Сбывается мечта о сильной руке — хотя бы за дирижерским пультом
Маэстро Александр Лазарев в последние сезоны более-менее регулярно появлялся в Москве, причем с разным успехом. Были и выдающиеся рахманиновские «Симфонические танцы» с РНО. И с этим же оркестром — абсолютно неудачное закрытие прошлого сезона, когда вместо своей фирменной легкости, внятности и прозрачности РНО весь вечер что-то выдавливал из себя на повышенных тонах.Но в данном случае речь идет о совершенно нерядовом концерте. После 14-летнего перерыва дирижер впервые встретился с коллективом Большого театра, в котором он проработал с 1973 по 1995 год (то есть в то время, которое молва еще причисляет к золотой эре), из них восемь лет — худруком.
Теперь Лазарев — один из пяти постоянно приглашенных дирижеров (вместе с Теодором Курентзисом, Владимиром Юровским, Кириллом Петренко и Василием Синайским), которые, по новой концепции, будут ответственны за музыку в Большом театре. И именно в этой должности он открыл симфонический абонемент Большого в Большом зале Консерватории, что само по себе выглядело эпохальным событием. Причем для многих присутствовавших — как в зале, так и на сцене — долгожданным. Ажитация чувствовалась серьезная.
На беду, двумя днями раньше в том же помещении выступил гергиевский оркестр с шефом за пультом. Пока еще, в начале сезона, его музыканты были не очень уставшими. А программа у них была совершенно не из разряда просветительско-революционных, какими Гергиев любит щеголять в Москве, а такая, которая у каждого русского оркестра должна от зубов отскакивать: все те же «Симфонические танцы» и Третий концерт Рахманинова, к тому же только что записанный для собственного лейбла Mariinsky.
Питерцы звучали как-то неправдоподобно роскошно, объемно, драгоценно, просто дух захватывало. Знаменитая мариинская медь сверкала без единой царапины. Солистом в рахманиновском концерте был Денис Мацуев, громкостью и звериным напором соперничавший со всем оркестром. Но то было вполне уверенное и спокойное надувание мышц, которое могут себе позволить эти два мощных организма — солист и оркестр.
Конечно, на этом фоне оркестр другого главного театра страны — Большого — существенно проигрывал. Основная программа была выбрана не без претензии — два «Прометея», Листа и Скрябина, и две сюиты из музыки равелевского балета «Дафнис и Хлоя» (с участием хора театра и пианиста Ивана Рудина). Не без претензии вел себя и сам дирижер, мефистофелевски вглядываясь перед началом музицирования в первые ряды партера, а в кульминациях картинно поворачиваясь к залу лицом, а к оркестру задом.
Однако слитностью и благородством звучания оркестр пока похвастаться не может, громкости не хватает разнообразия и глубины, и тромбоны в первом же такте скрябинского «Прометея» предательски залезли куда-то совсем не туда. Но драйв в этот вечер у коллектива Большого был нешуточный, что радует. Хотя некоторая доля истерики в нем, точно сорвавшемся с цепи, тоже чувствовалась, что пугает.
Главным пунктом программы оказался хорошо отрепетированный, многолюдный и очень показательный бис — ни много ни мало «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина. Благо, необходимый для этого хор — к которому, кстати, не придраться — все равно был задействован в основной программе. Не хватало только балета. А то бы возвращение маэстро Лазарева было обставлено совсем ритуально.
Но и так эффект был оглушительный — во всех смыслах. Такого успеха и такого форте у оркестра и хора Большого театра не случалось уже очень давно. Вот оно! Большой стиль! Золотая эпоха! Наконец-то! Дождались! В воздухе витало, что сбывается мечта о возвращении в прекрасное прошлое, а также о сильной руке — хотя бы за пультом.
Первая оперная премьера в Большом с участием Лазарева — еще не скоро, только в июне 2012 года. Зато с сильными возвращенческими мотивами — это «Чародейка» на уже отреставрированной основной сцене, без режиссерских вывертов, в декорациях легендарного Валерия Левенталя, ныне американского жителя, бывшего главного художника Большого в 1988—1995 годы.
Ссылки
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17642032
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6699699
- 3. Норильск. Май 1293515
- 4. ЖП и крепостное право 1117479
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907018
- 6. Закоротило 837104
- 7. Не может прожить без ирисок 832111
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790899
- 9. Коблы и малолетки 766117
- 10. Затворник. Но пятипалый 507837
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441814
- 12. «Роботы» против Daft Punk 394375
Уверен, что маэстро Александр Лазарев доставил удовольствие публике.
Может быть, "время разбрасывать камни" - уходит?
И БТ начнёт возрождаться.