Спектакль очень удобно проводить по любимой мариинской статье «культуртрегерство». То есть когда ставишь что-то новое или редко идущее, с тебя вроде и спрос невелик.

Оцените материал

Просмотров: 13134

«Средство Макропулоса» в Мариинке

Дмитрий Ренанский · 27/10/2010
Анамнез, диагноз и эпикриз театра Валерия Гергиева по состоянию на начало 2010-х

Имена:  Валерий Гергиев · Грэм Вик · Леош Яначек · Михаил Татарников

©  Наталья Разина

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса»

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса»

Для начала придется извиниться перед читателями: это не рецензия на первую в сезоне оперную премьеру Мариинского театра. Ни иллюстративный спектакль Грэма Вика, ни довольно унылая работа дирижера Михаила Татарникова по озвучке партитуры Леоша Яначека, увы и ах, не стоят того, чтобы о них писать и размышлять. Единственное по-настоящему живое место в без малого трехчасовом спектакле – его финал, где 337-летняя оперная дива Эмилия Марти бросает листок с рецептом эликсира бессмертия в оркестровую яму. Побывавший на премьере «Средства Макропулоса» известный петербургский остроумец предположил, что героиня завещала opus magnum своего папеньки Валерию Гергиеву. Отличный, кстати, был бы режиссерский ход.

Тот, кто хочет узнать о немногочисленных прочих фишках постановки, может доставить себе удовольствие чтением постпремьерных репортажей. «Никакой, прости господи, трактовки», – восторгается рецензент «Ведомостей». Рецензент «Коммерсанта» в первом же абзаце затягивает заупокойную на старинную тему «какой это смелый мариинский народ»: «позволяет себе», мол, «выделывать кульбиты, вызывающие уважение при любом результате».

Вот об этих самых кульбитах и хочется поговорить. Ведь нулевая художественная результативность «Средства Макропулоса» не отменяет того, что эта премьера стала для Мариинки знаковым событием. По сути дела – анамнезом, диагнозом и эпикризом театра Валерия Гергиева по состоянию на начало 2010-х.

Премьеру «Средства Макропулоса» Гергиев анонсировал еще весной 2007 года – разговоры о покупке у Копенгагенской оперы спектакля Грэма Вика ходили по Петербургу еще в пору появления «Енуфы», самого первого мариинского Яначека. Тогда очень хотелось сравнить «Енуфу» Василия Бархатова, ставшую одной из лучших страниц новейшей мариинской истории, с тем, как поставил Яначека востребованный европейский режиссер. Но выпуск «Средства Макропулоса» все откладывался и откладывался.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:10

