Оцените материал

Просмотров: 8411

Технологии и милосердие

Владимир Санин · 14/07/2009
Страницы:
Тем временем Американское общество композиторов, авторов текстов и издателей (ASCAP), недавно порадовавшее мир предложением приравнять звонки мобильных телефонов к «публичному воспроизведению», выдвинуло следующую инициативу из разряда «дай копеечку». Новая идея состоит в том, чтобы получать деньги с тех, в чьи сайты, страницы и блоги встроены ролики с YouTube. И это при том, что сам YouTube по решению суда должен заплатить ASCAP 1,6 млн долларов единовременно плюс 70 тысяч каждый последующий месяц. Начали с поискового сервиса Mahalo, обещают не трогать некоммерческие блоги и сайты, но цену таким обещаниям все знают. Впрочем, на фоне параноидальной активности окончательно сбрендившего РАО даже ASCAP выглядит образцом умеренности.

Кроме того, в отечестве обнаружился «правообладатель» текстов, являющихся по закону общественным достоянием. Зовут правообладателя «ЛитПаб», ему передаются отчисления от продажи законных электронных копий русской классики, а он эти отчисления потом куда-то девает — тратит то ли на дальнейшую оцифровку, то ли на пиво. Есть ощущение, что на пиво. Лондонская Национальная портретная галерея тоже возмущена публикацией в «Википедии» фотографий картин, находящихся в общественном достоянии. Это, впрочем, конечно, не «ЛитПаб»: американец, выложивший в сеть репродукции картин, не нарушил законов США, но нарушил британское «право изготовителя базы данных». Все равно несимпатично: зрелище музея, пытающегося ограничить доступ к культурному достоянию, вызывает некоторую оторопь.

Ряды недовольных нынешним положением дел с авторскими правами пополнились Папой Римским Бенедиктом XIV, который в своей недавней энциклике, посвященной милосердию, высказался в том смысле, что борьба за авторские права в сфере человеческих знаний противоречит понятиям взаимопомощи и любви к ближнему. Папа имеет в ввиду скорее патенты на лекарственные средства, представляющие собой действительно наиболее критикуемую часть копирайтоохранительной практики, но нет сомнений, что несколько расплывчатая формулировка «жесткое сверх необходимого отстаивание прав на интеллектуальную собственность» будет поднята на щит далеко не только католиками: оно, конечно, дивизий у Ватикана нет, но в союзники его хочет заполучить всякий. У Стивена Фрая дивизий тоже нет, но и он призывает бенефициаров копирайтного законодательства смягчиться: будучи в Индонезии, Фрай обнаружил, что никаких способов легально получить очередную серию Hоuse M.D. там не существует, и скачал ее из торрентов. Это событие стало такой школой жизни для британского актера, что, выступая на фестивале iTunes Live, он произнес речь, из которой следует, что бороться с частными лицами, качающими музыку и кино из торрентов, — неправильно, считать этих людей преступниками — неправильно и снимать рекламные ролики, в которых скачивание материалов из торрентов приравнено к воровству сумок, — тоже неправильно.

Французские власти между тем упорно пытаются хоть как-нибудь приспособить к собственной конституции закон, как раз направленный против пользователей торрентов, вводя в процедуру суды, которые отключат пользователя от сети, назначат штраф в 300 тысяч евро или дадут ему два года тюрьмы. Все это выглядит чистой насмешкой: судьям отпускается по пять минут для работы над каждым случаем. Сталинские тройки приходят на ум неслучайно — стоит объявить большую часть населения любой страны преступниками, как даже правосудие с традициями превращается в чрезвычайку. Зато онлайновые радиостанции, кажется, наконец договорились с лейблами об отчислениях. Крупным станциям придется выплатить 25 процентов выручки от воспроизведения или заплатить за каждую песню по 0,093 цента (из расчета на одного слушателя). Мелкие интернет-радиостанции расстанутся с 7 процентами выручки. Подписные сервисы заплатят 0,15 цента за песню. A Google научился наконец искать картинки под лицензией Creative Commons.

Политики тоже не дремлют. Президент Казахстана Назарбаев подписал одиозный закон, приравнивающий сайты и блоги к СМИ. Это, в частности, означает, что прокуратура сможет приостанавливать действие любого сайта или блога на три дня без решения суда. И в Казахстане, и в России эта практика и так действует, но законодательное ее закрепление — шаг чрезвычайно вредный и заметно подвинувший Казахстан в направлении наиболее непристойных режимов вроде китайского, бирманского или кубинского. Китайские власти, кстати говоря, только что в очередной раз отличились, полностью заблокировав доступ в сеть жителям Урумчи.

Короткой строкой

• В Великобритании двух граждан приговорили к тюремному заключению за расистский сайт, а Россия и США договорились обмениваться IP-адресами педофилов.

• На FaceBook становится все меньше студентов и все больше пенсионеров. За полгода количество пользователей сети в возрасте старше 55 лет выросло аж на 513,7%. Несмотря на это, Российские инвесторы предложили сотрудникам социальной сети FaceBook, владельцам обыкновенных акций компании, продать им свои акции по цене выше средней рыночной.

Independent Media начал распространять свои издания в цифровом виде через Zinio.Com. Годовая подписка на Cosmopolitan стоит, в частности, 9,22 доллара. Еще есть Esquire, Men’s Health, Harper’s Bazaar, «Robb Report Россия», «Популярная механика», Mamas & Papas, «Домашний очаг» и Yes!. Остальное обещают позже. Кроме того, открылся сайт, на котором можно делать добрые дела — исполнять желания других людей. Во-первых, говорят, от этого улучшается карма, а во-вторых, нам кажется, что это много лучше, чем читать Cosmopolitan.
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›