Какой бы натяжкой ни были все эти популярные характеристики уходящих нулевых, на ТВ это десятилетие и в самом деле было отдельной эпохой, с явным концом и очевидным началом.
Цензура, частная жизнь, реалити-шоу, сверхъестественное, новые кадры, головные структуры, клонирование ментов, борьба с рекламой, новый юмор и другие особенности ТВ нулевых
Читать!
Прощание с пионерами. В 2001-м основатель и владелец канала НТВ Владимир Гусинский продает его (вместе со всей компанией «Медиа-МОСТ») «Газпрому». В собственность других крупных корпораций переходят канал Натальи Дарьяловой «Дарьял-ТВ» (2001) и канал Ирены и Дмитрия Лесневских «Рен-ТВ» (2006).
Переименования. В 2002 году ОРТ переименован в «Первый канал», а РТР становится каналом «Россия».
Новые кадры. В 2002-м телеканал СТС (созданный в 1996 году) возглавляет Александр Роднянский, а гендиректором ТНТ (создан в 1998-м) становится Роман Петренко. Очень быстро оба канала прочно занимают места в пятерке лидеров национального ТВ, отобрав у старших товарищей существенную часть молодой и активной аудитории. На этих каналах зарождаются многие телевизионные тренды, отсюда «большая тройка» нередко черпает вдохновение и новые кадры.
Круглосуточное телевещание начинается в марте 2003 года на канале «Россия», а в октябре — на «Первом». Постепенно такой режим становится нормой для российского ТВ.
Медиаметрия делается жизненно важной. Рейтинг превращается в основной регулятор —— за эту валюту продается реклама, без которой невозможно существование ТВ. Ориентация на количественные показатели определяет путь развития российского ТВ — оно станет коммерческим. Ужесточается конкуренция между каналами. Будучи монополистом пиплометровых исследований, компания TNS Gallup Media (с 2008 года — «TNS Россия») периодически получает от ТВ нарекания по поводу искажений и просчетов в измерениях. С 2002 года «Первый канал» ведет собственные исследования телеаудитории. Однако ни он, ни другие фигуранты на рынке медиаметрии не способны изменить практику продажи рекламы на основании показаний «TNS Россия». В 2001 году несколько крупных телеканалов создают Медиакомитет с целью проведения тендеров на телеметрию и приглашения для контроля независимых аудиторов. Но даже победа в тендере другой компании никак не меняет положения российской TNS. Расширив в 2006 году свою измерительную панель на треть (до 2500 домохозяйств в 53 региональных центрах), компания остается единственной в сфере электронных телеизмерений. Строительство новой панели никому не под силу.
Приключения шестой кнопки. Часть бывшей команды НТВ во главе с Евгением Киселевым летом 2001 года переходит на канал «ТВ-6» по приглашению его крупнейшего акционера Бориса Березовского. Но в январе 2002 года судебным решением по иску компании «Лукойл», «ТВ-6» (чье вещание начато в 1993 году) отключается. На частоте временно поселяется «НТВ-Спорт». В марте акционерное общество «Медиа-Социум», созданное Анатолием Чубайсом, Александром Мамутом, Романом Абрамовичем и Олегом Дерипаской, выигрывает конкурс на данную частоту, и уже в июне там стартует новый канал ТВС, возглавляемый также Евгением Киселевым. Однако через год, в июне 2003-го, отбор шестой метровой частоты у прежнего владельца лицензии, компании МНВК, признается незаконным, и канал ТВС отключают от эфира. МНВК временно, до конца 2004 года, уступает лицензию новорожденному каналу «Спорт» (ВГТРК), но затем ликвидируется, а вещание «Спорта» продолжается еще 3 года. Летом 2007-го срок лицензии истекает, в августе Федеральная конкурсная комиссия выставляет пул частот под спортивное вещание на конкурс, отдает победу концепции канала «Спорт», и он продолжает вещать на шестой кнопке. В сентябре 2009 года руководство ВГТРК объявляет, что в 2010 году на базе «Спорта» будет создан новый канал для молодой аудитории «Россия-2».
Цензура. В 2002-м программа НТВ «Куклы», показавшая сюжет «Крошка Цахес», где заглавную роль исполняла кукла Путина, а роль феи-благодетельницы — кукла Березовского, закрывается. В год президентских выборов (2004) на НТВ закрывают также общественно-политические передачи «Красная стрела», «Свобода слова» и «Намедни» — автора последней, Леонида Парфенова, увольняют за интервью в связи с запретом показа сюжета с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева (с тех пор Парфенов появляется на ТВ только в качестве гостя или приглашенного автора). Устанавливаются негласные, но четкие пределы допустимого в телеэфире. Наряду с этим общественность периодически требует ввести на ТВ нравственную цензуру, а в Госдуме регулярно возникают инициативы законодательно ограничить показ на телеэкране сцен насилия и секса. Но такие попытки неизменно терпят крах.
