Просмотров: 30531
Леонид Десятников – Борис Филановский: «Мы и на небесах будем работать под раскаты грома»
Два композитора – бывший и нынешний колумнисты OPENSPACE.RU – о «Воццеке» и о себе, о фрейдизме и Sprechstimme, о бедном люде и хипстерах-ботаниках
Леонид Десятников. Можно, черные начнут? Во времена Берга у венской богемы было в ходу жаргонное словечко Daigetzen (идиш) — глубокомысленная интеллектуальная болтовня. По-моему, самый подходящий формат для OPENSPACE.RU. Итак, бойцы вспоминают минувшие дни. Мы оба проходили «Воццека» в консерватории. У меня это было в середине 70-х…Борис Филановский. А у меня в начале 90-х. Но, кстати, мы его проходили с одним и тем же преподавателем — Людмилой Григорьевной Ковнацкой.
Л. Д. Давайте сначала про вас. Петербургская — только что переименованная — консерватория, начало 90-х. Как это было?
Б. Ф. Я был тогда бесчувственный пень. И меня эта опера совершенно не вперла. Никакого шрама она на мне тогда не оставила. Шрам появился только в зрелом возрасте.
Л. Д. Именно от «Воццека» или вообще от нововенской школы?
Б. Ф. Именно от «Воццека».
Л. Д. А нововенская школа в начале 90-х лично для вас много значила? Для вашего поколения?
Б. Ф. Не скажу за поколение…
Л. Д. …потому что никаких поколений не существует.
Б. Ф. Не существует, да. А для меня она была очень важна. Это была дверь куда-то еще. Тогда я, наверное, и «Воццека» воспринимал как произведение в рамках нововенской школы. Что, безусловно, неправильно. Нет никаких школ — как нет поколений.
Л. Д. Но все-таки «Воццек» в каком-то смысле является оправданием нововенской школы. Или нет?
Б. Ф. Наверное. В том же смысле, в каком сказано «не разрушу город сей ради десяти праведников».
Л. Д. То есть к «Воццеку» вы пришли постепенно. Для вас он имеет значение.
Б. Ф. И чем дальше, тем большее значение.
Л. Д. Как нечто отдельное? Часть традиции? Что-то авангардное?
Б. Ф. Я очень часто пытаюсь его слушать — настолько часто, насколько можно вообще слушать вещь, которая требует такого огромного слушательского труда. В финале я почти всегда реву. Но я почти никогда не дохожу до финала. Безумно тяжело.
Л. Д. А почему тяжело? Страшно?
Б. Ф. Страшно.
Л. Д. То есть вы слушаете это как простодушный человек. Не как композитор. Без практических целей.
Б. Ф. Ну, у меня есть клавир в электронном виде, пиратский. Как у всех. Партитуру видел, конечно. Помню, что в начале 90-х я мог слушать с композиторскими, практическими резонами. Но чем дальше, тем меньше они имеют место, эти резоны.
Л. Д. Вам, значит, не важно, что когда-то «Воццек» был знаменем авангарда, вы его слушаете так же, как всякую великую музыку.
Б. Ф. Да, это вневременная вещь. Другое дело, почему он так потрясает. Это уже связано с ХХ веком. Теперь вы расскажите про знакомство.
Л. Д. Я его услышал впервые году эдак в 1975-м. Сегодня странно думать, что это была обязательная программа для композиторов и музыковедов.
Б. Ф. Все равно что в девятом классе «Войну и мир» проходить.
Л. Д. Правильно. Более того, «Воццек» же не был обиходной вещью в СССР.
Б. Ф. Это был какой-то образовательный реликт. Включенность в мировой контекст, проблематику. Ведь его в самом деле обязательно надо проходить, надо знать, хотя если исходить из тогдашней советской ситуации — да и нынешней российской, — то проходить и знать не надо.
Л. Д. Не надо знать Джойса, Пруста…
Б. Ф. …потому что, мол, в России свой контекст. И удивительно, как этот мировой контекст остался в консерваторской программе по истории зарубежной музыки.
МИРОВАЯ АФИША — МОСКВА
24, 25, 26, 28 и 29 ноября 2009 года
«ВОЦЦЕК» ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
24, 25, 26, 28 и 29 ноября 2009 года
«ВОЦЦЕК» ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:42
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 16569365
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6519813
- 3. Норильск. Май 1293170
- 4. ЖП и крепостное право 1117409
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906919
- 6. Закоротило 836981
- 7. Не может прожить без ирисок 831506
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790471
- 9. Коблы и малолетки 765653
- 10. Затворник. Но пятипалый 507384
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441442
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 393895
И еще мракобесия в 70-е было куда пбольше но оно было строго регламентировано. если Херберт Кегель делал Воццека в Лейпциге - значит можно. Если бы воццека попытался написать какой-нибуль будашкин - было бы скорее всего нельзя. Теперь люди немного дезоринтированы, и после каждой фашистской выходки отдельныхт культурных деятелей сначала интересуются: стоит ли за этим власть или не стоит, кто заказчик и. т. д. Власть между тем посмеиваятся, глядя на эти терзания и говорит: я - это вы. Я ваше коллективное бессознательное, и вы превращаетсесь в фашистов абсолютно добровольно. Это ваш выбор.
Поэтому не надо гнать на Москву и бояться "неактуальности" Воццека, а надо просто ставить. Очень желаю успеха этому проекту.
Все бы было хорошо с полем, кабы был у нас Париж или Вена, Мари пела бы Майер или Деноке, а в яме стоял Аббадо, или хотя бы Хенхен. А у нас именно что поле, заштатный театр,ни одного живого спектакля, но зато туча проектов и публика из 1903 года.
"И почему маэстро фактически дебютирует в немецкоязычном репертуаре и непременно Воццеком?"
