«Воццек» шедевр, а любой шедевр очень уязвим.

Оцените материал

Просмотров: 27895

Леонид Десятников – Борис Филановский: «Мы и на небесах будем работать под раскаты грома»

Леонид Десятников, Борис Филановский · 03/11/2009
Два композитора – бывший и нынешний колумнисты OPENSPACE.RU – о «Воццеке» и о себе, о фрейдизме и Sprechstimme, о бедном люде и хипстерах-ботаниках

Имена:  Альбан Берг · Арнольд Шенберг · Борис Филановский · Вениамин Баснер · Джордж Гершвин · Дмитрий Черняков · Дмитрий Шостакович · Игорь Стравинский · Кристиане Бюхнер · Леонид Десятников · Теодор Курентзис

©  Getty Images / Fotobank

Сцена из оперы «Воццек». Сан-Франциско. 1981

Сцена из оперы «Воццек». Сан-Франциско. 1981

Леонид Десятников. Можно, черные начнут? Во времена Берга у венской богемы было в ходу жаргонное словечко Daigetzen (идиш) — глубокомысленная интеллектуальная болтовня. По-моему, самый подходящий формат для OPENSPACE.RU. Итак, бойцы вспоминают минувшие дни. Мы оба проходили «Воццека» в консерватории. У меня это было в середине 70-х…

Борис Филановский. А у меня в начале 90-х. Но, кстати, мы его проходили с одним и тем же преподавателем — Людмилой Григорьевной Ковнацкой.

Л. Д. Давайте сначала про вас. Петербургская — только что переименованная — консерватория, начало 90-х. Как это было?

Б. Ф. Я был тогда бесчувственный пень. И меня эта опера совершенно не вперла. Никакого шрама она на мне тогда не оставила. Шрам появился только в зрелом возрасте.

Л. Д. Именно от «Воццека» или вообще от нововенской школы?

Б. Ф. Именно от «Воццека».

Л. Д. А нововенская школа в начале 90-х лично для вас много значила? Для вашего поколения?

Б. Ф. Не скажу за поколение…

Л. Д. …потому что никаких поколений не существует.

Б. Ф. Не существует, да. А для меня она была очень важна. Это была дверь куда-то еще. Тогда я, наверное, и «Воццека» воспринимал как произведение в рамках нововенской школы. Что, безусловно, неправильно. Нет никаких школ — как нет поколений.

Л. Д. Но все-таки «Воццек» в каком-то смысле является оправданием нововенской школы. Или нет?

Б. Ф. Наверное. В том же смысле, в каком сказано «не разрушу город сей ради десяти праведников».

Л. Д. То есть к «Воццеку» вы пришли постепенно. Для вас он имеет значение.

Б. Ф. И чем дальше, тем большее значение.

Л. Д. Как нечто отдельное? Часть традиции? Что-то авангардное?

Б. Ф. Я очень часто пытаюсь его слушать — настолько часто, насколько можно вообще слушать вещь, которая требует такого огромного слушательского труда. В финале я почти всегда реву. Но я почти никогда не дохожу до финала. Безумно тяжело.

Л. Д. А почему тяжело? Страшно?

Б. Ф. Страшно.

Л. Д. То есть вы слушаете это как простодушный человек. Не как композитор. Без практических целей.

Б. Ф. Ну, у меня есть клавир в электронном виде, пиратский. Как у всех. Партитуру видел, конечно. Помню, что в начале 90-х я мог слушать с композиторскими, практическими резонами. Но чем дальше, тем меньше они имеют место, эти резоны.

Л. Д. Вам, значит, не важно, что когда-то «Воццек» был знаменем авангарда, вы его слушаете так же, как всякую великую музыку.

Б. Ф. Да, это вневременная вещь. Другое дело, почему он так потрясает. Это уже связано с ХХ веком. Теперь вы расскажите про знакомство.

Л. Д. Я его услышал впервые году эдак в 1975-м. Сегодня странно думать, что это была обязательная программа для композиторов и музыковедов.

Б. Ф. Все равно что в девятом классе «Войну и мир» проходить.

Л. Д. Правильно. Более того, «Воццек» же не был обиходной вещью в СССР.

