OPENSPACE.RU продолжает онлайн-фестиваль лучшего игрового, анимационного и документального кино, снятого студентами — теми, кто, возможно, скоро будет определять кинематографическую повестку дня. Из огромного количества студенческих анимационных работ, сделанных на достаточно высоком уровне, АНТОН САЗОНОВ выбрал самые показательные как по форме, так и по содержанию. Режиссеры мультфильмов ответили на вопросы анкеты, которая позволит составить собственное представление о том, что творится в голове у сегодняшнего студента кинематографического вуза.
«Страницы страха» (2010). Режиссер Дина Великовская
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь во ВГИКе на факультете анимации и мультимедиа в мастерской Нормунда Гунаровича Лациса. Второй педагог — Ольга Сергеевна Горностаева. До института я закончила МГАХУ памяти 1905 года.
Как вы определяете жанр своего фильма?
Затрудняюсь ответить, возможно — авторское кино.
В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Техника — вырезанная анимация. Она, как мне кажется, лучше всего подходит для выражения идеи фильма: человеческие воспоминания, как лист бумаги, хрупки и недолговечны, но есть вещи, о которых забывать нельзя, иначе трагедии могут повториться. Поэтому действие в фильме происходит среди книг и обрывков бумаги. События войны выглядят сначала как иллюстрации, но постепенно становятся все объемнее и реальнее, втягивая главную героиню в этот бумажный мир.
Фильм был снят по заданию преподавателей и посвящен памяти Великой Отечественной войны. В начале казалось, что будет сложно, и тема слишком серьезная и ответственная. Ведь ошибиться и показать проблему поверхностно недопустимо, и делать чересчур мрачно мне тоже не хотелось.
В этой технике я снимала первый раз, был большой простор для эксперимента. Бумага оказалась прекрасным материалом. Я постаралась использовать все ее возможности: выстраивала декорации в пространстве, снимала на плоскости, как обычную перекладку, рвала и мяла покадрово и даже поджигала — для создания эффекта взрыва. Мне очень повезло с оператором Александром Вертяковым, студентом Вадима Ивановича Юсова. Преподавателям эта работа понравилась, но они считают ее не совсем завершенной. Я с ними согласна.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм участвовал в Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале и в восемнадцатом фестивале «Святая Анна».
Лучший преподаватель?
Станислав Михайлович Соколов.
Любимый мультфильм?
«Варежка» Романа Качанова.
Любимый мультипликатор?
Вячеслав Михайлович Шилобреев.
Последний мультфильм, который посмотрели? «Мэри и Макс» Адама Бенжамина Эллиота.
Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
И то и другое интересно.
Сейчас что-нибудь снимаете?
Сейчас я снимаю свою дипломную работу.
Читать текст полностьюArctic Monkeys — Teddy Picker (2010). Режиссер Даниил Багновский
Сколько вам лет?
Двадцать один год.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь в СПбГУКиТ, мастерская Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого.
Как вы определяете жанр своего фильма?
Анимационное музыкальное видео.
В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Снят в технике stop-motion с использованием цифрового композитинга. Более 90 процентов изображения снималось на хромакее.
Кадр из мультфильма «Arctic Monkeys – Teddy Picker»
Это моя курсовая работа. Я хотел сразу после окончания университета начать работать на себя. Чтобы это сделать, необходимо собрать приличное портфолио, пока ты еще студент. Нашей главной задачей было выстрелить, и мы решили выдвинуть на рынок продукт, который был бы заметным и штучным. Поэтому мы сняли клип в технике stop-motion, разработав оригинальное изобразительное решение и персонажей. Сложности возникали, главным образом, организационные, поскольку весь постпродакшн осуществлялся дистанционно и периодически появлялись перебои со связью. Но в итоге мы справились.
Все три месяца продакшна я вставал в 6:30 утра, чтобы приготовить декорации и персонажей. К 13:00 приезжал оператор, и мы снимали до 21:00, а потом расходились до следующего утра. В конце второго месяца наступил переломный момент, когда все немного подустали друг от друга, и работа стала продвигаться медленнее. Тогда на спасение пришли вкусные и разнообразные обеды, которые нам готовили моя мама и девушка оператора. И, как ни странно, сериал South Park. Одна серия в день сильно поднимала настроение. В общем, давалось все сложно, но с удовольствием. Преподаватели не поверили своим глазам, но потом все равно отругали.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Только с апреля начнем рассылку по фестивалям.
Лучший преподаватель?
Дмитрий Высоцкий и Константин Бронзит.
Последний мультфильм, который посмотрели? «Вверх».
Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Даже авторское кино может быть коммерческим. Но я в первую очередь режиссер, и меня больше интересует творчество.
Сейчас что-нибудь снимаете?
Сейчас перехожу на моушн-дизайн и параллельно ищу адекватные заказы на музыкальное видео.
«Балерина и зеркало» (2010). Режиссер Наталия Суринович
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
На 4-м курсе ВГИКа. До этого училась на дизайнера Минского художественного училища и прошла стажировку в школе моды ESMOD Berlin.
