ТЕАТР / ЛЕГЕНДЫ ТЕАТРА НА ВИДЕО
Памяти Пины Бауш
Незадолго до начала гастролей в Москве Вуппертальского театра танца OPENSPACE.RU устраивает ретроспективу работ великой создательницы «танцтеатра»
15, 16, 17 и 18 июля на сцене Театра имени Моссовета пройдут показы легендарного спектакля Вуппертальского театра танца «Семь смертных грехов» (тексты Бертольта Брехта, музыка Курта Вайля), который был поставлен знаменитой танцовщицей и хореографом в 1976 году и принес ей славу. Однако саму Пину Бауш, возглавлявшую Вуппертальский театр в течение 36 лет, Москва уже не увидит.
«Весна священная»
Как балетмейстер и танцовщица Пина Бауш прошла школу Курта Йосса — крупнейшей фигуры позднего немецкого экспрессионизма, хореографа, исповедовавшего идеи синтеза балета с другими видами искусств. При Гитлере он был вынужден бежать из Германии, а после Второй мировой войны вернулся, чтобы реализовать свои идеи «свободного танца» и синтетического театра в эссенской академии Folkwang. Приняв в 1973 году приглашение возглавить Вуппертальский театр танца, Пина Бауш проявила себя как последовательная ученица старого хореографа-экспрессиониста. Правда, с гендерными и временными поправками.
В консервативном Вуппертале начала 1970-х ее первые спектакли были освистаны публикой. «Весна священная» на музыку Стравинского (1975) — за дикие языческие пляски на засыпанной землей сцене и экспрессивные до некрасивости сцены секса, насилия и смерти. «Семь смертных грехов» (1976) — за жестокость, откровенный феминизм и окончательный отказ от классических балетных норм и правил. «Синяя Борода» на музыку Бартока (1977) — за то, что ее танцоры наконец-то заговорили на сцене; за хаотичность речи и сюжетных линий; за театральные подмостки, устланные опавшей осенней листвой; за болезненную фиксацию режиссера на теме различия полов и жестокости в отношениях между людьми. В общем, за все то, что в скором времени станет режиссерским стилем Пины Бауш и получит отточенную форму в спектаклях «Кафе Мюллер» и «Контактхофф».
«Синяя Борода»
Пину Бауш нередко обвиняли в аморальности. Однако с тем же правом ее поклонники и последователи могли сказать, что спектакли Пины Бауш — это обвинительный вердикт человечеству за жестокое равнодушие друг к другу.
Если судить по «Кафе Мюллер» (классической работе конца 1970-х, являющейся сублимацией ее детских воспоминаний) или «Контактхоффу» (о возрастных стереотипах и страхе старости), наиболее наглядно и грубо этот грех человечества проявлялся в отношениях между мужчинами и женщинами. Эта мысль вызывала в ней боль. Возможно, даже сладостную боль.
Получать от боли радость и даже удовольствие сначала научилась ее труппа, а потом и зрители. Причем безо всяких гендерных различий. В числе ее поклонников — Питер Брук, Роберт Уилсон, Робер Лепаж, Вим Вендерс... Федерико Феллини снял ее в роли слепой принцессы в фильме «И корабль плывет», а в лучшем фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» герои в начале и в конце сморят именно ее балеты.
«Поговори с ней» (Педро Альмодовар)
КомментарииВсего:15
Смотрите также
-
13.01.2012 · Последняя «Гроза» Генриетты Яновской
-
30.07.2009 · «Липсинк» Робера Лепажа на Чеховском фестивале
-
15.06.2009 · Шедевры Филиппа Жанти
Читайте также
Легенды театра на видео
Все материалы ›- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454348
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345016
- 3. Норильск. Май 1272370
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898724
- 5. Закоротило 823751
- 6. Не может прожить без ирисок 789745
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765234
- 8. ЖП и крепостное право 763278
- 9. Коблы и малолетки 744217
- 10. Затворник. Но пятипалый 477402
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407316
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373847
хорошо, что вы пытаетесь красиво попрощаться с Пиной Бауш.
Но, плиз, оставьте в покое Лондон и Нью-Йорк -- там, действительно ее не любили. Это, вероятно, действительно провинциальные города (Лондон и Нью-Йорк). Но, во-первых, Арлин Кроче -- это женщина! Она, возможно, и дура (впрочем, вряд ли Йельский университет издал бы полное собрание ее статей), но и "театр уныния", и "порнография боли" -- это все-таки не просто круто сказано, но и содержательно. А у нас, здесь, в России -- кто хоть что-то содержательное о ней написал?
А почему Вы считаете, что Арлин Кроче нельзя назвать обозревателем "Нью-Йоркера"? :) Мы ж не немцы, чтобы всегда суффикс женского рода прибавлять. Или мне надо автора этой статьи непременно авторессой называть? :)
Тем не менее, спасибо Опенспейсу за красивое прощание с Пиной Бауш!
спасибо
И вообще, народ, это все, что вы хотели сказать по поводу Пины Бауш?! Или это корпоративная этика такая? Тогда кошмар! имхо!
как хорошо, что после человека остаются его дела. Пина Бауш оставила нам себя и своё искусство. В этом волшебство искусства.
Спасибо.
В поисковой строке на youtube наберите: Un jour Pina m'a demandé.
Это название фильма Шанталь Акерман, вышедшего в 1983 году.
Там выложено несколько отрывков.
Например, http://www.youtube.com/watch?v=FvGS4CLiqGo
Сочетание имен Chantal Akerman и Pina Bausch даст тот же результат.
Удачи!