Б. Ф. Это был какой-то образовательный реликт. Включенность в мировой контекст, проблематику. Ведь его в самом деле обязательно надо проходить, надо знать, хотя если исходить из тогдашней советской ситуации — да и нынешней российской, — то проходить и знать не надо.

Л. Д. Не надо знать Джойса, Пруста…

Б. Ф. …потому что, мол, в России свой контекст. И удивительно, как этот мировой контекст остался в консерваторской программе по истории зарубежной музыки.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:42

  • soroka· 2009-11-03 16:47:14
    "соЛ.Д.ат-денщик", надо понимать, случайность? )
  • trumpetist· 2009-11-03 18:42:48
    хорошо поговорили. и воццек в большом это афигеть как хорошо. только вот попасть бы. билеты скупят любители бархатных кресел, высоких потолков и канделябров. придут, услышат начало - и уйдут. а билет пропал...
  • n-voice· 2009-11-03 18:44:35
    Я думаю, уважаемый Л. Д; излишне пессимистичен. Давайте посмотрим, как будут реагировать после 5 исполнений в ноябре, тогда и будем судить, кто является целевой группой. Одно но: если билеты будут продавать по 4000 и больше, целевая группа не придет, ее просто не возникнет. Если БТ не будет работать с молодежью ( специальные предложения, открытые репетиции а нетолько блог) то пессимизм обоснован.. Так что подождем до ноября.

    И еще мракобесия в 70-е было куда пбольше но оно было строго регламентировано. если Херберт Кегель делал Воццека в Лейпциге - значит можно. Если бы воццека попытался написать какой-нибуль будашкин - было бы скорее всего нельзя. Теперь люди немного дезоринтированы, и после каждой фашистской выходки отдельныхт культурных деятелей сначала интересуются: стоит ли за этим власть или не стоит, кто заказчик и. т. д. Власть между тем посмеиваятся, глядя на эти терзания и говорит: я - это вы. Я ваше коллективное бессознательное, и вы превращаетсесь в фашистов абсолютно добровольно. Это ваш выбор.

    Поэтому не надо гнать на Москву и бояться "неактуальности" Воццека, а надо просто ставить. Очень желаю успеха этому проекту.
  • prostipoma· 2009-11-04 00:27:09
    К Эти культутрегерские пректы в ГАБТе баснословны- тут и Поспелов со своим Фоминым, и Ведро с Ангелом, и "актуальная режиссура" Някрошюса, хочется как в Европе, а начинка урюпинская. Как прикажете усваивать Воццека, когда в Москве живого Вагнера с Штраусом не знают, не пели и не играли, а вся поздняя романтика, на которой выросли нововенцы именно что глава в учебнике, но не в ушах господ артистов и публики? Причем, проект если провлится, то или из-за меди, которая будет играть свою собственную додекафонию, или из-за грека, которому что на немецком, что на санскрите - без разницы, или из-за приблизительно попадающих по нотам солистов. Но виновата будет дура-публика.
  • n-voice· 2009-11-04 00:59:02
    Хэй, грек знает немецкий. Не надо обобщать, пожалуйста, товарищ.
  • n-voice· 2009-11-04 01:02:33
    И кстати Георг Нигль тоже нормально попадает, имел с ним концерт в Вене 2005, все ноты были на месте.
  • vladimirrannev· 2009-11-04 01:22:04
    этот очень непривычный в отчественной практике опыт - создавать перед событием не информационное, а дискуссионное поле - говорит сам за себя. мне кажется, что леонид аркадьевич боится не пустых кресел, а "лежаков" для обычной публики большого. раскупят все премьеры, посмотрят, пожмут плечами, заедят бутером в буфете. вся эта предварительная активность работает как "минздрав предупреждает: вредно", не ходите, дети, в африку гулять, там шенберги-голиллы, берги-крокодилы. фактически, эта рекламная тактика - тактика отпугивания и расчистки зала для целевой (в общих чертах) аудитории. дается такой сигнал, мол, если пойдешь, придется совершать над собой усилие. пару лет назад я бы сказал, что это что-то немыслимое для большого, а станет и еще немыслимее. а тут вот такое...
  • vladimirrannev· 2009-11-04 01:26:35
    и это правильно, и так и надо.
  • Ixxanov· 2009-11-04 08:54:36
    Самое интересное ,что никого из комментаторов не смущает мат из уст Филановского. Т.е. это уже видимо норма.
  • prostipoma· 2009-11-04 10:30:11
    Когда это он успел? И почему маэстро фактически дебютирует в немецкоязычном репертуаре и непременно Воццеком? Понятно, что он гений и усе умеет -от Перселла до Кикты, но все же? Я не в курсе, а что - гесты на все спектакли и на все партии, или все таки местные планируются? И трубы с валторнами тоже приглашенные?
    Все бы было хорошо с полем, кабы был у нас Париж или Вена, Мари пела бы Майер или Деноке, а в яме стоял Аббадо, или хотя бы Хенхен. А у нас именно что поле, заштатный театр,ни одного живого спектакля, но зато туча проектов и публика из 1903 года.
  • n-voice· 2009-11-04 13:41:06