Как вы определяете жанр своего фильма?
Не могу определить жанр. Ни под один не подходит. Разве короткометражки не определяют иногда как отдельный жанр?
В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Фильм снят в технике рисованной классической анимации — простым карандашом на бумаге. Она самая богатая и, пожалуй, самая свободная из всех. И позволяет любые трансформации, которые придут в голову. У объемных кукол или плоских марионеток гораздо больше ограничений.
Фильм начинался вовсе не как фильм, а как упражнение по анимации. Но я увлеклась и сама не заметила, как упражнение стало моей курсовой работой. Отправной точкой для сценария стал рассказ «Балерина» Розы Хуснутдиновой. Сюжет все время менялся, и от рассказа в итоге осталась одна главная героиня — главная и единственная, и ей не с кем было взаимодействовать. Тогда появилась новая сюжетная линия, с зеркалом. Мотив возник спонтанно, но оказался ключевым. Мне пришло в голову, что отражение тоже персонаж, и он тоже может быть самостоятельным. А здесь уже конфликт.
Вместо того чтобы начать работу со сценария, я сразу нарисовала пару сцен. Сюжет пришел в процессе. Под конец классных эпизодов накопилось столько, что при монтаже им не нашлось места. Что касается параллелей с «Черным лебедем», про которые мне все окружающие постоянно говорят… Я его никак не могу посмотреть. А вот преподаватели ничего не сказали. Тоже не видели, наверное.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Участвовал в фестивале «Крок-2010», также получил приз за лучший анимационный фильм на 30-м Международном фестивале ВГИК, приз за лучший мультипликат на 16-м Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале и диплом фестиваля «Святая Анна».
Лучший преподаватель?
Не могу назвать лучшего. Могу только сказать, что мне очень везет с учителями. В связи с этим вот конкретным фильмом я бы выделила Виолетту Павловну Колесникову, легендарного аниматора, который преподает у нас во ВГИКе. Без нее «Балерины и зеркала» бы не было.
Любимый мультфильм? «Отец и дочь» Михаэля Дюдока де Вита, «Коробка с карандашами» Александра Татарского, «Лиса и заяц» Юрия Норштейна и «Фантастический мистер Фокс» Уэса Андерсона.
Последний мультфильм, который посмотрели?
Диснеевские «Спасатели».
Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Авторского.
Сейчас что-нибудь снимаете?
Делаю дипломный фильм. Еще пытаюсь что-то нарисовать на конкурс Art of remake. Только уже, кажется, не успеваю. Поздно взялась.
Tough Joe (2010). Режиссер Антон Королюк
Сколько вам лет?
Двадцать лет.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Cтудент СПбГУКиТ, факультет экранных искусств.
Как вы определяете жанр своего фильма?
Вестерн.
В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Техника — стоп-моушн. Выбирать не пришлось, техника в данном случае рождает историю. Она просто не могла быть другой.
Мультфильм задумывался как шутка, поэтому делалось все на коленке. Но преподавателям очень понравилось.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Участвовал на внутреннем фестивале Университета кино и телевидения «Питеркит», где получил Гран-при, а также на бухарестском Kinofest.
Лучший преподаватель?
Дмитрий Высоцкий и Илья Максимов.
Сколько вам лет?
Двадцать пять лет.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Училась на художника в МГАХУ памяти 1905 года. На режиссера — в школе-студии «ШАР». «Штормовое предупреждение» — мой дипломный фильм.
Как вы определяете жанр своего фильма?
Мелодрама.
В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Фильм рисованный. Нарисован черными чернилами. Хотелось выбрать красивую технику, передающую атмосферу. К тому же сравнительно несложную.
О фильме
У меня большинство сюжетов рождаются из образа. Нарисованный персонаж уже сам создает историю. Так и в этом фильме: cначала появилась картинка — девочка и домик у обрыва. Процесс занял очень много времени. Не знаю, оправдала ли я ожидания моих преподавателей. По-моему, еще не все его посмотрели.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм получил диплом суздальского фестиваля. Участвовал в фестивале «Святая Анна» и «Pro взгляд», но награду получил пока только одну — диплом суздальского фестиваля. Мы его уже отправили в Потсдам и в Марокко.
Лучший преподаватель?
Мне сложно назвать лучшего преподавателя, нам с ними очень повезло. При создании фильма больше всего мне помог Иван Максимов.
Любимый мультфильм?
Любимых мультфильмов много, но фильм, который произвел наиболее сильное впечатление, «5/4» Ивана Максимова.
Любимый мультипликатор?
Придумавший игольчатый экран Александр Алексеев, Валентин Ольшванг, Марк Бейкер и Иван Максимов.
Последний мультфильм, который посмотрели? Lost Thing Шона Тана — обладатель «Оскара» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».
{-tsr-}Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Авторского, но почему это исключает коммерческий успех? Хотелось бы делать просто хорошее кино.
Сейчас что-нибудь снимаете?
Пока ничего не снимаю. Необходимо сделать перерыв. Только два дня назад записали окончательную версию «Штормового предупреждения».