Просмотров: 27846
Леонид Десятников – Борис Филановский: «Мы и на небесах будем работать под раскаты грома»
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
Б. Ф. Да, тема совершенно не московская. Именно поэтому она нужна Москве.
Л. Д. И что же делать? Как объяснить человеку, который, допустим, имеет какое-то представление о классике, что «Воццек» — это музыка неописуемой красоты?
Б. Ф. Думаю, та часть аудитории, которая хочет это слышать и видеть, насытится довольно быстро. А пробить брешь в другой части аудитории пока вряд ли получится. В лучшем случае люди, которым подавай, например, «Хованщину» в сталинской постановке, сходят на «Воццека» один раз…
Л. Д. …с целью убедиться, что это говно и что Большой театр пал еще ниже…
Б. Ф. …и проебал кучу денег…
Л. Д. …налогоплательщиков.
Б. Ф. В случае «Воццека» особенно ясно, что должна быть система stagione: неделя представлений, полгода перерыв и потом снова.
Л. Д. Конечно, stagione моя мечта. Я сам 25 лет живу по системе stagione и могу сказать, что психология меняется в сторону большей самостоятельности: как-то научаешься сам о себе заботиться, а патернализм государственный побоку. На своем месте я могу представить и певца. Но все-таки принцип stagione сталкивается с трудовым законодательством.
Б. Ф. А сосуществование репертуарной системы и stagione?
Л. Д. Да, это оптимальная модель для Большого. «Воццек» ведь не станет репертуарной оперой — такой как «Кармен» или «Евгений Онегин».
Б. Ф. Ну так этого и не предполагалось.
Л. Д. Пока заряжено пять спектаклей в ноябре и два в мае. Мне бы хотелось — это я уже как номенклатурный работник говорю, — чтобы «Воццека» показали в Новосибирске, в Перми, в крупных городах России.
Хорошо, поговорим о целевой аудитории, которая хочет это слушать и смотреть. Вот Дондурей писал, что есть один процент населения, который смотрит хорошее кино по ТВ с часу ночи до пяти утра. В Москве 15 миллионов, один процент — это 150 тысяч.
Б. Ф. Может быть, один процент только трудоспособного населения?
Л. Д. А может, одна десятая процента? 15 тысяч?
Б. Ф. Да, наверное, в Москве найдется тысяч 20—25 желающих посмотреть «Воццека».
Л. Д. Это музыканты-профессионалы? Студенты?
Б. Ф. Уверен, что в основном нет.
Л. Д. Молодые снобы? Театралы? Хипстеры-ботаники (есть и такая разновидность)? Гадаем на социологической гуще.
Б. Ф. Не знаю, как это будет в Москве и с «Воццеком». Но знаю, как это происходит на концертах «Про Арте». Вы видели, там не очень много музыкантов. А студенты консерватории, объективно наша target group, — они en masse вообще ложили на это с прибором. Зато очень много людей, у которых какой-то свой выход в музыку. Это могут быть художники и литераторы; те, кто интересуется современным искусством и литературой; студенты-гуманитарии и студенты-естественники.
Л. Д. Они ходят и на фестиваль Earlymusic, и в «Про Арте»…
Б. Ф. …потому что им наскучила филармоническая рутина.
Л. Д. То есть они настроены антибуржуазно?
Б. Ф. Филармоническая публика не буржуазная, там скорее врачи-учителя-инженеры, советское подобие low middle class.
Л. Д. Вымирающее подобие.
Б. Ф. Скажем так, стремительно сужающаяся социальная база. Зато не охвачена другая группа — дизайнеры или, скажем, не лишенные культурных запросов айтишники.
Л. Д. Люди, которых интересует современное искусство вообще и такая музыка в частности. Но она их интересует как экстрим. Вот что мы читаем в «Диалогах» Стравинского: «Современным примером антитезы моей музыке является “Воццек”... Меня смущает в “Воццеке” (а я люблю его) уровень его апелляции к невежественной аудитории, и успех, которым он пользуется, можно приписать 1) сюжету, 2) Библии и детским сентиментам, 3) сексу, 4) краткости, 5) динамическим оттенкам от pppp до ffff, 6) засурдиненной меди, ´, ^, >, col legno и т.д., 7) мнению, что вокальная линия ↗↘↗ = эмоции, 8) оркестровым бичеваниям в интерлюдиях, 9) ощущению публики, что вещь ужасно современная». Что вы об этом думаете? Зависть?
Б. Ф. Нет.
Л. Д. Вроде бы все правда, но это вот «а я люблю его» в скобках — оно совсем тонет.
