Видео

КИНО / ОБЗОР

Топ-5: студенческая анимация

Антон Сазонов · 04/04/2011

Имена:  Александра Щадрина · Антон Королюк · Даниил Громов · Дина Великовская · Наталия Суринович

Вторая часть короткометражного онлайн-фестиваля: АНТОН САЗОНОВ выбрал пять студенческих мультфильмов и поговорил с их создателями
Топ-5: студенческая анимация

OPENSPACE.RU продолжает онлайн-фестиваль лучшего игрового, анимационного и документального кино, снятого студентами — теми, кто, возможно, скоро будет определять кинематографическую повестку дня. Из огромного количества студенческих анимационных работ, сделанных на достаточно высоком уровне, АНТОН САЗОНОВ выбрал самые показательные как по форме, так и по содержанию. Режиссеры мультфильмов ответили на вопросы анкеты, которая позволит составить собственное представление о том, что творится в голове у сегодняшнего студента кинематографического вуза.


«Страницы страха» (2010). Режиссер Дина Великовская



Сколько вам лет?
Двадцать шесть лет.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь во ВГИКе на факультете анимации и мультимедиа в мастерской Нормунда Гунаровича Лациса. Второй педагог — Ольга Сергеевна Горностаева. До института я закончила МГАХУ памяти 1905 года.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Затрудняюсь ответить, возможно — авторское кино.

В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Техника — вырезанная анимация. Она, как мне кажется, лучше всего подходит для выражения идеи фильма: человеческие воспоминания, как лист бумаги, хрупки и недолговечны, но есть вещи, о которых забывать нельзя, иначе трагедии могут повториться. Поэтому действие в фильме происходит среди книг и обрывков бумаги. События войны выглядят сначала как иллюстрации, но постепенно становятся все объемнее и реальнее, втягивая главную героиню в этот бумажный мир.

О фильме

©  Дина Великовская

Кадр из мультфильма «Страницы страха»

Кадр из мультфильма «Страницы страха»

Фильм был снят по заданию преподавателей и посвящен памяти Великой Отечественной войны. В начале казалось, что будет сложно, и тема слишком серьезная и ответственная. Ведь ошибиться и показать проблему поверхностно недопустимо, и делать чересчур мрачно мне тоже не хотелось.

В этой технике я снимала первый раз, был большой простор для эксперимента. Бумага оказалась прекрасным материалом. Я постаралась использовать все ее возможности: выстраивала декорации в пространстве, снимала на плоскости, как обычную перекладку, рвала и мяла покадрово и даже поджигала — для создания эффекта взрыва. Мне очень повезло с оператором Александром Вертяковым, студентом Вадима Ивановича Юсова. Преподавателям эта работа понравилась, но они считают ее не совсем завершенной. Я с ними согласна.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм участвовал в Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале и в восемнадцатом фестивале «Святая Анна».

Лучший преподаватель?
Станислав Михайлович Соколов.

Любимый мультфильм?
«Варежка» Романа Качанова.

Любимый мультипликатор?
Вячеслав Михайлович Шилобреев.

Последний мультфильм, который посмотрели?
«Мэри и Макс» Адама Бенжамина Эллиота.

Режиссером какого кино вы себя видитеавторского или коммерческого?
И то и другое интересно.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Сейчас я снимаю свою дипломную работу.


Arctic Monkeys — Teddy Picker (2010). Режиссер Даниил Багновский



Сколько вам лет?
Двадцать один год.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь в СПбГУКиТ, мастерская Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Анимационное музыкальное видео.

В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Снят в технике stop-motion с использованием цифрового композитинга. Более 90 процентов изображения снималось на хромакее.

О фильме

©  Даниил Громов

Кадр из мультфильма «Arctic Monkeys – Teddy Picker»

Кадр из мультфильма «Arctic Monkeys – Teddy Picker»

Это моя курсовая работа. Я хотел сразу после окончания университета начать работать на себя. Чтобы это сделать, необходимо собрать приличное портфолио, пока ты еще студент. Нашей главной задачей было выстрелить, и мы решили выдвинуть на рынок продукт, который был бы заметным и штучным. Поэтому мы сняли клип в технике stop-motion, разработав оригинальное изобразительное решение и персонажей. Сложности возникали, главным образом, организационные, поскольку весь постпродакшн осуществлялся дистанционно и периодически появлялись перебои со связью. Но в итоге мы справились.

Все три месяца продакшна я вставал в 6:30 утра, чтобы приготовить декорации и персонажей. К 13:00 приезжал оператор, и мы снимали до 21:00, а потом расходились до следующего утра. В конце второго месяца наступил переломный момент, когда все немного подустали друг от друга, и работа стала продвигаться медленнее. Тогда на спасение пришли вкусные и разнообразные обеды, которые нам готовили моя мама и девушка оператора. И, как ни странно, сериал South Park. Одна серия в день сильно поднимала настроение. В общем, давалось все сложно, но с удовольствием. Преподаватели не поверили своим глазам, но потом все равно отругали.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Только с апреля начнем рассылку по фестивалям.

Лучший преподаватель?
Дмитрий Высоцкий и Константин Бронзит.

Любимый мультфильм?
Milch Игоря Ковалева.

Любимый мультипликатор?
Кодзи Моримото.

Последний мультфильм, который посмотрели?
«Вверх».

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Даже авторское кино может быть коммерческим. Но я в первую очередь режиссер, и меня больше интересует творчество.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Сейчас перехожу на моушн-дизайн и параллельно ищу адекватные заказы на музыкальное видео.


«Балерина и зеркало» (2010). Режиссер Наталия Суринович


Сколько вам лет?
Двадцать четыре года.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
На 4-м курсе ВГИКа. До этого училась на дизайнера Минского художественного училища и прошла стажировку в школе моды ESMOD Berlin.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Не могу определить жанр. Ни под один не подходит. Разве короткометражки не определяют иногда как отдельный жанр?