Не знаю когда, но с немецкими обозначениям в партиттурах разбирается хорошо, по-моему. В остальном рекомендую его запись Немецкого реквиема брамса, наверное она и есть тот самый немецкоязычный дебют, о котором Вы говорите. Прочих претензий докладчика не понял))
и Третья Малера
и Девятая Брукнера (она правда без слов :)
Ладно б язык, но нормальный интендант позовет на подобный проект человека, который именно на этой части репертуара специализируется, а в универсальных гениев верит только Опенспейс.
А Песнь о Земле, это мощно, конечно. Вы совсем не понимаете, что такое музтеатр? Как нам вещал АВ Парин - это и музыка, и слово. И еще театр.
А насчет темповых обозначений повеселили.
а липну, птенчики, я сюда, потому как хочу знать, что нового в излюбленном жанре (классическая музыка) происходит. А вижу опять вас. Этим и недовольна.
была однажды на вашем концерте. просто убожество. 2 человека в зале. Зато мацуева у вас хорошо получается ругать. вы меня в ответ, конечно, будете оскорблять, но дела это не изменит.
PS
а кого надо было пригласить на Воццека если не Курентзиса, это же общий репертуар, им ктот угодно дирижирует, кто тут "специалист"?
У художественного руководителя театра, к тому же неместного, понятная нервозность: поймут ли пацаны. (Думаю, что поймут, кстати). А про заграницу и про события писать конечно надо. Но вель они (openspace) стараются как могут.
да наверное Вы правы
to protiroma
я думаю Штраус с Вагнером необязательны. Вся что я тут пишу оснвано на примитивном личном опыте: работал с Теодором Иоаннычем в Вене в 2006 году, репетировал он очень тщательно, музыка получилась. Я думаю, что если ему меня получлось хорошо сыграть, (а было очень хорошо) ,то и с Бергом проблем не будет. А поздней романтики он на моей памяти больше чем достаточно сыграл, поэтому можно расслабиться, и настроиться на прекрасное, я думаю.
а Вагнера со Штраусом пускай лучше какой нибудь мудило вроде Тилемана играет - желающих-то полно, не правда ли?
Вот когда Т. сыграет Вагнера со Штраусом как мудила Тилеманн , у вас будет не ГАБТ, а венская опера. Но увы. 10 лет грек подымает искусство в Москве, а все не Вена.
Кстати, "Стикс" не жалко.
Может быть, сейчас нужно думать о другом - как живу быть?)
На мой взгляд, сегодня гораздо актуальнее разговор о том, как заново выстраивать всю инфраструктуру в БТ.
Без организации новых, современных просветительских штудий для школьников и молодёжи,без поиска новых актуальных тем и авторов (по всей стране), без поиска новых современных оперных форм, без поиска молодых по-настоящему талантливых исполнителей, без организации многочисленных экспериментальных оперных постановок, а самое главное - без восстановления оперных традиций БТ(а) - БТ окончательно рухнет в тартарары, но, при этом - виноватых не будет, и некого будет винить за коллективное угробление БТ - все же хотели как лучше!)))
Можно рассуждать о том - как примут нового московского "Воццека" - хорошо ли - плохо ли, но гораздо важнее сегодня сесть миром и обсудить - что пока ещё можно сделать, чтобы реанимировать БТ?
Возможно (как сегодня в отечественном футболе) - следует пригласить на какое-то время лучших ИТАЛЬЯНСКИХ (ИЛИ ИНЫХ) ОПЕРНЫХ МУЗЫКАНТОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ ОПЕРНОГО ДЕЛА и наделить их в БТ сверхполномочиями. Поставить для них определённые цели))) - в течение такого-то времени восстановить столько-то русских классических опер, поставить - столько-то зарубежной классики, подготовить современные оперные премьеры-эксклюзивы. Конечно же - силами российских (преимущественно) исполнителей.
Здесь, в диалоге о "Воццеке", БФ, не помню к чему - вспоминает о Сталине.
И мне тоже вспомнилось: кто-то рассказывал, что в БТ, по инициативе Сталина, были приглашены итальянские оперные специалисты экстра-класса - которые помогали восстанавливать утраченный престиж БТ. Не знаю - правда ли это?
Или всего лишь легенда, пришедшая в голову 7 ноября?)
И последнее, считаю недопустимым общаться публично - посредством матерных выражений.
Удивительно, что столь высокообразованному сообществу надо рассказывать о естественной связи нововенцев и папиного кино поздних романтиков - от Вагнера до Шмидта, которая как минимум у Мари - красным по белому. Я бы еще понял, если бы речь шла о Моисее и Аароне, но уж Воццек -то. Ему и вправду 90 лет и уж точно не Варез. Такую штуку, как культурная память, никто не отменял. Дирижерам тоже.
К Воццеку со своим опытом в немецкой опере грек готов примерно так же, как большетеатровская медь , с ее нулевым опытом в тяжелом романтическом репертуаре. Уже воображаю себе эти ррррр.
а главное - курентзис - грек! простипома уже не называет его даже по имени. просто - грек. ну, это как евреев по имени называть язык не повернется же, правда? или там, чукчей каких-нибудь! этому греку давно отказали все и во всем. и брюссели с баден-баденами скоро поймут свою ошибку - и тоже откажут. и в париж передумают звать опять. и последняя надежда у него, что в бт этого пока не все понимают. вот и пользуется. но теперь простипома нам тут глаза раскрыла на ситуацию. грекам в бт не место. долой.
россия - для простипом!
уже воображаю себе эти рррррррррррррррррррррррррр...
Желаю успеха! Все будет хорошо!
Дайте что-нибудь интересного почитать!
В тишине пусть великое творится...