    "И почему маэстро фактически дебютирует в немецкоязычном репертуаре и непременно Воццеком?"
    Не знаю когда, но с немецкими обозначениям в партиттурах разбирается хорошо, по-моему. В остальном рекомендую его запись Немецкого реквиема брамса, наверное она и есть тот самый немецкоязычный дебют, о котором Вы говорите. Прочих претензий докладчика не понял))
  • bf· 2009-11-04 14:51:58
    "Песнь о Земле" опять же вполне себе немецкий репертуар
    и Третья Малера
    и Девятая Брукнера (она правда без слов :)
  • karambolina· 2009-11-04 22:13:50
    Мат Филановского - это часть того междусобойчика, что происходит здесь вокруг предстоящей премьеры Воццека. Отсюда и посещаемость страницы- сравните кол-во посещений в др. разделах с этим. Как вы не понимаете - эти разговоры интересны только вам! Как "авторское кино".
  • bf· 2009-11-04 23:29:08
    Угу, рыбонька. Междукемчик же еще. Great minds against themselves conspire.
  • vladimirrannev· 2009-11-05 00:08:22
    ну так и что же вы тогда сюда липните? идите-ка вы лучше, дорогая карамболина, к карамболетте.
  • prostipoma· 2009-11-05 03:15:29
    Понимаете ли, когда Париж зарядил марталлеровского "Воццека" ради энтого дела был выписан маэстро Хенхен, оно, конечно, можно было Мути выписать (он, кстати, немецкий знает), но как-то остановились на этом гдровце. Вообще-то, дирижер работающий с певцами в классе - это хороший тон приличного театра. ГАБТ, кажется, даже репетитора не почесался выписать. Могу представить, как будет мучаться Петренко с Кавалером в одиночку - там тоже язык необязателен или как?
    Ладно б язык, но нормальный интендант позовет на подобный проект человека, который именно на этой части репертуара специализируется, а в универсальных гениев верит только Опенспейс.
    А Песнь о Земле, это мощно, конечно. Вы совсем не понимаете, что такое музтеатр? Как нам вещал АВ Парин - это и музыка, и слово. И еще театр.
    А насчет темповых обозначений повеселили.
  • karambolina· 2009-11-05 15:25:18
    Ренневу и БФ

    а липну, птенчики, я сюда, потому как хочу знать, что нового в излюбленном жанре (классическая музыка) происходит. А вижу опять вас. Этим и недовольна.
  • karambolina· 2009-11-05 15:31:54
    хочу знать, какие фестивали, концерты происходят заграницею, например. Что нового успешного появилось в организации концертов и гастролей коллективов, какие исполнители новые талантливые появились. Словом, о том, чем РЕАЛЬНО живет наш бизнес, о том, что продается и покупается. А иначе загнемся мы с вашими умными и матерными разговорами.
  • karambolina· 2009-11-05 15:35:28
    владимирраннев
    была однажды на вашем концерте. просто убожество. 2 человека в зале. Зато мацуева у вас хорошо получается ругать. вы меня в ответ, конечно, будете оскорблять, но дела это не изменит.
  • n-voice· 2009-11-05 16:13:00
    Бизнес живет бизнесом. Воццек - часть бизнеса, иначе бы его не ставили по всему миру (Юровский вот даже в Санта Фе им продирижировал пару лет назад, и ничего, театр не рухнул) Тем не менее, в издании подобном Openspace можно немного и о музыке поговорить, особенно учитывая полный карамболаж слушательского уровня с начала 90-х - нормальная стратегия при подготовке крупной премьеры.

