Какой бы натяжкой ни были все эти популярные характеристики уходящих нулевых, на ТВ это десятилетие и в самом деле было отдельной эпохой, с явным концом и очевидным началом.
Цензура, частная жизнь, реалити-шоу, сверхъестественное, новые кадры, головные структуры, клонирование ментов, борьба с рекламой, новый юмор и другие особенности ТВ нулевых
Читать!
Прощание с пионерами. В 2001-м основатель и владелец канала НТВ Владимир Гусинский продает его (вместе со всей компанией «Медиа-МОСТ») «Газпрому». В собственность других крупных корпораций переходят канал Натальи Дарьяловой «Дарьял-ТВ» (2001) и канал Ирены и Дмитрия Лесневских «Рен-ТВ» (2006).
Переименования. В 2002 году ОРТ переименован в «Первый канал», а РТР становится каналом «Россия».
Новые кадры. В 2002-м телеканал СТС (созданный в 1996 году) возглавляет Александр Роднянский, а гендиректором ТНТ (создан в 1998-м) становится Роман Петренко. Очень быстро оба канала прочно занимают места в пятерке лидеров национального ТВ, отобрав у старших товарищей существенную часть молодой и активной аудитории. На этих каналах зарождаются многие телевизионные тренды, отсюда «большая тройка» нередко черпает вдохновение и новые кадры.
Круглосуточное телевещание начинается в марте 2003 года на канале «Россия», а в октябре — на «Первом». Постепенно такой режим становится нормой для российского ТВ.
Медиаметрия делается жизненно важной. Рейтинг превращается в основной регулятор —— за эту валюту продается реклама, без которой невозможно существование ТВ. Ориентация на количественные показатели определяет путь развития российского ТВ — оно станет коммерческим. Ужесточается конкуренция между каналами. Будучи монополистом пиплометровых исследований, компания TNS Gallup Media (с 2008 года — «TNS Россия») периодически получает от ТВ нарекания по поводу искажений и просчетов в измерениях. С 2002 года «Первый канал» ведет собственные исследования телеаудитории. Однако ни он, ни другие фигуранты на рынке медиаметрии не способны изменить практику продажи рекламы на основании показаний «TNS Россия». В 2001 году несколько крупных телеканалов создают Медиакомитет с целью проведения тендеров на телеметрию и приглашения для контроля независимых аудиторов. Но даже победа в тендере другой компании никак не меняет положения российской TNS. Расширив в 2006 году свою измерительную панель на треть (до 2500 домохозяйств в 53 региональных центрах), компания остается единственной в сфере электронных телеизмерений. Строительство новой панели никому не под силу.
Приключения шестой кнопки. Часть бывшей команды НТВ во главе с Евгением Киселевым летом 2001 года переходит на канал «ТВ-6» по приглашению его крупнейшего акционера Бориса Березовского. Но в январе 2002 года судебным решением по иску компании «Лукойл», «ТВ-6» (чье вещание начато в 1993 году) отключается. На частоте временно поселяется «НТВ-Спорт». В марте акционерное общество «Медиа-Социум», созданное Анатолием Чубайсом, Александром Мамутом, Романом Абрамовичем и Олегом Дерипаской, выигрывает конкурс на данную частоту, и уже в июне там стартует новый канал ТВС, возглавляемый также Евгением Киселевым. Однако через год, в июне 2003-го, отбор шестой метровой частоты у прежнего владельца лицензии, компании МНВК, признается незаконным, и канал ТВС отключают от эфира. МНВК временно, до конца 2004 года, уступает лицензию новорожденному каналу «Спорт» (ВГТРК), но затем ликвидируется, а вещание «Спорта» продолжается еще 3 года. Летом 2007-го срок лицензии истекает, в августе Федеральная конкурсная комиссия выставляет пул частот под спортивное вещание на конкурс, отдает победу концепции канала «Спорт», и он продолжает вещать на шестой кнопке. В сентябре 2009 года руководство ВГТРК объявляет, что в 2010 году на базе «Спорта» будет создан новый канал для молодой аудитории «Россия-2».
