«Воццек» шедевр, а любой шедевр очень уязвим.

Оцените материал

Просмотров: 27886

Леонид Десятников – Борис Филановский: «Мы и на небесах будем работать под раскаты грома»

Леонид Десятников, Борис Филановский · 03/11/2009

©  Евгений Гурко

Леонид Десятников

Леонид Десятников

Л. Д. Да, как ни странно, в 70-е годы при лютой советской власти «Воццек» все-таки был более обиходным, чем сегодня. Не то чтобы пластинки продавались в магазине «Мелодия», но их можно было достать. Я дружил с ныне покойным композитором Вениамином Баснером и его второй женой Людмилой, для них опера Берга была предметом абсолютного культа. В доме была партитура, хранимая как некая драгоценность. Казалось бы, Баснер, известный преимущественно песнями из кинофильмов про войну, — и «Воццек». Видимо, почитание шло от Шостаковича, который в свою очередь был иконой в этой семье. А Берг — как бы первый ряд в пантеоне восхищения у Дмитрия Дмитриевича. Как известно, постановка «Воццека» 1927 года в Кировском театре произвела на Шостаковича столь сильное впечатление, что он буквально на следующий день после спектакля начал писать «Нос». (Очень похоже на то, как Берг, увидев пьесу Бюхнера, сразу решил, что будет писать оперу на этот сюжет.) В «Носе» много от гротескной линии «Воццека», прежде всего от Капитана и Доктора, но не только.

Б. Ф. Хотя у Шостаковича это чистый, намеренный гротеск, а у Берга психопатология.

Л. Д. Условимся, что «Воццек» есть нечто целостное, а «Нос» — одна из его частей, разросшаяся до размеров целого.

Б. Ф. А другая разросшаяся часть — «Леди Макбет Мценского уезда».

Л. Д. Ну да, ну да, на обе оперы «Воццек» оказал огромное влияние. Это я к тому, что — культовая вещь в узких кругах, преимущественно музыкантских. Интересно, что в начале 80-х, кажется, уже после смерти Брежнева, приезжал в город на Неве какой-то театр из ГДР и показывал «Воццека» в Кировском, я сам ходил — и начальство не сильно беспокоилось. А вот сейчас могут быть всякого рода мракобесные реакции — просто на сам факт постановки «Воццека» в Большом театре. Сейчас озабоченность самобытностью и национальной идеей несравненно мощнее фонтанирует, чем, допустим, в годы застоя, когда всем все было до фени... И все же: почему вы не можете дослушать «Воццека» до конца?

Б. Ф. Это как раз связано с техникой композиции. Там время настолько сжимается — присущая 12-тоновости абсолютная выверенность и плотность, — что возникает психологическое насыщение каждым эпизодом. «Воццека» надо слушать отдельными сценами. Во второй картине первого акта Воццек и Андрес рубят дрова — там уже ежишься. Убийственна вся детская линия, начиная с первой сцены второго акта, где Мари поет сыну колыбельную. Понятно, почему Берг вывел ее в финал: нет ничего страшнее этой невинности. Твоя мать умерла, говорят дети сыну Воццека и Мари. И он как бы на лошадке туда скачет поглядеть, хоп-хоп, хоп-хоп. Тут, конечно, есть спекулятивный момент, но все равно — это невозможно смотреть, невозможно слышать. Я не могу. И этот финал уже содержится в колыбельной Мари. Потому что — техника одна и та же.


Л. Д. Может быть, это идет от вагнеровской системы лейтмотивов?

Б. Ф. Не знаю. Мне кажется, что додекафония вообще такое монотеистическое дело. Да не будет у тебя иных богов. Возьми серию и сделай произведение из нее одной.