ТВ и Кремль. Встречи руководителей крупнейших федеральных телеканалов с руководством кремлевской пресс-службы становятся еженедельными. По мере строительства вертикали власти в национальном телеэфире не остается каналов, передач и журналистов, несогласных с линией руководства, — отдельные вольности изредка позволяют себе отдельные каналы. Большинство же телекомпаний, независимо от принадлежности и направленности, стараются не вызывать неудовольствия властей, а многие ищут расположения Кремля, стремятся к нему приблизиться.
Частная жизнь. Обязательные по закону телевизионные дебаты перед парламентскими и президентскими выборами становятся формальными и постепенно сдвигаются на непопулярное время. Социально-политическая тематика сменяется бытовой. Если прежде передачи, подобные ток-шоу «Моя семья» (ОРТ, затем РТР, 1996—2003), воспринимались как курьез, то теперь скандальное обсуждение личных обстоятельств становится мейнстримом, появляются новые ток-шоу о частной жизни — «Большая стирка» («Первый»), «Окна» (СТС, а затем ТНТ), «Пусть говорят» («Первый») и т.д. По мере некоторого угасания моды на ток-шоу тему смакования подноготной подхватывают документальные передачи «Сук@-любовь», «Программа максимум», «Очная ставка», «Русские сенсации» ( НТВ).
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451744
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343372
- 3. Норильск. Май 1268620
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897678
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782265
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758847
- 8. Коблы и малолетки 740897
- 9. Затворник. Но пятипалый 471313
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403106
- 11. ЖП и крепостное право 378515
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370490
Что касается нашего ТВ, то за исключением усиления цензуры, все остальные изменения десятилетия просто приблизили его к западным стандартам построения, развития и позиционирования телеканалов. Просто наше ТВ это прошло ударными темпами
24-часовое телевещание началось в феврале 2001-го года с перехода Муз-ТВ на круглосуточное программирование. Ночь они заполнили интересной версткой: вначале танцевальный нон-стоп с видеоинсталляциями в эфире вместо клипов (программа «Теленочь Муз-ТВ»), затем повтор вечерних прямоэфирных шоу для восточных часовых поясов: 5 утра Москвы — это 9 утра Красноярска и полдень во Владивостоке.
Вы также не подметили чуть ли не главенствующую роль теледизайна. Телевидение-шоу а не телевидение журналистики — это яркий монтаж и непременно впечатляющая «межпрограммка». Пионерами качественного теледизайна в России так же явился телеканал «Муз-ТВ», чьи специалисты в последствии разошлись по другим каналам. Арт-директор Антон Ненашев теперь служит на «Первом» и создает шедевры, в основном, в кино: «Турецкий гамбит», «Дозоры», «Черная стрела».
Открыл для себя новое имя и теперь буду читать и перечитывать всё, о чём пишет этот замечательный автор)
Очень интересно было бы ещё узнать - каким автору видится будущее российского тв?
Интересно будет ее прочитать в 2014 году, когда мы уже должны-таки будем перейти на цифру.
Кстати, можно было сказать про распространение кроссворд-шоу после 01:00 на нецентральных каналах и про массовый уход виджеев музыкальных каналов, которые позже появились на радио, а кое-кто и на телевидении вновь.
Кстати, первая шоу-инаугурация была все-таки 2000 года, сделанная по образцу "Сибирского цирюльника".
Хотя с ним особо ничего не происходило.
А так да, полезно, спасибо.)
Спасибо, насчет круглосуточного "Муз-ТВ" -- мое упущение, забыла, хотя знала ведь. Что до теледизайна -- бум случился во второй половине 90х, а корифеем этого дела, при всем моем уважении к таланту Антона Ненашева, был все-таки Семен Левин, точнее, его "НТВ-дизайн" -- откуда вышли и разошлись по разным каналам и Елена Китаева, и Сергей Шанович, и прочие. И Дмитрия Ликина, ставшего в середине 90х главным художником ОРТ, тоже стоит в этой связи вспомнить. То, что в нулевые теледизайн перестал быть любимым телеувлечением, стал функциональнее и профессиональнее, я, кажется, отметила. Межпрограммка начала ососзнаваться как отдельная существенная часть вещания и профессия тоже с середины 90х -- пионерами были Первый и НТВ.