Б. Ф. Это характерный для Стравинского способ высказывания. То, что в скобках, дорогого стоит. И он ведь не касается того, какая это музыка, — только причин ее успеха.
Л. Д. И ему не нравится, что «Воццек» его имеет, а, допустим, «Персефона» — нет.
Б. Ф. Стравинский здесь высказывается как музыкальный социолог.
Л. Д. Но с некоторым осуждением.
Б. Ф. Мне так не кажется — может быть, потому, что я очень люблю Стравинского.
Л. Д. «Воццек» шедевр, а любой шедевр очень уязвим.
Б. Ф. Нет неуязвимых шедевров. По крайней мере, в ХХ веке. Мне близко отношение Стравинского. И между прочим, он портретирует неведомую нам сегодня чуткость публики. Вы только подумайте, она реагирует на pppp и ffff, на изломанную вокальную линию, детализованную акцентуацию и так далее. На детские сентименты реагирует! А сегодня-то всем похуй!
Л. Д. Да, вы правы. Мне Черняков рассказывал, что в Германии, где опера — часть культурного ландшафта и может спокойно идти в каком-нибудь Бохуме, публика именно так и реагирует. Может быть, у Стравинского и есть насмешка над ней, но мы-то с нашей культурной дикостью не имеем права ее разделять. Для нас такая реакция — позитивная и недостижимая.
Б. Ф. Потому что мы-то в смысле культуры публики находимся отнюдь не в 1930-м (или когда Стравинский сказал это про «Воццека»?), а в 1910-м: «Петрушка» уже написан, а «Весна священная» еще нет. А если написана, то еще не вошла в публичный тезаурус, в нашу мелосферу.
Л. Д. Это такой позитивистский подход. Представление о некоем прогрессе в искусстве.
Б. Ф. Как сказать. Есть вещи, которые нельзя обойти, через которые нельзя перепрыгнуть. Тот же «Воццек».
Л. Д. Да, мы не можем без «Воццека». Вопрос, как убедить в этом публику.
Б. Ф. Если театр приложит силы, чтобы выцепить интересующихся из общей массы…
Л. Д. Не очень понятно, как это делать. Это ведь уникальный для Большого спектакль, соответственно другая аудитория.
Б. Ф. А «Похождения повесы» Стравинского в постановке Чернякова тоже ведь уникальный был спектакль.
Л. Д. Да. Он немножко опередил свое время. Абсолютно замечательный, но пришлось его снять, потому что публика насытилась. Думаю, его надо обязательно возобновить через пару сезонов. Так вот, Большой театр — главный в стране, внимание властей, ТВ, первых-вторых кнопок, официоз — и вдруг такой faux pas. Ясно, что в этом случае пропаганда должна быть другая.
Б. Ф. Она не должна идти крупным социологическим помолом, должна обращаться к отдельному человеку. Вот лично я ничего лучшего не желал бы от Большого театра, чтобы был «Воццек» и чтобы ставил Черняков, а дирижировал Курентзис.
Л. Д. Я счастлив, что имею отношение к Большому театру, когда в нем происходит такое.
Заголовок текста — вольный перевод реплики главного героя пьесы Георга Бюхнера «Войцек». Первая сцена «У Капитана»
Л. Д. И что же делать? Как объяснить человеку, который, допустим, имеет какое-то представление о классике, что «Воццек» — это музыка неописуемой красоты?
Б. Ф. Думаю, та часть аудитории, которая хочет это слышать и видеть, насытится довольно быстро. А пробить брешь в другой части аудитории пока вряд ли получится. В лучшем случае люди, которым подавай, например, «Хованщину» в сталинской постановке, сходят на «Воццека» один раз…
Л. Д. …с целью убедиться, что это говно и что Большой театр пал еще ниже…
Б. Ф. …и проебал кучу денег…
Л. Д. …налогоплательщиков.
Б. Ф. В случае «Воццека» особенно ясно, что должна быть система stagione: неделя представлений, полгода перерыв и потом снова.
Л. Д. Конечно, stagione моя мечта. Я сам 25 лет живу по системе stagione и могу сказать, что психология меняется в сторону большей самостоятельности: как-то научаешься сам о себе заботиться, а патернализм государственный побоку. На своем месте я могу представить и певца. Но все-таки принцип stagione сталкивается с трудовым законодательством.
Б. Ф. А сосуществование репертуарной системы и stagione?
Л. Д. Да, это оптимальная модель для Большого. «Воццек» ведь не станет репертуарной оперой — такой как «Кармен» или «Евгений Онегин».