Л. Д. Вот тут я категорически не согласен. Не про саму додекафонию, а про другое. Возможно, «Воццек» — едва ли не самое значительное и уж точно самое популярное произведение нововенской школы именно потому, что оно протестует против бога-отца этой школы, Шенберга. У Берга с ним были довольно сложные отношения — Шенберг требовал повиновения, чистоты метода и не очень хорошо относился к «Воццеку» и его успеху. А успех как раз потому, что Берг не следует тупо шенберговской додекафонной технике, но крайне прихотлив в ее использовании. Мы там слышим прямые нарушения метода — секвенции, параллельные аккорды, я уже не говорю о тональности; в первую очередь это коллажи, связанные с жанровой музыкой люмпен-пролетарской среды: военный оркестр, расстроенное пианино в кабаке, там же хор пьяных посетителей, песня Андреса. Вообще-то это кабаретная сфера. Шенберг тоже отдал ей дань; ирония судьбы заключается в том, что тесно связанный с кабаре «Лунный Пьеро» — самая эмблематичная его вещь. Это все в двух шагах от Вайля…

Б. Ф. …и в двух шагах от драматической декламации, завываний, например, Сары Бернар — ну ведь прямо Sprechstimme, оставалось только записать нотами…

Л. Д. Декламация — это как бы нечто декадентское в смысле дурного вкуса. Да и сейчас она не в топе совершенно.

Б. Ф. Ага, сейчас в топе экстремальный вокал…

Л. Д. (Смеется.) Не сильно-то он в топе. Наверное, место декламации заняли хип-хоп и разновидности вульгарной частушки, которые не требуют вокального интонирования. Но мы отвлеклись. У нас была такая кухонно-фрейдистская тема про то, что в Берге зрел протест против его музыкального отца.

Б. Ф. Фрейдизм фрейдизмом, но ведь додекафония тогда еще не устаканилась как строгий метод, там все бурлило, находилось в становлении.

Л. Д. В «Воццеке» более, чем где бы то ни было у нововенцев, полно позднеромантических кусочков, музыки, которую мог бы написать Рихард Штраус…

Б. Ф. …да он ее и написал…

Л. Д. …полно трезвучий, особенно вся линия Мари, есть инвенция на тональность знаменитая. Это то, что потом станет Голливудом. Голливуд между мировыми войнами очень многим обязан «Воццеку» — я имею в виду хоррор и около. Как всегда, коммерческое паразитирует на экспериментальном. Вы знаете, что Гершвин боготворил «Воццека»? То есть с одной стороны, любовь нечаянно нагрянет. С другой стороны, если среднестатистическому почитателю Гершвина рассказать о любви того к Бергу, он ответит: не может быть.

Б. Ф. Он ответит: у каждого свои недостатки.

Л. Д. Да, в лучшем случае отшутится. Но главное, что тогда было стадиальное, поколенческое родство между людьми — Вайля опять же сюда, — которых сегодня мы разводим по разным полюсам. Все они варились в одном котле. А сейчас у них разные потребители в разных социальных группах.

Б. Ф. Обычное дело. Со временем все костенеет, и индустрия может это рубрифицировать и продавать.

Л. Д. И уже необходимо умственное усилие, чтобы услышать родство Гершвина и Берга, несмотря на то что индустрия убеждает в обратном.

Б. Ф. Может быть, постановка в Большом побудит кого-то к таким усилиям.

Л. Д. А вы оптимистически смотрите на связанные с этим перспективы? Что будет?

Б. Ф. Есть вещи, которые надо делать и не думать о том, что будет.

Л. Д. Тут у нас с вами полное согласие. Обязательно надо поставить в Москве «Воццека». Впервые в этом городе. Берг ведь писал социальную оперу. Про маленького человека, сочувствие к угнетенным.

Б. Ф. А есть ли прецеденты? До Берга были такие оперы? Я вот не могу назвать. Потом-то прорвало, та же «Леди Макбет», «Катя Кабанова».

Л. Д. А до этого оперы были, условно говоря, из графской жизни про любовь. Но оперы, столь же условно говоря, по «Шинели» Гоголя не было.

Б. Ф. Невозможно представить такую оперу в XIX — начале ХХ века.

Л. Д. Шенберг был против сюжета Бюхнера, он ему казался неподходящим. В этом смысле Шенберг был более консервативен. А пьеса Бюхнера ведь основана на реальном случае, когда солдат-денщик убил свою возлюбленную. Впервые в юриспруденции обсуждалось, освобождает ли невменяемость от ответственности. Кажется, его признали невменяемым, но все равно казнили.

Б. Ф. А чем, по-вашему, страдает Воццек у Берга?

Л. Д. Он безумен.

Б. Ф. Шизофреник?..

Л. Д. …не берусь ставить диагноз…

Б. Ф. …легкий аутизм?..

