Остается тело, из которого ушел дух донжуанства, опустившийся мужик, Моцарт-кутила без Моцарта-творца.

Оцените материал

Просмотров: 13279

Моцарт, «Дон Жуан», Черняков

Борис Филановский · 08/10/2010
Черняков делает оперы-фильмы. Не фильмы-оперы, а наоборот

Имена:  Дмитрий Черняков · Теодор Курентзис

В Большом театре с 28 октября пройдет серия премьерных показов моцартовского «Дон Жуана» в постановке Дмитрия Чернякова. Это будет – с поправкой на местные театральные реалии, несколько иной состав певцов и музыкальное руководство Теодора Курентзиса – спектакль, который впервые показали этим летом на фестивале в Экс-ан-Провансе. И который БОРИС ФИЛАНОВСКИЙ посмотрел по веб-трансляции, разглядев новый этап взаимоотношений Жуана – Моцарта и Командора – отца.


Эта статья – самый что ни на есть бессовестный спойлер. Потому что спектакль Чернякова хорошо бы смотреть как детектив, много раз и без подсказок, разгадывая мотивацию и взаимодействие персонажей. Но пусть будет спойлер, без него никак не выйти на более общие соображения.

Черняков предпринял серию острейших драматургических ходов. Одни из них связаны со структурой повествования, другие – с переосмыслением персонажей. Первый акт поделен на мелкие сцены, между которыми довольно долгие паузы, опускается занавес и зрителей уведомляют, сколько дней прошло между сценами (которые у Моцарта происходят встык одна за другой) и даже между отдельными номерами, а бывает даже – между речитативом и той арией, вступлением к которой он служит. Это похоже на Триера: по ходу сцен тебя выворачивают наизнанку, зато между сценами проводят четкие остраняющие границы. Например, после первой сцены проходит не пять минут, а пять дней, и вторая сцена – это не спазматические рыдания Анны над не остывшим еще телом Командора, а ритуальная истерика перед его портретом на похоронах.

Персонажи сделаны родственниками по женской линии: Донна Анна – дочь Командора, Церлина – дочь Анны от первого брака, Эльвира – ее кузина, Жуан – муж Эльвиры. Большая итальянская семья. Семейный портрет, так сказать, в интерьере. Этот портрет – все сидят за массивным столом, во главе которого Командор – нам начинают показывать в полной тишине еще до увертюры (фирменный прием Чернякова).

Все пространственно стиснуто. Общество (оно же – аристократическая среда) спрессовано до «ячейки общества», семьи-клана, и почти перекрыты выходы из нее. Это поддержано единством места действия (ясно, что это такая абстракция, multi-functional, какой в реальном доме не бывает) – кабинет-библиотека-гостиная-столовая. (Примерно так же в традиционной постановке одна и та же стена и площадка перед ней может служить то улицей, то рыночной площадью, то двором.)

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:28

  • Rheingold· 2010-10-08 16:46:25
    такое ощущение, что автор этого панегирика сто лет не ходил в оперу и не видел ни одного из тысячи Дон Жуанов, которые были поставлены Черняковым...ну, главное с чего-то начать...но не мешало бы БФ все же ознакомиться с длинным донжуанским списком, давно составленным в Европе...а потом, протрезвев, уже и писать про Чернякова, который-де так выдрессировывает оперных певцов, что те превращаются в феноменальных драматических актеров...что за нравы у нынешней тусовки? кукушки, да петухи...
  • KL· 2010-10-08 19:18:43
    Ага, кукушки, да петухи. Отчего только в [упомянутой предыдущим оратором] Европе очередь на Чернякова?
  • Rheingold· 2010-10-08 22:32:38
    тысячу дон жуанов поторопился приписать Чернякову, но имел в виду тысячу режиссеров до него, отработавших все темы, которые проэксплуатировал в своей версии наш русский гений, задумав пленить своим искусством свет...
Читать все комментарии ›
Все новости ›