добрые феи из Опенспейса, не в пример злобным немецким коллегам, не оставят своих крошек Цахес в беде.
  • nobirukova· 2010-11-01 22:14:33
    да те, кто здесь пишут, они и сами крошки Цахес настоящие :) всех обманывают, а им верят :)
    Вы только почитайте пассаи из этой статьи, написаной почти детской ручонкой и несмышленышем:
    "Главное в том, что он другой, лишний; он и притягивает, и несет с собой разрушение".
    <moderated>
    Далее по тексту, убогость изложения только подчеркивает убогость увиденного в театре.
  • nobirukova· 2010-11-01 22:18:52
    труппа Большог театра теперь попляшет на костях Фихтенгольца, который наприглашал этих "европейских" только по паспорту певцов. Поэтому, господа, если вы уже решили Большой-то реформировать, то надо было работать лучше, а не хвататься за первых свободных. А так только горе вам, сторонники постоянной труппы уж вознесут эти ваши проколы на щит понесут по вышестоящим инстанциям. И все, что ваши цахесы НЕ ДЕЛАЮТ, ВСЕ ТОЛЬКО ВО ВРЕД И бОЛЬШОМУ ТЕАТРУ. а УЖ ПЫЖИЛИСЬ: ДА МЫ ТУТ ВСЕ БЫСТРЕНЬКО ИЗМЕНИМ. Кишка тонка, вредители
  • natataka· 2010-11-02 00:35:24
    ОГО. надо посмотреть, што это за фигня такая
  • nobirukova· 2010-11-02 00:53:51
    торопитесь :) остались два спектакля - 2 и 3 ноября. точно известно, что до конца сезона спектаклей не будет. приглашенных певцов, подобранных на разных помойках по случаю, не удается вновь собрать вместе. наверное к следующей Золотой маске выдавят пару спектаклей и на это все закончится. а сколько денег вбухали. а Поспелов радуется, что все равно жильные струны останутся. пусть повесится курентзис на этих жилах, аутентист сибирский, ермак от музыки
  • pv· 2010-11-02 10:47:13
    "оркестровая яма с магнитом Курентзиса... солисты с жизнью, не совпадающей с героем... интернациональный кастинг-то... и есть" ---- ничего не понял, а про Стинга-то -- в особенности... а ведь кто слышал в Скале, вспоминали про "фантастический парящий тенор"
  • bf· 2010-11-02 11:10:58
    ого, как лобковая вошь nobirukova расписалась
  • karambolina· 2010-11-02 13:08:53
    а почему пост nobirukova с оскорблениями никто не забанил? Ау! Модераторы, просыпайтесь
  • nobirukova· 2010-11-02 15:34:40
    банить надо людей, которые вгами обзываются. хотя сами и есть мелкая незначительная вошка, чья музыка нужна трем калекам. вот они и пишут письма открытые. только никому они не нужны и после писем.
  • Drindindin· 2010-11-03 11:28:20
    Опять Екатерина Бирюкова! О, ужас!
  • mena_muria· 2010-11-04 05:12:32
    Абсолютно согласна с nobirukova Возмутительно бесстыдство критиков, почти всех ( адекватное описание "продукции" Чернякова-Курентзиса дала лишь Мария Бабалова).
    Все остальные шьют "Новое платье короля" Видно, так и не разорвать порочный круг . Одни пигмеи будут будут самоутверждаться за счет великих, другие восхищаться их жалкими придумками. 28.10 на канале КУльтура Поспелов захлёбывался от восторга. Увиденное на следующий день ничего , кроме скуки, недоумения и раздражения у меня не вызвало. Даже позавидовала храпящему за нами товарищу. Да и слинявшие после 1 акта ,видимо, бережнее к себе относятся--воздействие антигармонии разрушительно.
  • kontrakadenz· 2010-11-07 13:05:00
    3 ноября был на дон жуане чернякова-курентзиса.

    я вообще-то не люблю осовременивание классики, предпочитаю чтобы новое было все - и музыка, и либретто. но здесь редкое исключение.

    спектакль гениальный. беспросветная потерянность и иступленная зависть. ничтожество отомщено еще большим ничтожеством. логично, что командор не счел этот сброд достойным своего визита.

    певцы играли потрясающе. говорят, это был худший состав - что же тогда лучший!

    оркестр великолепен. и если в случае с воццеком хотелось говорить скорее о подвиге, чем об игре, то тут можно было слушать и получать удовольствие. пару раз были незначительные помарки - но я вижу в этом только прелесть живого театра.

    (судя по некоторым отзывам в прессе и сети, потерянность и зависть, гениально смоделированные черняковым на сцене, передались в зал...)
Все новости ›