Л. Д. …не знаю. Часто бывает, что мы должны дать моральную оценку чьему-то поступку и говорим: он/она просто crazy. То есть констатируем, что граница между безумием и аморализмом не очень четкая. Но еще важно, что Воццек подвергается бесконечным унижениям. И пьеса, и опера — прежде всего про унижение.

Б. Ф. У него нет ничего, что помогло бы ему устоять, и он ломается.

Л. Д. Так называемый простой человек, «бедный люд». Какой у него культурный бэкграунд? Библия. А в остальном «улица корчится безъязыкая». Он погружается в болото, в котором утонет, уже в самом начале — погружается в своем сознании. И вот эта социальная направленность — до какой степени Москва, город, типа, успешных людей, захочет это смотреть? Ведь эти успешные люди тоже подвергаются унижениям.

Б. Ф. И как раз этого они не хотят про себя слышать.

Л. Д. Насколько не хочет этого слышать наша target group?

Б. Ф. Видимо, здесь заканчивается социология.

Л. Д. Потому что здесь невозможна статистика. Получается, что мы не можем никого завлекать, пользуясь наработанными маркетинговыми ходами, а можем адресоваться непосредственно человеку: посмотри на себя.

Б. Ф. Может быть, посмотри на «бедный люд» — независимо от того, похож он на тебя или нет.

Л. Д. Милость к падшим.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:42

  • soroka· 2009-11-03 16:47:14
    "соЛ.Д.ат-денщик", надо понимать, случайность? )
  • trumpetist· 2009-11-03 18:42:48
    хорошо поговорили. и воццек в большом это афигеть как хорошо. только вот попасть бы. билеты скупят любители бархатных кресел, высоких потолков и канделябров. придут, услышат начало - и уйдут. а билет пропал...
  • n-voice· 2009-11-03 18:44:35
    Я думаю, уважаемый Л. Д; излишне пессимистичен. Давайте посмотрим, как будут реагировать после 5 исполнений в ноябре, тогда и будем судить, кто является целевой группой. Одно но: если билеты будут продавать по 4000 и больше, целевая группа не придет, ее просто не возникнет. Если БТ не будет работать с молодежью ( специальные предложения, открытые репетиции а нетолько блог) то пессимизм обоснован.. Так что подождем до ноября.

    И еще мракобесия в 70-е было куда пбольше но оно было строго регламентировано. если Херберт Кегель делал Воццека в Лейпциге - значит можно. Если бы воццека попытался написать какой-нибуль будашкин - было бы скорее всего нельзя. Теперь люди немного дезоринтированы, и после каждой фашистской выходки отдельныхт культурных деятелей сначала интересуются: стоит ли за этим власть или не стоит, кто заказчик и. т. д. Власть между тем посмеиваятся, глядя на эти терзания и говорит: я - это вы. Я ваше коллективное бессознательное, и вы превращаетсесь в фашистов абсолютно добровольно. Это ваш выбор.