Б. Ф. Ну так этого и не предполагалось.
Л. Д. Пока заряжено пять спектаклей в ноябре и два в мае. Мне бы хотелось — это я уже как номенклатурный работник говорю, — чтобы «Воццека» показали в Новосибирске, в Перми, в крупных городах России.
Хорошо, поговорим о целевой аудитории, которая хочет это слушать и смотреть. Вот Дондурей писал, что есть один процент населения, который смотрит хорошее кино по ТВ с часу ночи до пяти утра. В Москве 15 миллионов, один процент — это 150 тысяч.
Б. Ф. Может быть, один процент только трудоспособного населения?
Л. Д. А может, одна десятая процента? 15 тысяч?
Б. Ф. Да, наверное, в Москве найдется тысяч 20—25 желающих посмотреть «Воццека».
Л. Д. Это музыканты-профессионалы? Студенты?
Б. Ф. Уверен, что в основном нет.
Л. Д. Молодые снобы? Театралы? Хипстеры-ботаники (есть и такая разновидность)? Гадаем на социологической гуще.
Б. Ф. Не знаю, как это будет в Москве и с «Воццеком». Но знаю, как это происходит на концертах «Про Арте». Вы видели, там не очень много музыкантов. А студенты консерватории, объективно наша target group, — они en masse вообще ложили на это с прибором. Зато очень много людей, у которых какой-то свой выход в музыку. Это могут быть художники и литераторы; те, кто интересуется современным искусством и литературой; студенты-гуманитарии и студенты-естественники.
Л. Д. Они ходят и на фестиваль Earlymusic, и в «Про Арте»…
Б. Ф. …потому что им наскучила филармоническая рутина.
Л. Д. То есть они настроены антибуржуазно?
Б. Ф. Филармоническая публика не буржуазная, там скорее врачи-учителя-инженеры, советское подобие low middle class.
Л. Д. Вымирающее подобие.
Б. Ф. Скажем так, стремительно сужающаяся социальная база. Зато не охвачена другая группа — дизайнеры или, скажем, не лишенные культурных запросов айтишники.
Л. Д. Люди, которых интересует современное искусство вообще и такая музыка в частности. Но она их интересует как экстрим. Вот что мы читаем в «Диалогах» Стравинского: «Современным примером антитезы моей музыке является “Воццек”... Меня смущает в “Воццеке” (а я люблю его) уровень его апелляции к невежественной аудитории, и успех, которым он пользуется, можно приписать 1) сюжету, 2) Библии и детским сентиментам, 3) сексу, 4) краткости, 5) динамическим оттенкам от pppp до ffff, 6) засурдиненной меди, ´, ^, >, col legno и т.д., 7) мнению, что вокальная линия ↗↘↗ = эмоции, 8) оркестровым бичеваниям в интерлюдиях, 9) ощущению публики, что вещь ужасно современная». Что вы об этом думаете? Зависть?
Б. Ф. Нет.
Л. Д. Вроде бы все правда, но это вот «а я люблю его» в скобках — оно совсем тонет.
Б. Ф. Это характерный для Стравинского способ высказывания. То, что в скобках, дорогого стоит. И он ведь не касается того, какая это музыка, — только причин ее успеха.
Л. Д. И ему не нравится, что «Воццек» его имеет, а, допустим, «Персефона» — нет.
Б. Ф. Стравинский здесь высказывается как музыкальный социолог.
Л. Д. Но с некоторым осуждением.
Б. Ф. Мне так не кажется — может быть, потому, что я очень люблю Стравинского.
Л. Д. «Воццек» шедевр, а любой шедевр очень уязвим.
Б. Ф. Нет неуязвимых шедевров. По крайней мере, в ХХ веке. Мне близко отношение Стравинского. И между прочим, он портретирует неведомую нам сегодня чуткость публики. Вы только подумайте, она реагирует на pppp и ffff, на изломанную вокальную линию, детализованную акцентуацию и так далее. На детские сентименты реагирует! А сегодня-то всем похуй!
Л. Д. Да, вы правы. Мне Черняков рассказывал, что в Германии, где опера — часть культурного ландшафта и может спокойно идти в каком-нибудь Бохуме, публика именно так и реагирует. Может быть, у Стравинского и есть насмешка над ней, но мы-то с нашей культурной дикостью не имеем права ее разделять. Для нас такая реакция — позитивная и недостижимая.
Б. Ф. Потому что мы-то в смысле культуры публики находимся отнюдь не в 1930-м (или когда Стравинский сказал это про «Воццека»?), а в 1910-м: «Петрушка» уже написан, а «Весна священная» еще нет. А если написана, то еще не вошла в публичный тезаурус, в нашу мелосферу.