  • gaveston· 2010-10-27 16:34:16
    А чем "Из мертвого дома" авантажнее "Макропулоса"?
  • karambolina· 2010-10-27 16:44:22
    В общем, напрашивается вывод: прощай, Мариинка, здравствуй, Михайловский! Я правильно Вас понимаю, господин автор?
  • prostipoma· 2010-10-27 19:40:40
    Уважаемый автор, "Средство Макропулоса"(=Женщина без Тени, Троянцы и пр. др.) и прочие репертуарные моды а ля Мортье невозможный в репертуарном театре советского образца с Глинкой, Даргомыжским и пр. Театр - не плейер. У мариинского туттиста ноты сливаются в черное пятно, а Вы еще его хотите нагрузить Глинкой с Даргомыжским. Тут надо выбирать. Нельзя в сезон прогонять по пять опер Штрауса, Вагнера, Яначаека, Чайковского, Беллини, Корсакова, Моцарта, Генделя
    Проблема Гергиева,очевидно, в том, что взяв от европейского театра обертку, оставил советскую структуру со стационарной труппой и репертуаром. Результат - налицо. Просто скорость и качество выучивания в блоковой системе с гестами - на порядок выше. Уверен, что Тататрников, что Гергиев банально слов не знают в половине партитур - о каком полноценном аккомпанементе в опере может идти тогда речь? Другое дело, позвать на Яначека певцов и дирижера, которые его знают. Как может стиллистически корректно играть скрипач, который за неделю С ЛИСТА проигрывает все 400 лет музтеатра - от Чимарозы до Стравинского? О певцах вообще речи не идет - какой-нибудь Акимов и вагнеровский, и чайковский, и моцартовский, и россиниевский тенор в одном лице, оно б лет двадцать назад - прокатило, но сейчас инернет слишком быстро работает и все в курсе, чем Моцарт отличается от Корсакова.
  • Rheingold· 2010-10-28 00:05:40
    Милейшая prostipoma, прежде чем укорять Татарникова с Гергиевым в незнании партитуры, вам бы следовало русский яызк самому выучить: слово "стилистически" с одной "л" пишется...как говорила мультяшная Фрекен Бок: "Фу, как некультурно!" и вообще не спешите, когда мыслями извергаетесь тут, а то нездоровые такие, нервные тексты у вас получаются...поспокойнее будьте - и жизнь наладится...
    и вообще, к чему использовать возможности комментариев здесь для избавления от своих комплексов?
  • Rheingold· 2010-10-28 00:23:48
    А Ренанскому надо бросать заниматься ерундой и идти в медбратья - ставить всем, кто еще не получил, анамнезы, диагнозы, эпикризы и что там еще ставят, он знает
  • ernest· 2010-10-28 11:51:38
    Интересна закономерность, с которой г-н Ренанский выбирает объекты для критики. В прошлом году, помнится, уколы его "пера" были направлены в сторону Михайловского театра, в котором он вскоре начал работать. А теперь, после ухода из Михайловского, он начал критиковать Мариинку. Чай, хочет работать у Гергиева?
  • nobirukova· 2010-10-30 00:07:34
    Простожалко Гергиева. Каждый начинающий критик за последние 20 лет обзательно написал нечто подобное, обличающее Гергиева в непонимании художественного процесса, не умении обращаться с театром, отсутствии репертуара и т.д. Г-е Ренанский все это уже было, вы не первый, и, даже не сто первый. А воз и ныне там. А знаете почему? Потому, что те люди, которыю дают вам писать - т.е. Бирюкова и Поспелов - давно перестали ругать Гергиева и даже нахваливают его насколько это можно. Эти уважаемые авторы давно научились не замечать провалов у некоторых особ, зато другим они не могут простить самого факта их существования. (Интересно, что напишет наша мадам про Дон Жуана - вот уж было музыкально позорище. Но ведт это курентзис). И, извините, вы тоже становитесь в одни ряд с ними, когда называете Вика плохим мастеровым, а Бархатова - отличным режиссером. ЭТО ЛОЖЬ: Вик профессионал, настоящий режиссер и работал, кстати, с теми, кого ему давали. (Это же не тот ужасный кастинг в ДЖ, который создал Фихтенгольц- интереснло, сколько ему агенты этих плохих певцов приплатили поверх его театральной зарплаты?). А Бархатов - просто недоучка. Пожалуйста, господин Ренанский, не наступайте на грабли Бирюковой, вы ничего не понимаете в театре и театральных постановках, пишите про свою музыку. И не забывайте проверять тексты про гвозди :)
  • tridi· 2010-10-30 23:25:25
    //Милейшая prostipoma, прежде чем укорять Татарникова с Гергиевым в незнании партитуры, вам бы следовало русский яызк самому выучить: слово "стилистически" с одной "л" пишется...//

    Много ошибок, однако)
  • pv· 2010-10-31 14:12:17
    "Как может стиллистически корректно играть скрипач, который за неделю С ЛИСТА проигрывает все 400 лет музтеатра - от Чимарозы до Стравинского?" -- полностью цитировать научиться надобно некоторым ангажированным подтирателям С ЛИСТА (( скучный Вы, tridi, безмерно, попугай -- и тот более разнообразен в своих писках, к тому же несомненно более талантлив, ибо восприимчив к новым звукам, интонациям, словам и даже -- учёные только что доказали! -- смыслам
  • archy· 2010-11-02 15:46:10
    Молодец, Дмитрий! Хорошая статья получилась)). Возможно, спорная, но грамотная. Согласен, что всяких там "макропулосов" поди еще покритикуй, хоть немного разбираться надо. Да и комплексы мучают собственной невыучености. Как же, сам Яначек не на слуху.
    В общем и целом, все проверяется классикой - это бесспорно. Меня даже учили так, мол пой чего хочешь, а на Моцарте все видно и станет.
    Странно читать некоторые комментарии: Бархатов недоучка, Ренанскому в театре отказать.... Что за махровая глупость! Наш современный театр далек от расцвета. А Дмитрий имеет специальное театроведческое образование, его музыкознание, скорее, огромный плюс для критика занимающегося музыкальным театром, чем способ заработка.
    В целом, кое-кого из "списка", дествительно, стоит полечить...
Все новости ›