    Поэтому не надо гнать на Москву и бояться "неактуальности" Воццека, а надо просто ставить. Очень желаю успеха этому проекту.
  • prostipoma· 2009-11-04 00:27:09
    К Эти культутрегерские пректы в ГАБТе баснословны- тут и Поспелов со своим Фоминым, и Ведро с Ангелом, и "актуальная режиссура" Някрошюса, хочется как в Европе, а начинка урюпинская. Как прикажете усваивать Воццека, когда в Москве живого Вагнера с Штраусом не знают, не пели и не играли, а вся поздняя романтика, на которой выросли нововенцы именно что глава в учебнике, но не в ушах господ артистов и публики? Причем, проект если провлится, то или из-за меди, которая будет играть свою собственную додекафонию, или из-за грека, которому что на немецком, что на санскрите - без разницы, или из-за приблизительно попадающих по нотам солистов. Но виновата будет дура-публика.
  • n-voice· 2009-11-04 00:59:02
    Хэй, грек знает немецкий. Не надо обобщать, пожалуйста, товарищ.
  • n-voice· 2009-11-04 01:02:33
    И кстати Георг Нигль тоже нормально попадает, имел с ним концерт в Вене 2005, все ноты были на месте.
  • vladimirrannev· 2009-11-04 01:22:04
    этот очень непривычный в отчественной практике опыт - создавать перед событием не информационное, а дискуссионное поле - говорит сам за себя. мне кажется, что леонид аркадьевич боится не пустых кресел, а "лежаков" для обычной публики большого. раскупят все премьеры, посмотрят, пожмут плечами, заедят бутером в буфете. вся эта предварительная активность работает как "минздрав предупреждает: вредно", не ходите, дети, в африку гулять, там шенберги-голиллы, берги-крокодилы. фактически, эта рекламная тактика - тактика отпугивания и расчистки зала для целевой (в общих чертах) аудитории. дается такой сигнал, мол, если пойдешь, придется совершать над собой усилие. пару лет назад я бы сказал, что это что-то немыслимое для большого, а станет и еще немыслимее. а тут вот такое...
  • vladimirrannev· 2009-11-04 01:26:35
    и это правильно, и так и надо.
  • Ixxanov· 2009-11-04 08:54:36
    Самое интересное ,что никого из комментаторов не смущает мат из уст Филановского. Т.е. это уже видимо норма.
  • prostipoma· 2009-11-04 10:30:11
    Когда это он успел? И почему маэстро фактически дебютирует в немецкоязычном репертуаре и непременно Воццеком? Понятно, что он гений и усе умеет -от Перселла до Кикты, но все же? Я не в курсе, а что - гесты на все спектакли и на все партии, или все таки местные планируются? И трубы с валторнами тоже приглашенные?
    Все бы было хорошо с полем, кабы был у нас Париж или Вена, Мари пела бы Майер или Деноке, а в яме стоял Аббадо, или хотя бы Хенхен. А у нас именно что поле, заштатный театр,ни одного живого спектакля, но зато туча проектов и публика из 1903 года.
  • n-voice· 2009-11-04 13:41:06

    "И почему маэстро фактически дебютирует в немецкоязычном репертуаре и непременно Воццеком?"
    Не знаю когда, но с немецкими обозначениям в партиттурах разбирается хорошо, по-моему. В остальном рекомендую его запись Немецкого реквиема брамса, наверное она и есть тот самый немецкоязычный дебют, о котором Вы говорите. Прочих претензий докладчика не понял))
  • bf· 2009-11-04 14:51:58
    "Песнь о Земле" опять же вполне себе немецкий репертуар
    и Третья Малера
    и Девятая Брукнера (она правда без слов :)
  • karambolina· 2009-11-04 22:13:50
    Мат Филановского - это часть того междусобойчика, что происходит здесь вокруг предстоящей премьеры Воццека. Отсюда и посещаемость страницы- сравните кол-во посещений в др. разделах с этим. Как вы не понимаете - эти разговоры интересны только вам! Как "авторское кино".
  • bf· 2009-11-04 23:29:08
    Угу, рыбонька. Междукемчик же еще. Great minds against themselves conspire.
  • vladimirrannev· 2009-11-05 00:08:22
    ну так и что же вы тогда сюда липните? идите-ка вы лучше, дорогая карамболина, к карамболетте.
  • prostipoma· 2009-11-05 03:15:29
    Понимаете ли, когда Париж зарядил марталлеровского "Воццека" ради энтого дела был выписан маэстро Хенхен, оно, конечно, можно было Мути выписать (он, кстати, немецкий знает), но как-то остановились на этом гдровце. Вообще-то, дирижер работающий с певцами в классе - это хороший тон приличного театра. ГАБТ, кажется, даже репетитора не почесался выписать. Могу представить, как будет мучаться Петренко с Кавалером в одиночку - там тоже язык необязателен или как?
    Ладно б язык, но нормальный интендант позовет на подобный проект человека, который именно на этой части репертуара специализируется, а в универсальных гениев верит только Опенспейс.
    А Песнь о Земле, это мощно, конечно. Вы совсем не понимаете, что такое музтеатр? Как нам вещал АВ Парин - это и музыка, и слово. И еще театр.
    А насчет темповых обозначений повеселили.
  • karambolina· 2009-11-05 15:25:18
    Ренневу и БФ

