Спектакль очень удобно проводить по любимой мариинской статье «культуртрегерство». То есть когда ставишь что-то новое или редко идущее, с тебя вроде и спрос невелик.

Оцените материал

Просмотров: 13081

«Средство Макропулоса» в Мариинке

Дмитрий Ренанский · 27/10/2010
Анамнез, диагноз и эпикриз театра Валерия Гергиева по состоянию на начало 2010-х

Имена:  Валерий Гергиев · Грэм Вик · Леош Яначек · Михаил Татарников

©  Наталья Разина

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса»

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса»

Для начала придется извиниться перед читателями: это не рецензия на первую в сезоне оперную премьеру Мариинского театра. Ни иллюстративный спектакль Грэма Вика, ни довольно унылая работа дирижера Михаила Татарникова по озвучке партитуры Леоша Яначека, увы и ах, не стоят того, чтобы о них писать и размышлять. Единственное по-настоящему живое место в без малого трехчасовом спектакле – его финал, где 337-летняя оперная дива Эмилия Марти бросает листок с рецептом эликсира бессмертия в оркестровую яму. Побывавший на премьере «Средства Макропулоса» известный петербургский остроумец предположил, что героиня завещала opus magnum своего папеньки Валерию Гергиеву. Отличный, кстати, был бы режиссерский ход.

Тот, кто хочет узнать о немногочисленных прочих фишках постановки, может доставить себе удовольствие чтением постпремьерных репортажей. «Никакой, прости господи, трактовки», – восторгается рецензент «Ведомостей». Рецензент «Коммерсанта» в первом же абзаце затягивает заупокойную на старинную тему «какой это смелый мариинский народ»: «позволяет себе», мол, «выделывать кульбиты, вызывающие уважение при любом результате».

Вот об этих самых кульбитах и хочется поговорить. Ведь нулевая художественная результативность «Средства Макропулоса» не отменяет того, что эта премьера стала для Мариинки знаковым событием. По сути дела – анамнезом, диагнозом и эпикризом театра Валерия Гергиева по состоянию на начало 2010-х.

Премьеру «Средства Макропулоса» Гергиев анонсировал еще весной 2007 года – разговоры о покупке у Копенгагенской оперы спектакля Грэма Вика ходили по Петербургу еще в пору появления «Енуфы», самого первого мариинского Яначека. Тогда очень хотелось сравнить «Енуфу» Василия Бархатова, ставшую одной из лучших страниц новейшей мариинской истории, с тем, как поставил Яначека востребованный европейский режиссер. Но выпуск «Средства Макропулоса» все откладывался и откладывался.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • gaveston· 2010-10-27 16:34:16
    А чем "Из мертвого дома" авантажнее "Макропулоса"?
  • karambolina· 2010-10-27 16:44:22
    В общем, напрашивается вывод: прощай, Мариинка, здравствуй, Михайловский! Я правильно Вас понимаю, господин автор?
  • prostipoma· 2010-10-27 19:40:40
    Уважаемый автор, "Средство Макропулоса"(=Женщина без Тени, Троянцы и пр. др.) и прочие репертуарные моды а ля Мортье невозможный в репертуарном театре советского образца с Глинкой, Даргомыжским и пр. Театр - не плейер. У мариинского туттиста ноты сливаются в черное пятно, а Вы еще его хотите нагрузить Глинкой с Даргомыжским. Тут надо выбирать. Нельзя в сезон прогонять по пять опер Штрауса, Вагнера, Яначаека, Чайковского, Беллини, Корсакова, Моцарта, Генделя
    Проблема Гергиева,очевидно, в том, что взяв от европейского театра обертку, оставил советскую структуру со стационарной труппой и репертуаром. Результат - налицо. Просто скорость и качество выучивания в блоковой системе с гестами - на порядок выше. Уверен, что Тататрников, что Гергиев банально слов не знают в половине партитур - о каком полноценном аккомпанементе в опере может идти тогда речь? Другое дело, позвать на Яначека певцов и дирижера, которые его знают. Как может стиллистически корректно играть скрипач, который за неделю С ЛИСТА проигрывает все 400 лет музтеатра - от Чимарозы до Стравинского? О певцах вообще речи не идет - какой-нибудь Акимов и вагнеровский, и чайковский, и моцартовский, и россиниевский тенор в одном лице, оно б лет двадцать назад - прокатило, но сейчас инернет слишком быстро работает и все в курсе, чем Моцарт отличается от Корсакова.
Читать все комментарии ›
Все новости ›