Вот оно! Большой стиль! Золотая эпоха! Наконец-то! Дождались!

Оцените материал

Просмотров: 6880

Возвращение Александра Лазарева в Большой театр

Екатерина Бирюкова · 07/10/2009
Сбывается мечта о сильной руке — хотя бы за дирижерским пультом

Имена:  Александр Лазарев

©  Григорий Собченко / Коммерсантъ

Возвращение Александра Лазарева в Большой театр
Маэстро Александр Лазарев в последние сезоны более-менее регулярно появлялся в Москве, причем с разным успехом. Были и выдающиеся рахманиновские «Симфонические танцы» с РНО. И с этим же оркестром — абсолютно неудачное закрытие прошлого сезона, когда вместо своей фирменной легкости, внятности и прозрачности РНО весь вечер что-то выдавливал из себя на повышенных тонах.

Но в данном случае речь идет о совершенно нерядовом концерте. После 14-летнего перерыва дирижер впервые встретился с коллективом Большого театра, в котором он проработал с 1973 по 1995 год (то есть в то время, которое молва еще причисляет к золотой эре), из них восемь лет — худруком.

Теперь Лазарев — один из пяти постоянно приглашенных дирижеров (вместе с Теодором Курентзисом, Владимиром Юровским, Кириллом Петренко и Василием Синайским), которые, по новой концепции, будут ответственны за музыку в Большом театре. И именно в этой должности он открыл симфонический абонемент Большого в Большом зале Консерватории, что само по себе выглядело эпохальным событием. Причем для многих присутствовавших — как в зале, так и на сцене — долгожданным. Ажитация чувствовалась серьезная.

На беду, двумя днями раньше в том же помещении выступил гергиевский оркестр с шефом за пультом. Пока еще, в начале сезона, его музыканты были не очень уставшими. А программа у них была совершенно не из разряда просветительско-революционных, какими Гергиев любит щеголять в Москве, а такая, которая у каждого русского оркестра должна от зубов отскакивать: все те же «Симфонические танцы» и Третий концерт Рахманинова, к тому же только что записанный для собственного лейбла Mariinsky.

Питерцы звучали как-то неправдоподобно роскошно, объемно, драгоценно, просто дух захватывало. Знаменитая мариинская медь сверкала без единой царапины. Солистом в рахманиновском концерте был Денис Мацуев, громкостью и звериным напором соперничавший со всем оркестром. Но то было вполне уверенное и спокойное надувание мышц, которое могут себе позволить эти два мощных организма — солист и оркестр.

Конечно, на этом фоне оркестр другого главного театра страны — Большого — существенно проигрывал. Основная программа была выбрана не без претензии — два «Прометея», Листа и Скрябина, и две сюиты из музыки равелевского балета «Дафнис и Хлоя» (с участием хора театра и пианиста Ивана Рудина). Не без претензии вел себя и сам дирижер, мефистофелевски вглядываясь перед началом музицирования в первые ряды партера, а в кульминациях картинно поворачиваясь к залу лицом, а к оркестру задом.

Однако слитностью и благородством звучания оркестр пока похвастаться не может, громкости не хватает разнообразия и глубины, и тромбоны в первом же такте скрябинского «Прометея» предательски залезли куда-то совсем не туда. Но драйв в этот вечер у коллектива Большого был нешуточный, что радует. Хотя некоторая доля истерики в нем, точно сорвавшемся с цепи, тоже чувствовалась, что пугает.

Главным пунктом программы оказался хорошо отрепетированный, многолюдный и очень показательный бис — ни много ни мало «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина. Благо, необходимый для этого хор — к которому, кстати, не придраться — все равно был задействован в основной программе. Не хватало только балета. А то бы возвращение маэстро Лазарева было обставлено совсем ритуально.

Но и так эффект был оглушительный — во всех смыслах. Такого успеха и такого форте у оркестра и хора Большого театра не случалось уже очень давно. Вот оно! Большой стиль! Золотая эпоха! Наконец-то! Дождались! В воздухе витало, что сбывается мечта о возвращении в прекрасное прошлое, а также о сильной руке — хотя бы за пультом.

Первая оперная премьера в Большом с участием Лазарева — еще не скоро, только в июне 2012 года. Зато с сильными возвращенческими мотивами — это «Чародейка» на уже отреставрированной основной сцене, без режиссерских вывертов, в декорациях легендарного Валерия Левенталя, ныне американского жителя, бывшего главного художника Большого в 1988—1995 годы.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • gonobobik· 2009-10-10 21:57:15
    абсолютно не профессиональная рецензия!!перепутать звучание тромбонов с валторнами,это надо постараться!!!!в начале "Прометея"Скрябина играют не тромбоны,г-жа Бирюкова!можно было и в партитурку заглянуть!!!!ну и критики у нас пошли
  • tridi· 2009-11-22 22:27:27
    «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина - потрясающая музыка!
    Уверен, что маэстро Александр Лазарев доставил удовольствие публике.
    Может быть, "время разбрасывать камни" - уходит?
    И БТ начнёт возрождаться.
Все новости ›