    а липну, птенчики, я сюда, потому как хочу знать, что нового в излюбленном жанре (классическая музыка) происходит. А вижу опять вас. Этим и недовольна.
  • karambolina· 2009-11-05 15:31:54
    хочу знать, какие фестивали, концерты происходят заграницею, например. Что нового успешного появилось в организации концертов и гастролей коллективов, какие исполнители новые талантливые появились. Словом, о том, чем РЕАЛЬНО живет наш бизнес, о том, что продается и покупается. А иначе загнемся мы с вашими умными и матерными разговорами.
  • karambolina· 2009-11-05 15:35:28
    владимирраннев
    была однажды на вашем концерте. просто убожество. 2 человека в зале. Зато мацуева у вас хорошо получается ругать. вы меня в ответ, конечно, будете оскорблять, но дела это не изменит.
  • n-voice· 2009-11-05 16:13:00
    Бизнес живет бизнесом. Воццек - часть бизнеса, иначе бы его не ставили по всему миру (Юровский вот даже в Санта Фе им продирижировал пару лет назад, и ничего, театр не рухнул) Тем не менее, в издании подобном Openspace можно немного и о музыке поговорить, особенно учитывая полный карамболаж слушательского уровня с начала 90-х - нормальная стратегия при подготовке крупной премьеры.

    PS
    а кого надо было пригласить на Воццека если не Курентзиса, это же общий репертуар, им ктот угодно дирижирует, кто тут "специалист"?
  • karambolina· 2009-11-05 16:36:45
    я ничего не имею против Воццека, просто сколько можно варить эту пиарскую кашу? я, конечно, все понимаю, но...
  • n-voice· 2009-11-05 19:06:50
    Уважаемая карамболина, "пиарская каша", наверное от неуверенности. Слишком велика цезура в исполнении более-менее современной музыки перед большой аудиторией, в России, слишком изменилась аудитория. Вот они и пытаются определить: а кто она, аудитория.

    У художественного руководителя театра, к тому же неместного, понятная нервозность: поймут ли пацаны. (Думаю, что поймут, кстати). А про заграницу и про события писать конечно надо. Но вель они (openspace) стараются как могут.
  • karambolina· 2009-11-05 22:04:43
    я вам так скажу на основании некоторого опыта: просто нужно завесить всю москву огромными плакатами и постерами с рекламой премьеры, которые кричат: "это круто". Все. Придут. Проверено. Для этого нужны деньги, ну а что от руководства, собственно, требуется: найти эти деньги. а не дискуссии разводить.
  • vladimirrannev· 2009-11-05 23:03:07
    дорогая карамболина, а я вот никогда не был на моем концерте, на котором было 2 человека. наверно вы ошиблись дверями. впрочем, не отвлекайтесь на меня, здесь другая тема.
  • prostipoma· 2009-11-06 00:54:32
    Уважаемый н-войс, убеждение, что был атомный взрыв и остался один Курентзис с Черняковым - неверное. ГАБТ может себе позволить дирижера, может, не первого ряда, но вполне адекватного и владеющего ежесекундно сценической ситуацией, и главное, способного проконтролировать выучку певцов. И еще я просто не совсем понимаю, как можно не имея в руках и в голове Вагнера и Штрауса, кидаться на Воццека. Обычно этого не понимают и в оперных центрах закордноья . Тоже и про публику, как можно перескакивать с вечного Онегина на нововенцев, минуя всю позднюю романтику (которую даже в филармонических концертах в Москве играют по большим праздникам).. Зато есть очевидное желание прикрыть очередной недострой и бессымысленную трату казенных денег тупой публикой. Если речь идет о культуррегерстве - оно может и надо, но с сопромата не начинают изучение математики.
  • n-voice· 2009-11-06 05:05:28
    to carambolina
    да наверное Вы правы
    to protiroma
    я думаю Штраус с Вагнером необязательны. Вся что я тут пишу оснвано на примитивном личном опыте: работал с Теодором Иоаннычем в Вене в 2006 году, репетировал он очень тщательно, музыка получилась. Я думаю, что если ему меня получлось хорошо сыграть, (а было очень хорошо) ,то и с Бергом проблем не будет. А поздней романтики он на моей памяти больше чем достаточно сыграл, поэтому можно расслабиться, и настроиться на прекрасное, я думаю.
  • n-voice· 2009-11-06 05:09:18
    ps
    а Вагнера со Штраусом пускай лучше какой нибудь мудило вроде Тилемана играет - желающих-то полно, не правда ли?
  • prostipoma· 2009-11-06 15:54:21
    А Вы - Берг? Тут не место устаривать ликбез об особенностях дирижирования в оперном театре и про то, что умения с пальмы не падают, а и их приобреатют, и то, что универсальным дирижером не был даже Караян (а уж как хотел). Я тоже играл с ТИК Стикса, и видел, как маэстро месит нечто вместо сетки (считайте сами, ребята) и динамил хор. Ну хор ему и вывалил на генеральную паузу, но публика ж дура.
    Вот когда Т. сыграет Вагнера со Штраусом как мудила Тилеманн , у вас будет не ГАБТ, а венская опера. Но увы. 10 лет грек подымает искусство в Москве, а все не Вена.
  • bf· 2009-11-07 11:26:35
    Даже если согласиться, что Тилеман хорошо играет Вагнера и Штрауса (Вагнера и Брукнера, он играет, по-моему, отвратно) – большая ошибка, что хороший исполнитель поздней романтики будет заведомо хорошо играть ХХ век.