    PS
    а кого надо было пригласить на Воццека если не Курентзиса, это же общий репертуар, им ктот угодно дирижирует, кто тут "специалист"?
  • karambolina· 2009-11-05 16:36:45
    я ничего не имею против Воццека, просто сколько можно варить эту пиарскую кашу? я, конечно, все понимаю, но...
  • n-voice· 2009-11-05 19:06:50
    Уважаемая карамболина, "пиарская каша", наверное от неуверенности. Слишком велика цезура в исполнении более-менее современной музыки перед большой аудиторией, в России, слишком изменилась аудитория. Вот они и пытаются определить: а кто она, аудитория.

    У художественного руководителя театра, к тому же неместного, понятная нервозность: поймут ли пацаны. (Думаю, что поймут, кстати). А про заграницу и про события писать конечно надо. Но вель они (openspace) стараются как могут.
  • karambolina· 2009-11-05 22:04:43
    я вам так скажу на основании некоторого опыта: просто нужно завесить всю москву огромными плакатами и постерами с рекламой премьеры, которые кричат: "это круто". Все. Придут. Проверено. Для этого нужны деньги, ну а что от руководства, собственно, требуется: найти эти деньги. а не дискуссии разводить.
  • vladimirrannev· 2009-11-05 23:03:07
    дорогая карамболина, а я вот никогда не был на моем концерте, на котором было 2 человека. наверно вы ошиблись дверями. впрочем, не отвлекайтесь на меня, здесь другая тема.
  • prostipoma· 2009-11-06 00:54:32
    Уважаемый н-войс, убеждение, что был атомный взрыв и остался один Курентзис с Черняковым - неверное. ГАБТ может себе позволить дирижера, может, не первого ряда, но вполне адекватного и владеющего ежесекундно сценической ситуацией, и главное, способного проконтролировать выучку певцов. И еще я просто не совсем понимаю, как можно не имея в руках и в голове Вагнера и Штрауса, кидаться на Воццека. Обычно этого не понимают и в оперных центрах закордноья . Тоже и про публику, как можно перескакивать с вечного Онегина на нововенцев, минуя всю позднюю романтику (которую даже в филармонических концертах в Москве играют по большим праздникам).. Зато есть очевидное желание прикрыть очередной недострой и бессымысленную трату казенных денег тупой публикой. Если речь идет о культуррегерстве - оно может и надо, но с сопромата не начинают изучение математики.
  • n-voice· 2009-11-06 05:05:28
    to carambolina
    да наверное Вы правы
    to protiroma
    я думаю Штраус с Вагнером необязательны. Вся что я тут пишу оснвано на примитивном личном опыте: работал с Теодором Иоаннычем в Вене в 2006 году, репетировал он очень тщательно, музыка получилась. Я думаю, что если ему меня получлось хорошо сыграть, (а было очень хорошо) ,то и с Бергом проблем не будет. А поздней романтики он на моей памяти больше чем достаточно сыграл, поэтому можно расслабиться, и настроиться на прекрасное, я думаю.
  • n-voice· 2009-11-06 05:09:18
    ps
    а Вагнера со Штраусом пускай лучше какой нибудь мудило вроде Тилемана играет - желающих-то полно, не правда ли?
  • prostipoma· 2009-11-06 15:54:21
    А Вы - Берг? Тут не место устаривать ликбез об особенностях дирижирования в оперном театре и про то, что умения с пальмы не падают, а и их приобреатют, и то, что универсальным дирижером не был даже Караян (а уж как хотел). Я тоже играл с ТИК Стикса, и видел, как маэстро месит нечто вместо сетки (считайте сами, ребята) и динамил хор. Ну хор ему и вывалил на генеральную паузу, но публика ж дура.
    Вот когда Т. сыграет Вагнера со Штраусом как мудила Тилеманн , у вас будет не ГАБТ, а венская опера. Но увы. 10 лет грек подымает искусство в Москве, а все не Вена.
  • bf· 2009-11-07 11:26:35
    Даже если согласиться, что Тилеман хорошо играет Вагнера и Штрауса (Вагнера и Брукнера, он играет, по-моему, отвратно) – большая ошибка, что хороший исполнитель поздней романтики будет заведомо хорошо играть ХХ век.