Л. Д. Это такой позитивистский подход. Представление о некоем прогрессе в искусстве.
Б. Ф. Как сказать. Есть вещи, которые нельзя обойти, через которые нельзя перепрыгнуть. Тот же «Воццек».
Л. Д. Да, мы не можем без «Воццека». Вопрос, как убедить в этом публику.
Б. Ф. Если театр приложит силы, чтобы выцепить интересующихся из общей массы…
Л. Д. Не очень понятно, как это делать. Это ведь уникальный для Большого спектакль, соответственно другая аудитория.
Б. Ф. А «Похождения повесы» Стравинского в постановке Чернякова тоже ведь уникальный был спектакль.
Л. Д. Да. Он немножко опередил свое время. Абсолютно замечательный, но пришлось его снять, потому что публика насытилась. Думаю, его надо обязательно возобновить через пару сезонов. Так вот, Большой театр — главный в стране, внимание властей, ТВ, первых-вторых кнопок, официоз — и вдруг такой faux pas. Ясно, что в этом случае пропаганда должна быть другая.
Б. Ф. Она не должна идти крупным социологическим помолом, должна обращаться к отдельному человеку. Вот лично я ничего лучшего не желал бы от Большого театра, чтобы был «Воццек» и чтобы ставил Черняков, а дирижировал Курентзис.
Л. Д. Я счастлив, что имею отношение к Большому театру, когда в нем происходит такое.
Заголовок текста — вольный перевод реплики главного героя пьесы Георга Бюхнера «Войцек». Первая сцена «У Капитана»
МИРОВАЯ АФИША — МОСКВА
24, 25, 26, 28 и 29 ноября 2009 года
«ВОЦЦЕК» ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
24, 25, 26, 28 и 29 ноября 2009 года
«ВОЦЦЕК» ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
КомментарииВсего:42
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451724
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343359
- 3. Норильск. Май 1268589
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897667
- 5. Закоротило 822094
- 6. Не может прожить без ирисок 782230
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758692
- 8. Коблы и малолетки 740852
- 9. Затворник. Но пятипалый 471221
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403059
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370447
- 12. ЖП и крепостное право 357286
И еще мракобесия в 70-е было куда пбольше но оно было строго регламентировано. если Херберт Кегель делал Воццека в Лейпциге - значит можно. Если бы воццека попытался написать какой-нибуль будашкин - было бы скорее всего нельзя. Теперь люди немного дезоринтированы, и после каждой фашистской выходки отдельныхт культурных деятелей сначала интересуются: стоит ли за этим власть или не стоит, кто заказчик и. т. д. Власть между тем посмеиваятся, глядя на эти терзания и говорит: я - это вы. Я ваше коллективное бессознательное, и вы превращаетсесь в фашистов абсолютно добровольно. Это ваш выбор.
Поэтому не надо гнать на Москву и бояться "неактуальности" Воццека, а надо просто ставить. Очень желаю успеха этому проекту.
Все бы было хорошо с полем, кабы был у нас Париж или Вена, Мари пела бы Майер или Деноке, а в яме стоял Аббадо, или хотя бы Хенхен. А у нас именно что поле, заштатный театр,ни одного живого спектакля, но зато туча проектов и публика из 1903 года.
"И почему маэстро фактически дебютирует в немецкоязычном репертуаре и непременно Воццеком?"
Не знаю когда, но с немецкими обозначениям в партиттурах разбирается хорошо, по-моему. В остальном рекомендую его запись Немецкого реквиема брамса, наверное она и есть тот самый немецкоязычный дебют, о котором Вы говорите. Прочих претензий докладчика не понял))
и Третья Малера
и Девятая Брукнера (она правда без слов :)
Ладно б язык, но нормальный интендант позовет на подобный проект человека, который именно на этой части репертуара специализируется, а в универсальных гениев верит только Опенспейс.
А Песнь о Земле, это мощно, конечно. Вы совсем не понимаете, что такое музтеатр? Как нам вещал АВ Парин - это и музыка, и слово. И еще театр.
А насчет темповых обозначений повеселили.
а липну, птенчики, я сюда, потому как хочу знать, что нового в излюбленном жанре (классическая музыка) происходит. А вижу опять вас. Этим и недовольна.
была однажды на вашем концерте. просто убожество. 2 человека в зале. Зато мацуева у вас хорошо получается ругать. вы меня в ответ, конечно, будете оскорблять, но дела это не изменит.