    Кстати, "Стикс" не жалко.
  • tridi· 2009-11-07 20:04:37
    Опера "Воццек" - в сегодняшнем БТ (без сцены БТ)? С современными исполнителями (не имеющими отношения к БТ)? Да ещё в условиях БТ, растерявшего почти все культурные традиции? - Думаю, что "Воццек" - сверхактуален! Именно постановка гениального "Воццека" в БТ - окончательно даст всем понять, что дальше - тупик! Приехали! Туши свет!) Всё-равно, что без оружия - на абразуры или с вилами на пушки).
    Может быть, сейчас нужно думать о другом - как живу быть?)

    На мой взгляд, сегодня гораздо актуальнее разговор о том, как заново выстраивать всю инфраструктуру в БТ.

    Без организации новых, современных просветительских штудий для школьников и молодёжи,без поиска новых актуальных тем и авторов (по всей стране), без поиска новых современных оперных форм, без поиска молодых по-настоящему талантливых исполнителей, без организации многочисленных экспериментальных оперных постановок, а самое главное - без восстановления оперных традиций БТ(а) - БТ окончательно рухнет в тартарары, но, при этом - виноватых не будет, и некого будет винить за коллективное угробление БТ - все же хотели как лучше!)))

    Можно рассуждать о том - как примут нового московского "Воццека" - хорошо ли - плохо ли, но гораздо важнее сегодня сесть миром и обсудить - что пока ещё можно сделать, чтобы реанимировать БТ?

    Возможно (как сегодня в отечественном футболе) - следует пригласить на какое-то время лучших ИТАЛЬЯНСКИХ (ИЛИ ИНЫХ) ОПЕРНЫХ МУЗЫКАНТОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ ОПЕРНОГО ДЕЛА и наделить их в БТ сверхполномочиями. Поставить для них определённые цели))) - в течение такого-то времени восстановить столько-то русских классических опер, поставить - столько-то зарубежной классики, подготовить современные оперные премьеры-эксклюзивы. Конечно же - силами российских (преимущественно) исполнителей.

    Здесь, в диалоге о "Воццеке", БФ, не помню к чему - вспоминает о Сталине.
    И мне тоже вспомнилось: кто-то рассказывал, что в БТ, по инициативе Сталина, были приглашены итальянские оперные специалисты экстра-класса - которые помогали восстанавливать утраченный престиж БТ. Не знаю - правда ли это?
    Или всего лишь легенда, пришедшая в голову 7 ноября?)

    И последнее, считаю недопустимым общаться публично - посредством матерных выражений.
  • prostipoma· 2009-11-08 00:22:12
    Многоуважаемый БФ, корпоративное мнение композиторов-журналистов Спб о Т. было исчерпывающе донесено здесь г-ом Ренанским. В стране, где Брукнера играют раз в году, а Гергива считают дивным вагнер-штраусовским дирижером, т.к. других нет - оно неудивительно, неудивительно и то, что, н-р, в Венах, Мюнхенах, Парижах и Нью Йорках думают ровно наоборот, а бедному греку отказали даже в единственном приличном ангажементе в Опере, выкинув его из Карлоса.
    Удивительно, что столь высокообразованному сообществу надо рассказывать о естественной связи нововенцев и папиного кино поздних романтиков - от Вагнера до Шмидта, которая как минимум у Мари - красным по белому. Я бы еще понял, если бы речь шла о Моисее и Аароне, но уж Воццек -то. Ему и вправду 90 лет и уж точно не Варез. Такую штуку, как культурная память, никто не отменял. Дирижерам тоже.
    К Воццеку со своим опытом в немецкой опере грек готов примерно так же, как большетеатровская медь , с ее нулевым опытом в тяжелом романтическом репертуаре. Уже воображаю себе эти ррррр.
  • trumpetist· 2009-11-08 12:16:03
    потрясающая дискуссия! я вот, видимо, ошибку большую совершил - билеты, блин, купил... теперь вот простипома напела - так понимаю, что зря купил... плохое очень исполнение. поют плохо, играют плохо, постановка никакая. что там говорить - не "плохо" даже, а вообще не умеют! отстой полный. никому не советую!

