Видео

МЕДИА / РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА С ЕЛЕНОЙ УФИМЦЕВОЙ

Новый проект Philips и RSA «Параллели»

Елена Уфимцева · 13/04/2010

Имена:  Грег Фэй · Джейк Скотт · Джонни Хардстафф · Эрик Ринш

Цветовая гамма глазами единорога, Москва будущего, истинное и ложное воспоминание, дети в открытом космосе и др.

Главное событие последнего месяца в рекламе — новый проект компании Philips «Параллели», созданный в сотрудничестве с продюсерской компанией RSA (Ridley Scott Associates). Собственно проект состоит из пяти короткометражных фильмов, снятых разными режиссерами. Philips, таким образом, идет по стопам BMW, Pirelli и других компаний, резонно полагающих, что проще склонить зрителя к просмотру концептуального

кинопроекта, чем рекламного ролика. О BMW мы уже как-то писали: приглашенные мировые знаменитости (Джон Франкенхаймер, Энг Ли, Вонг Кар Вай, Гай Ричи, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Джон Ву, Джо Карнахан и Тони Скотт) сняли тогда восемь короткометражек, а рамкой для совершенно разных сюжетов послужила фигура водителя BMW (Клайв Оуэн), которого люди нанимают для того, чтобы он делал самую разную работу. До размаха BMW «Параллелям» все-таки далеко, перед нами проект более локальный: пяти режиссерам, сотрудничающим с RSA, было предложено снять короткометражку (каждому в своем жанре), в которой должен присутствовать один и тот же диалог:

— Что это?
— Это единорог.
— Никогда не видел его так близко.
— Красиво.
— Уходи, уходи.
— Прости меня. 1

Это, разумеется, не первый проект с такой жесткой рамкой: тут можно вспомнить и «11 сентября», где каждая новелла длится 11 минут, 9 секунд и 1 кадр; и «Париж, я люблю тебя»; и De fem benspænd фон Триера (в последнем, правда, рамка меняется от новеллы к новелле).

Напоминать об этом, наверное, излишне, но Ридли Скотт — автор фильма «Бегущий по лезвию», снятого по мотивам рассказа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Сам фильм о Рике Декарде, охотнике на репликантов — роботов-андроидов, которых можно отличить от человека только при помощи специального теста. В широком смысле «Бегущий по лезвию» — фильм о природе и границах человеческого.

Единорог — один из центральных символов фильма, по крайней мере, в режиссерской версии, выпущенной в 1992 году. По сравнению с первоначальной версией в режиссерской хеппи-энд заменен открытым финалом и добавлен ключевой эпизод, в котором Декард, главный герой фильма, видит сон как раз о единороге. Ключевым эпизод оказывается потому, что в последних кадрах фильма Декард обнаруживает на пороге дома фигурку-оригами единорога (оригами постоянно складывает его партнер по охоте за репликантами — Гафф). Кроме того, игрушечный единорог в фильме появляется в квартире дизайнера репликантов. Вокруг этого образа выстраивается гипотеза о том, что Декард и сам является репликантом. Вступление получилось немного длинным, но, как мы сейчас увидим, оно имеет некоторое отношение к рекламному проекту Philips.

Первая короткометражка, «Охота» (Hunt), снята сыном Ридли Скотта — Джейком («Планкетт и Маклейн», а также прекрасное видео на песню R.E.M. «Everybody hurts»).



Довольно лобовой, на мой вкус, ход с превращением охотника в жертву отсылает нас к истории с неясной природой Декарда, а цветовая гамма глазами единорога — случайно или неслучайно — к визуальному ряду фильмов брата Ридли Скотта, Тони («Домино», «Гнев»).

«Темная комната» (Darkroom) Джонни Хардстаффа, работающего почти исключительно в рекламе, отсылает нас к «Бегущему по лезвию» совершенно непосредственно.



Перед нами несомненная реплика сцены из фильма, в которой Декард использует прибор под названием «Эспер» для анализа фотографии. Отсылкой к исходному фильму является и место действия — излюбленный киберпанком ретрофутуристический азиатский город (Шанхай?). Кроме того, короткометражка представляет собой довольно очевидную вариацию на тему знаменитой новеллы Хулио Кортасара «Непрерывность парков». Не знаю, осознанный ли это ход, но если да, то стоит снять перед Хардстаффом шляпу: возникает дополнительный смысловой план, связанный с рассказом того же автора «Слюни дьявола» и соответственно фильмом Микеланджело Антониони Blow Up.

Короткометражка рекламного режиссера Эрика Ринша «Подарок» (Gift) уже привлекла повышенное внимание российской аудитории: если Хардстафф помещает действие в ретрофутуристический Шанхай, то Ринш использует в качестве сцены анахроничную Москву будущего, в которой старые милицейские «Жигули» соседствуют с боевыми человекообразными роботами (только что не огромными).



Андроид-слуга у Ринша напоминает персонажей «Я, Робот», сам единорог — объект, который дети находят в «Джуманджи». Риш, чья короткометражка отвечает в «Параллелях» за фантастический боевик, использует базовые мотивы «Бегущего по лезвию», собирая пазл из других фильмов того же жанра. Вот, кстати говоря, еще один его восхитительный ролик), снятый для испанской государственной лотереи.

Выполненная в той же цветовой гамме, что и сновидение о единороге в исходном фильме, короткометражка Грега Фэя «Головокружительный секрет» El Secreto de Mateo представительствует за мелодраму.



Девочка, которую брат приводит к стоящему в яслях ослу, слепая — потому она и верит, что это единорог. Фэй наименее прямо работает с «Бегущим по лезвию», однако новелла посвящена, по сути, подробно разработанной у Скотта проблематике неразличения истинного и ложного воспоминания: брат создает у девочки воспоминание о встрече с единорогом, и сама она не сможет оценить его подлинность, — точно так же, как репликанты в «Бегущем по лезвию» не сомневаются в том, что имплантированные им воспоминания — настоящие. Нелишне здесь будет напомнить и о том, что мотив глаза, зрения — один из наиболее часто повторяющихся в фильме Скотта.


Фильм Хай-Сима «Джун и сокрытые небеса» выполняет в проекте роль контрапункта к остальным новеллам: во-первых, это единственная анимация, во-вторых, сюжет тут никак не связан с «Бегущим по лезвию».



Нельзя, впрочем, не заметить, что сюжет с попаданием детей в открытый космос использован ранее в «Затуре», снятой по книге того же Криса ван Альсбурга, что написал «Джуманджи».

Есть ощущение, что проект «Филипсу» более чем удался; не знаю, вырастут ли продажи телевизоров, но акции режиссеров должны, на мой взгляд, подняться. Полноэкранные версии можно посмотреть на официальном сайте проекта, кстати говоря специально рассчитанного на блогеров, пишущих о кино: самые известные из них получили посылки с предметами из короткометражек.

Посылки, конечно, скучнее фильмов, но золоченая тарелка с изображением храма Василия Блаженного в любом случае вне конкуренции.

_________________________

1— What is that?
— It’s a unicorn.
— Never seen one up close before.
— Beautiful.
— Get away, get away.
— I’m sorry.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • cyberwombat· 2011-02-26 10:17:21
    Вполне ничего так вышло, кста.

Оцените материал

Просмотров: 17377

Смотрите также

Читайте также

Рекламная пауза с Еленой Уфимцевой

Все материалы ›
Все новости ›