PS
а кого надо было пригласить на Воццека если не Курентзиса, это же общий репертуар, им ктот угодно дирижирует, кто тут "специалист"?
У художественного руководителя театра, к тому же неместного, понятная нервозность: поймут ли пацаны. (Думаю, что поймут, кстати). А про заграницу и про события писать конечно надо. Но вель они (openspace) стараются как могут.
да наверное Вы правы
to protiroma
я думаю Штраус с Вагнером необязательны. Вся что я тут пишу оснвано на примитивном личном опыте: работал с Теодором Иоаннычем в Вене в 2006 году, репетировал он очень тщательно, музыка получилась. Я думаю, что если ему меня получлось хорошо сыграть, (а было очень хорошо) ,то и с Бергом проблем не будет. А поздней романтики он на моей памяти больше чем достаточно сыграл, поэтому можно расслабиться, и настроиться на прекрасное, я думаю.
а Вагнера со Штраусом пускай лучше какой нибудь мудило вроде Тилемана играет - желающих-то полно, не правда ли?
Вот когда Т. сыграет Вагнера со Штраусом как мудила Тилеманн , у вас будет не ГАБТ, а венская опера. Но увы. 10 лет грек подымает искусство в Москве, а все не Вена.
Кстати, "Стикс" не жалко.
Может быть, сейчас нужно думать о другом - как живу быть?)
На мой взгляд, сегодня гораздо актуальнее разговор о том, как заново выстраивать всю инфраструктуру в БТ.
Без организации новых, современных просветительских штудий для школьников и молодёжи,без поиска новых актуальных тем и авторов (по всей стране), без поиска новых современных оперных форм, без поиска молодых по-настоящему талантливых исполнителей, без организации многочисленных экспериментальных оперных постановок, а самое главное - без восстановления оперных традиций БТ(а) - БТ окончательно рухнет в тартарары, но, при этом - виноватых не будет, и некого будет винить за коллективное угробление БТ - все же хотели как лучше!)))
Можно рассуждать о том - как примут нового московского "Воццека" - хорошо ли - плохо ли, но гораздо важнее сегодня сесть миром и обсудить - что пока ещё можно сделать, чтобы реанимировать БТ?
Возможно (как сегодня в отечественном футболе) - следует пригласить на какое-то время лучших ИТАЛЬЯНСКИХ (ИЛИ ИНЫХ) ОПЕРНЫХ МУЗЫКАНТОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ ОПЕРНОГО ДЕЛА и наделить их в БТ сверхполномочиями. Поставить для них определённые цели))) - в течение такого-то времени восстановить столько-то русских классических опер, поставить - столько-то зарубежной классики, подготовить современные оперные премьеры-эксклюзивы. Конечно же - силами российских (преимущественно) исполнителей.
Здесь, в диалоге о "Воццеке", БФ, не помню к чему - вспоминает о Сталине.
И мне тоже вспомнилось: кто-то рассказывал, что в БТ, по инициативе Сталина, были приглашены итальянские оперные специалисты экстра-класса - которые помогали восстанавливать утраченный престиж БТ. Не знаю - правда ли это?
Или всего лишь легенда, пришедшая в голову 7 ноября?)
И последнее, считаю недопустимым общаться публично - посредством матерных выражений.
Удивительно, что столь высокообразованному сообществу надо рассказывать о естественной связи нововенцев и папиного кино поздних романтиков - от Вагнера до Шмидта, которая как минимум у Мари - красным по белому. Я бы еще понял, если бы речь шла о Моисее и Аароне, но уж Воццек -то. Ему и вправду 90 лет и уж точно не Варез. Такую штуку, как культурная память, никто не отменял. Дирижерам тоже.
К Воццеку со своим опытом в немецкой опере грек готов примерно так же, как большетеатровская медь , с ее нулевым опытом в тяжелом романтическом репертуаре. Уже воображаю себе эти ррррр.
а главное - курентзис - грек! простипома уже не называет его даже по имени. просто - грек. ну, это как евреев по имени называть язык не повернется же, правда? или там, чукчей каких-нибудь! этому греку давно отказали все и во всем. и брюссели с баден-баденами скоро поймут свою ошибку - и тоже откажут. и в париж передумают звать опять. и последняя надежда у него, что в бт этого пока не все понимают. вот и пользуется. но теперь простипома нам тут глаза раскрыла на ситуацию. грекам в бт не место. долой.
россия - для простипом!
уже воображаю себе эти рррррррррррррррррррррррррр...
Желаю успеха! Все будет хорошо!
Дайте что-нибудь интересного почитать!
В тишине пусть великое творится...