    а главное - курентзис - грек! простипома уже не называет его даже по имени. просто - грек. ну, это как евреев по имени называть язык не повернется же, правда? или там, чукчей каких-нибудь! этому греку давно отказали все и во всем. и брюссели с баден-баденами скоро поймут свою ошибку - и тоже откажут. и в париж передумают звать опять. и последняя надежда у него, что в бт этого пока не все понимают. вот и пользуется. но теперь простипома нам тут глаза раскрыла на ситуацию. грекам в бт не место. долой.

    россия - для простипом!

    уже воображаю себе эти рррррррррррррррррррррррррр...
  • karambolina· 2009-11-08 14:16:41
    а мне кажется, "грек" - очень удачный ник. емко, энергетично, индивидуально. Не робейте, трубач, побольше наружной рекламы, ролики там по ОРТ, эфиры всякие - и люди к Вам потянутся. А беседа с филановским - не путь к коммерческому успеху, это я вам как доктор доктору...
    Желаю успеха! Все будет хорошо!
  • trumpetist· 2009-11-08 14:32:44
    карамболина, я вас не понял.
  • karambolina· 2009-11-08 14:45:25
    еще бы... я вся такая.... противоречивая!!!
  • prostipoma· 2009-11-08 18:22:42
    Тромпетист, вы перепутали Спейс с набержной Тараса Шевченко и перечитали на ночь репортажей про русский марш. Вы национальности имярек стесняетесь больше, чем он сам - он, впрочем, никогда ничего нестеснялся, дефицит конкретных умений компенсируя знакомствами с прогрессивной критикой. Охота слушать то, не знаю чего - ГАБТ даже составы не вывесил -, вперед, кто мешает. А выдавать фуфло за событие там умеют. Это в последние лет пятнадцать единственное, чему там научились.
  • bf· 2009-11-08 19:01:25
    Обычный злобный треп лабуха, сколько я такого наслушался про всевозможных дирижеров. Нехарактерно одно: данный лабух часто ходит в сеть и пишет многабукаф.
  • trumpetist· 2009-11-08 19:01:57
    вообще-то 27 октября составы уже были вывешены. вы о чем?
  • prostipoma· 2009-11-09 01:30:09
    В приличном театре за год вывешивают - о том. БФ - попросите у Спейса денег и съездите по европейским операм, посмотрите как они работают. Ваш треп - треп муздеятеля, имеющего представления о вселенной из торрентов и нихрена дальше своего колхоза Крылья советов не знающего. За ваши буквы вам зачтется - Теодор Иваныч смилостивится и сыграет еще одну вашу пьесу. Нефть в обмен на продовольствие.
  • bf· 2009-11-09 10:37:16
    Ну, кое-что я таки видел и даже кое в чем участвовал. Кстати, из торрентов картина мира тоже вполне репрезентативная вырисовывается: ничего личного и шелухи минимум.
  • karambolina· 2009-11-09 11:29:35
    и что. мы так и зависнем на этом,с позволения сказать, материале? Или будем ждать следующих, посвященных БТ и Воццеку? Воображаю: видео с генеральной, опрос прохожих на улице, что они обо всем об этом думают, круглый стол посв. особенностям квадратного техчлена как формообразующей...

    Дайте что-нибудь интересного почитать!
  • karassio_al· 2009-11-09 23:31:21
    Согласна полностью с уважаемым n-voice. Стоит ли такое тремоло издавать? Воццек прекрасен, но и Войцек в истории мирового театра значит не меньше. Однако я не могу себе вообразить такой истерический квази-интеллектуальный диалог по поводу великой пьесы Бюхнера в современном театре. Что так нервничать? Это кажется PR-атакой на неокрепшие мозги неофитов.
    В тишине пусть великое творится...
Все новости ›