    Кстати, "Стикс" не жалко.
  • tridi· 2009-11-07 20:04:37
    Опера "Воццек" - в сегодняшнем БТ (без сцены БТ)? С современными исполнителями (не имеющими отношения к БТ)? Да ещё в условиях БТ, растерявшего почти все культурные традиции? - Думаю, что "Воццек" - сверхактуален! Именно постановка гениального "Воццека" в БТ - окончательно даст всем понять, что дальше - тупик! Приехали! Туши свет!) Всё-равно, что без оружия - на абразуры или с вилами на пушки).
    Может быть, сейчас нужно думать о другом - как живу быть?)

    На мой взгляд, сегодня гораздо актуальнее разговор о том, как заново выстраивать всю инфраструктуру в БТ.

    Без организации новых, современных просветительских штудий для школьников и молодёжи,без поиска новых актуальных тем и авторов (по всей стране), без поиска новых современных оперных форм, без поиска молодых по-настоящему талантливых исполнителей, без организации многочисленных экспериментальных оперных постановок, а самое главное - без восстановления оперных традиций БТ(а) - БТ окончательно рухнет в тартарары, но, при этом - виноватых не будет, и некого будет винить за коллективное угробление БТ - все же хотели как лучше!)))

    Можно рассуждать о том - как примут нового московского "Воццека" - хорошо ли - плохо ли, но гораздо важнее сегодня сесть миром и обсудить - что пока ещё можно сделать, чтобы реанимировать БТ?

    Возможно (как сегодня в отечественном футболе) - следует пригласить на какое-то время лучших ИТАЛЬЯНСКИХ (ИЛИ ИНЫХ) ОПЕРНЫХ МУЗЫКАНТОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ ОПЕРНОГО ДЕЛА и наделить их в БТ сверхполномочиями. Поставить для них определённые цели))) - в течение такого-то времени восстановить столько-то русских классических опер, поставить - столько-то зарубежной классики, подготовить современные оперные премьеры-эксклюзивы. Конечно же - силами российских (преимущественно) исполнителей.

    Здесь, в диалоге о "Воццеке", БФ, не помню к чему - вспоминает о Сталине.
    И мне тоже вспомнилось: кто-то рассказывал, что в БТ, по инициативе Сталина, были приглашены итальянские оперные специалисты экстра-класса - которые помогали восстанавливать утраченный престиж БТ. Не знаю - правда ли это?
    Или всего лишь легенда, пришедшая в голову 7 ноября?)

    И последнее, считаю недопустимым общаться публично - посредством матерных выражений.
  • prostipoma· 2009-11-08 00:22:12
    Многоуважаемый БФ, корпоративное мнение композиторов-журналистов Спб о Т. было исчерпывающе донесено здесь г-ом Ренанским. В стране, где Брукнера играют раз в году, а Гергива считают дивным вагнер-штраусовским дирижером, т.к. других нет - оно неудивительно, неудивительно и то, что, н-р, в Венах, Мюнхенах, Парижах и Нью Йорках думают ровно наоборот, а бедному греку отказали даже в единственном приличном ангажементе в Опере, выкинув его из Карлоса.
    Удивительно, что столь высокообразованному сообществу надо рассказывать о естественной связи нововенцев и папиного кино поздних романтиков - от Вагнера до Шмидта, которая как минимум у Мари - красным по белому. Я бы еще понял, если бы речь шла о Моисее и Аароне, но уж Воццек -то. Ему и вправду 90 лет и уж точно не Варез. Такую штуку, как культурная память, никто не отменял. Дирижерам тоже.
    К Воццеку со своим опытом в немецкой опере грек готов примерно так же, как большетеатровская медь , с ее нулевым опытом в тяжелом романтическом репертуаре. Уже воображаю себе эти ррррр.
  • trumpetist· 2009-11-08 12:16:03
    потрясающая дискуссия! я вот, видимо, ошибку большую совершил - билеты, блин, купил... теперь вот простипома напела - так понимаю, что зря купил... плохое очень исполнение. поют плохо, играют плохо, постановка никакая. что там говорить - не "плохо" даже, а вообще не умеют! отстой полный. никому не советую!

