Видео

ТЕАТР / РЕЦЕНЗИЯ

Олег Кулик в проекте «Человек.док»

Тимур Хакимов · 29/11/2010

Имена:  Олег Кулик · Эдуард Бояков

OPENSPACE.RU знакомит читателей с видеоотрывком из спектакля об Олеге Кулике и объясняет, в чем состоит суть проекта «Человек.док»



«Человек.док» – это проект, в рамках которого была сделана серия «глубинных» интервью с представителями современной культуры – поэтами, музыкантами, художниками. На основе их биографий, высказываний, текстов драматурги (Евгений Казачков, Владимир Забалуев, Юрий Муравицкий, Герман Греков и др.) написали пьесы. Герои, согласно главному принципу проекта, сами должны были присутствовать на сцене и играть самих себя. Правда, в двух спектаклях были сделаны отступления от этого правила: Олега Кулика и Александра Гельмана играют актеры. Всего же героев ровно десять: кроме Кулика и Гельмана, это Андрей Родионов, Бронислав Виногродский, Владимир Мартынов, Гермес Зайготт, Ольга Дарфи, Смоки Мо, Петлюра, Олег Генисаретский.

Кажется символичным, что проект «Человек.док», придуманный Эдуардом Бояковым, возник именно сейчас, когда эпоха нулевых незаметно сошла на нет. Завершилась. Вольно или невольно это придает всей затее статус высказывания-комментария по поводу прошедших лет и одновременно создает какой-то новый статус-кво. Вспомним, чем были наполнены эти годы… То было время множества больших и громких событий, время возникновения разного рода социальных феноменов. Исламский фундаментализм. Мультикультурные процессы. Война против терроризма (особенно после событий 11 сентября). Глобализация. Как реакция на нее – выступления антиглобалистов. Социальные сети. YouTube. Разнообразные реалити-шоу. Глобальное потепление. Мировой финансовый кризис. И многое-многое другое…

Искусство эпохи нулевых пытается осознать те изменения, что происходят в общественной сфере. Точнее даже: оно стремится исследовать процессы, происходящие не столько в сфере некоторой «эстетической истины», сколько «истины общественной». Художники берут на себя роль своеобразных социальных критиков, осуществляя резкие, подчас радикальные жесты в общественном пространстве. При этом инструментом и формой их социальной рефлексии становится взаимодействие с новыми цифровыми технологиями, позволяющими искусству максимально приблизиться к репрезентации жизни «в формах самой жизни». Искусство нулевых превращается в своего рода искусство документации. Неслучайно в России в начале 2000-х такое мощное развитие получает документальный театр. Его основным художественным методом становится так называемая техника «вербатим», предполагающая полевое исследование реальности, условий жизни и среды, в которой вынуждены находиться герои. В нулевые казалось важным не столько проанализировать, как и почему люди ведут себя определенным образом, сколько предъявить то общее пространство, в котором они вынуждены существовать.

Сейчас, после конца нулевых, фокус сместился. Происходит некая, возможно, пока не всеми замеченная, переоценка ценностей; искусство медленно, но, как кажется, неумолимо приходит к пониманию того, что современная жизнь человека вряд ли исчерпывается социальными (равно как религиозными, культурными и пр.) обстоятельствами и кодами. Социальный фон в фильмах и спектаклях, конечно, присутствует, но он перестает играть главенствующую роль. Понимание современности не сводится к определению человека через социальное, когда его поведение и действия обусловлены исключительно тем местом, которое он занимает в обществе. В качестве примера подобных сдвигов в русском кино можно было бы вспомнить фильмы «Волчок», «Сказка про темноту», «Бубен, барабан» и др.

Именно этот сдвиг и определяет суть проекта «Человек.док». В каком-то смысле он есть констатация новой ситуации. Переход от общественного к частному, можно даже сказать – к локальному, личностному; глубинный сдвиг в экзистенциальный контекст. Уход от больших сюжетов и глобальных обобщений.

Примечательно, что героями проекта стали культурные герои (так говорится о них в афише). Эти люди одновременно принадлежат миру реальному, то есть детерминированному экономической, политической, социальной структурами, и миру идеальному. Художник (в широком смысле) – это тот, кто находится на границе двух миров, он способен соприкоснуться с чем-то высшим, трансцендентным. (Кстати, одно из «классических» определений героя именно таково: это человек, стоящий на границе привычной картины мира и разрушающий ее.) При этом индекс «док», маркирующий инструментарий и методику фиксирования реального мира, в данном случае наполнен парадоксальным смыслом: это возможность увидеть, как в самом обычном и заурядном просвечивает какая-то инореальность, сверхреальность, которую художники пытаются ухватить и передать в образах и словах, красках и звуках.

Все, что мы можем сказать о героях, – это их анкетные данные (то есть биологическое и социальное), потому как все остальное (экзистенциальное) явлено в их искусстве. Художник не столько отражает реальность, являясь «человеком-док», принадлежащим этому миру, сколько преображает ее, являясь «сверхчеловеком-док», как бы перешагивая границы документально достоверного и подтверждаемого. Художник самосозидается в акте творчества и только там он становится подлинным собой.

В этом проекте достигается новая степень взаимопроникновения театра и реальности: герой спектакля (и его жизнь) одновременно является объектом искусства и его субъектом. Жизнь художника, выведенная на сцену, становится фактом искусства, а сам он – его невыдуманным героем и творцом.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Emailoff Serg· 2011-03-24 18:01:27
    человек.doc? а почему не человек.dog?

Оцените материал

Просмотров: 20477

Смотрите также

Читайте также

рецензия

Все новости ›