В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Фильм снят в технике рисованной классической анимации — простым карандашом на бумаге. Она самая богатая и, пожалуй, самая свободная из всех. И позволяет любые трансформации, которые придут в голову. У объемных кукол или плоских марионеток гораздо больше ограничений.

О фильме

©  Наталия Суринович

Кадр из мультфильма «Балерина и зеркало»

Кадр из мультфильма «Балерина и зеркало»

Фильм начинался вовсе не как фильм, а как упражнение по анимации. Но я увлеклась и сама не заметила, как упражнение стало моей курсовой работой. Отправной точкой для сценария стал рассказ «Балерина» Розы Хуснутдиновой. Сюжет все время менялся, и от рассказа в итоге осталась одна главная героиня — главная и единственная, и ей не с кем было взаимодействовать. Тогда появилась новая сюжетная линия, с зеркалом. Мотив возник спонтанно, но оказался ключевым. Мне пришло в голову, что отражение тоже персонаж, и он тоже может быть самостоятельным. А здесь уже конфликт.

Вместо того чтобы начать работу со сценария, я сразу нарисовала пару сцен. Сюжет пришел в процессе. Под конец классных эпизодов накопилось столько, что при монтаже им не нашлось места. Что касается параллелей с «Черным лебедем», про которые мне все окружающие постоянно говорят… Я его никак не могу посмотреть. А вот преподаватели ничего не сказали. Тоже не видели, наверное.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Участвовал в фестивале «Крок-2010», также получил приз за лучший анимационный фильм на 30-м Международном фестивале ВГИК, приз за лучший мультипликат на 16-м Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале и диплом фестиваля «Святая Анна».

Лучший преподаватель?
Не могу назвать лучшего. Могу только сказать, что мне очень везет с учителями. В связи с этим вот конкретным фильмом я бы выделила Виолетту Павловну Колесникову, легендарного аниматора, который преподает у нас во ВГИКе. Без нее «Балерины и зеркала» бы не было.

Любимый мультфильм?
«Отец и дочь» Михаэля Дюдока де Вита, «Коробка с карандашами» Александра Татарского, «Лиса и заяц» Юрия Норштейна и «Фантастический мистер Фокс» Уэса Андерсона.

Любимый мультипликатор?
Зденек Гаспарович.

Последний мультфильм, который посмотрели?
Диснеевские «Спасатели».

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Авторского.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Делаю дипломный фильм. Еще пытаюсь что-то нарисовать на конкурс Art of remake. Только уже, кажется, не успеваю. Поздно взялась.



Tough Joe (2010). Режиссер Антон Королюк



Сколько вам лет?
Двадцать лет.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Cтудент СПбГУКиТ, факультет экранных искусств.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Вестерн.

В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Техника — стоп-моушн. Выбирать не пришлось, техника в данном случае рождает историю. Она просто не могла быть другой.

О фильме

©  Антон Королюк

Кадр из мультфильма «Tough Joe»

Кадр из мультфильма «Tough Joe»

Мультфильм задумывался как шутка, поэтому делалось все на коленке. Но преподавателям очень понравилось.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Участвовал на внутреннем фестивале Университета кино и телевидения «Питеркит», где получил Гран-при, а также на бухарестском Kinofest.

Лучший преподаватель?
Дмитрий Высоцкий и Илья Максимов.

Любимый мультфильм?
Dumbland Дэвида Линча.

Любимый мультипликатор?
Билл Плимптон.

Последний мультфильм, который посмотрели?
«Ранго».

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого? Коммерческого.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Еще один короткий метр. На этот раз про космонавта. Больше ничего не скажу.


«Штормовое предупреждение» (2011). Режиссер Александра Щадрина


Сколько вам лет?
Двадцать пять лет.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?

Училась на художника в МГАХУ памяти 1905 года. На режиссера — в школе-студии «ШАР». «Штормовое предупреждение» — мой дипломный фильм.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Мелодрама.

В какой технике снят фильм? Почему выбрали именно ее?
Фильм рисованный. Нарисован черными чернилами. Хотелось выбрать красивую технику, передающую атмосферу. К тому же сравнительно несложную.

О фильме
У меня большинство сюжетов рождаются из образа. Нарисованный персонаж уже сам создает историю. Так и в этом фильме: cначала появилась картинка — девочка и домик у обрыва. Процесс занял очень много времени. Не знаю, оправдала ли я ожидания моих преподавателей. По-моему, еще не все его посмотрели.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм получил диплом суздальского фестиваля. Участвовал в фестивале «Святая Анна» и «Pro взгляд», но награду получил пока только одну — диплом суздальского фестиваля. Мы его уже отправили в Потсдам и в Марокко.

Лучший преподаватель?
Мне сложно назвать лучшего преподавателя, нам с ними очень повезло. При создании фильма больше всего мне помог Иван Максимов.

Любимый мультфильм?
Любимых мультфильмов много, но фильм, который произвел наиболее сильное впечатление, «5/4» Ивана Максимова.

Любимый мультипликатор?
Придумавший игольчатый экран Александр Алексеев, Валентин Ольшванг, Марк Бейкер и Иван Максимов.

Последний мультфильм, который посмотрели?
Lost Thing Шона Тана — обладатель «Оскара» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Авторского, но почему это исключает коммерческий успех? Хотелось бы делать просто хорошее кино.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Пока ничего не снимаю. Необходимо сделать перерыв. Только два дня назад записали окончательную версию «Штормового предупреждения».​

 

 

 

 

 

Оцените материал

Просмотров: 52423

Смотрите также

Читайте также

обзор

Все новости ›