    а главное - курентзис - грек! простипома уже не называет его даже по имени. просто - грек. ну, это как евреев по имени называть язык не повернется же, правда? или там, чукчей каких-нибудь! этому греку давно отказали все и во всем. и брюссели с баден-баденами скоро поймут свою ошибку - и тоже откажут. и в париж передумают звать опять. и последняя надежда у него, что в бт этого пока не все понимают. вот и пользуется. но теперь простипома нам тут глаза раскрыла на ситуацию. грекам в бт не место. долой.

    россия - для простипом!

    уже воображаю себе эти рррррррррррррррррррррррррр...
  • karambolina· 2009-11-08 14:16:41
    а мне кажется, "грек" - очень удачный ник. емко, энергетично, индивидуально. Не робейте, трубач, побольше наружной рекламы, ролики там по ОРТ, эфиры всякие - и люди к Вам потянутся. А беседа с филановским - не путь к коммерческому успеху, это я вам как доктор доктору...
    Желаю успеха! Все будет хорошо!
  • trumpetist· 2009-11-08 14:32:44
    карамболина, я вас не понял.
  • karambolina· 2009-11-08 14:45:25
    еще бы... я вся такая.... противоречивая!!!
  • prostipoma· 2009-11-08 18:22:42
    Тромпетист, вы перепутали Спейс с набержной Тараса Шевченко и перечитали на ночь репортажей про русский марш. Вы национальности имярек стесняетесь больше, чем он сам - он, впрочем, никогда ничего нестеснялся, дефицит конкретных умений компенсируя знакомствами с прогрессивной критикой. Охота слушать то, не знаю чего - ГАБТ даже составы не вывесил -, вперед, кто мешает. А выдавать фуфло за событие там умеют. Это в последние лет пятнадцать единственное, чему там научились.
  • bf· 2009-11-08 19:01:25
    Обычный злобный треп лабуха, сколько я такого наслушался про всевозможных дирижеров. Нехарактерно одно: данный лабух часто ходит в сеть и пишет многабукаф.
  • trumpetist· 2009-11-08 19:01:57
    вообще-то 27 октября составы уже были вывешены. вы о чем?
  • prostipoma· 2009-11-09 01:30:09
    В приличном театре за год вывешивают - о том. БФ - попросите у Спейса денег и съездите по европейским операм, посмотрите как они работают. Ваш треп - треп муздеятеля, имеющего представления о вселенной из торрентов и нихрена дальше своего колхоза Крылья советов не знающего. За ваши буквы вам зачтется - Теодор Иваныч смилостивится и сыграет еще одну вашу пьесу. Нефть в обмен на продовольствие.
  • bf· 2009-11-09 10:37:16
    Ну, кое-что я таки видел и даже кое в чем участвовал. Кстати, из торрентов картина мира тоже вполне репрезентативная вырисовывается: ничего личного и шелухи минимум.
  • karambolina· 2009-11-09 11:29:35
    и что. мы так и зависнем на этом,с позволения сказать, материале? Или будем ждать следующих, посвященных БТ и Воццеку? Воображаю: видео с генеральной, опрос прохожих на улице, что они обо всем об этом думают, круглый стол посв. особенностям квадратного техчлена как формообразующей...

    Дайте что-нибудь интересного почитать!
  • karassio_al· 2009-11-09 23:31:21
    Согласна полностью с уважаемым n-voice. Стоит ли такое тремоло издавать? Воццек прекрасен, но и Войцек в истории мирового театра значит не меньше. Однако я не могу себе вообразить такой истерический квази-интеллектуальный диалог по поводу великой пьесы Бюхнера в современном театре. Что так нервничать? Это кажется PR-атакой на неокрепшие мозги неофитов.
    В тишине пусть великое творится...
Все новости ›