Цензура. В 2002-м программа НТВ «Куклы», показавшая сюжет «Крошка Цахес», где заглавную роль исполняла кукла Путина, а роль феи-благодетельницы — кукла Березовского, закрывается. В год президентских выборов (2004) на НТВ закрывают также общественно-политические передачи «Красная стрела», «Свобода слова» и «Намедни» — автора последней, Леонида Парфенова, увольняют за интервью в связи с запретом показа сюжета с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева (с тех пор Парфенов появляется на ТВ только в качестве гостя или приглашенного автора). Устанавливаются негласные, но четкие пределы допустимого в телеэфире. Наряду с этим общественность периодически требует ввести на ТВ нравственную цензуру, а в Госдуме регулярно возникают инициативы законодательно ограничить показ на телеэкране сцен насилия и секса. Но такие попытки неизменно терпят крах.
ТВ и Кремль. Встречи руководителей крупнейших федеральных телеканалов с руководством кремлевской пресс-службы становятся еженедельными. По мере строительства вертикали власти в национальном телеэфире не остается каналов, передач и журналистов, несогласных с линией руководства, — отдельные вольности изредка позволяют себе отдельные каналы. Большинство же телекомпаний, независимо от принадлежности и направленности, стараются не вызывать неудовольствия властей, а многие ищут расположения Кремля, стремятся к нему приблизиться.
Частная жизнь. Обязательные по закону телевизионные дебаты перед парламентскими и президентскими выборами становятся формальными и постепенно сдвигаются на непопулярное время. Социально-политическая тематика сменяется бытовой. Если прежде передачи, подобные ток-шоу «Моя семья» (ОРТ, затем РТР, 1996—2003), воспринимались как курьез, то теперь скандальное обсуждение личных обстоятельств становится мейнстримом, появляются новые ток-шоу о частной жизни — «Большая стирка» («Первый»), «Окна» (СТС, а затем ТНТ), «Пусть говорят» («Первый») и т.д. По мере некоторого угасания моды на ток-шоу тему смакования подноготной подхватывают документальные передачи «Сук@-любовь», «Программа максимум», «Очная ставка», «Русские сенсации» ( НТВ).
{-page-}
Шоу побеждает журналистику. В отсутствие публичной политики телепублицистика теряет актуальность. Передачи, посвященные событиям недели, теперь называют не аналитическими, а просто итоговыми. Телевизионные дискуссии и репортажи, оставаясь таковыми по форме, по сути превращаются в развлечение. ТВ осваивает приемы желтой прессы. На первый план в «разговорных» программах выходят эмоции, для подогревания коих участников нередко провоцируют на конфликт. В репортажах начинают применять бывшие прежде запретными в этом жанре приемы — постановочные съемки, подтасовку. При монтаже документальных передач иногда используют выразительные монтажные и звуковые спецэффекты — коллаж, ускорение и замедление, обратную перемотку, повторы.
Читать!
Русский сериал вытесняет с экрана латиноамериканский. Возникает национальная сериальная индустрия. К середине десятилетия родные сериалы становятся основным эфирным форматом — среднее число сериальных линеек почти на любом канале в будний день достигает пяти. ТВ предлагает публике широкий ассортимент — горизонтальные и вертикальные, мужские и женские, деревенские и городские сериалы, экранизации русской классики и стилизации под советское кино. Расцветают малые серийные формы — «реконструкция» и докудрама.
Клонирование ментов. Сиквелы и клоны телевизионной ментовской саги, прогремевшей в конце прошлого века, заполоняют эфир — сериалы либо того же сценариста, либо с теми же героями, либо с теми же актерами («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Убойный отдел», «Хроники убойного отдела», «Литейный, 4») уже десять лет не сходят с экранов ТНТ, НТВ, «Первого», «России». Возникает отдельное направление телеискусства — кино разных жанров, от триллера до деревенской комедии, о харизматичных и симпатичных ментах.
Большое кино больше не смотрят. Еще в начале века столь желанное для телезрителя и рекламодателя, оно перестает быть рентабельным. Теперь кино на ТВ подается только с хорошим гарниром — будь то предисловия и гости в рубриках «Модное кино» на СТС и «Легенды видеопроката» на НТВ или ярая полемика в «Закрытом показе» на «Первом». Сам по себе способен «сработать» в эфире только культовый кинофильм или, наоборот, свежий кинопроект после его массированной раскрутки — как было с премьерным «Миллионером из трущоб», показанном на «Первом» вскоре после триумфа в Каннах и еще до окончания кинопроката (2009).
Телекино. Забытый жанр (некогда одаривший советского зрителя «Тремя мушкетерами», «Собакой на сене» и знаменитыми телебенефисами) переживает ренессанс. Снятые на скорую руку за малые деньги телемуви класса В, С и ниже имеют, в отличие от дорогих кинофильмов, стабильный успех и хорошие рейтинги.
Докуфикшн. Телепроекты драматического (истории жизни и смерти знаменитостей), историко-хроникального (о тех же знаменитостях и тайнах прошлого) или псевдонаучного характера, оказавшись в отличие от настоящей документалистики дешевыми в производстве и востребованными в народе, становятся регулярным, ежедневным блюдом почти всех телеканалов.
Смена приоритетов. Почти полностью исчезают из эфира популярные в прошлом лотереи. Ночные «магазины на диване» сменяются ночными играми в слова на деньги. Сходят на нет дневные ток-шоу для домохозяек. Теряют популярность викторины — только считаные остаются в прайме. В моду входят передачи о кулинарии, умении одеваться, ремонте и дизайне интерьеров, автомобилях, светской жизни.
Сверхъестественное. Угасший в прошлом веке интерес к эзотерике возрождается в конце нулевых. ТВ3 становится мистическим телеканалом, на ТНТ появляется реалити-шоу «Битва экстрасенсов», на Рен-ТВ — цикловая передача «Тайны вашей судьбы. Эзо-ТВ», на НТВ в роли ведущего программы о паранормальных явлениях выступает маг Анатолий Кашпировский.
Новый юмор. К привычной форме телеюмористики — концерту — нулевые добавляют скетч-шоу, стендап-комеди, ситкомы, импровизацию и пародийное шоу. Новый юмор, родившийся на молодых каналах СТС и ТНТ (Comedy Club и его производные, ситкомы, «Убойная лига», «Наша Раша»), широко распространяется на ТВ, тесня юмор старшего поколения (передачи «Аншлаг», «Кривое зеркало», «Комната смеха»). Юмористические программы нового типа «Большая разница» и «Прожекторпэрисхилтон», вышедшие на «Первом канале» в сезоне 2007/08, быстро становятся лауреатами «ТЭФИ» и фаворитами зрителей и критики.
Экспансия ТВ в шоу-биз. ТВ становится фабрикой по производству и продвижению новых эстрадных хитов и имен, а также донором и продюсером национального кинематографа. Фильмы, выпущенные в прокат при информационной или финансовой поддержке того или иного телеканала, получают наибольшую кассу, отдавая ему права на телеверсию, часть доходов от проката, продажи дисков и сопутствующей продукции. ТВ серьезно влияет на ситуацию в киноиндустрии и на эстраде.
Новые способы общения власти с народом. С 2008 года ведет отсчет «Прямая линия» с Владимиром Путиным в качестве премьер-министра. А новый президент Дмитрий Медведев выбирает иной, скользящий формат — беседы на «Первом канале», «России» и НТВ записываются ежемесячно, но по очереди, и каждый канал сам определяет их хронометраж и место в эфире. Однако об итогах 2009 года президент предпочел говорить в прямой трансляции, причем непосредственно с руководителями федеральных каналов.
Трагедии и триумфы в прямом эфире. Теракт 11 сентября 2001 года. Захват заложников во время мюзикла «Норд-Ост» (2002). Бесланская трагедия (2004). Прямая трансляция этих трагических событий имеет такой оглушительный эффект, что ТВ трудно отказать себе в желании расширить сферу применения этого средства. Впервые в прямой эфир транслируются церковные похороны Патриарха Алексея II, а затем выборы и интронизация нового Патриарха Кирилла (2008). Инаугурацию Президента Дмитрия Медведева в 2008-м ТВ превращает из протокольного мероприятия в парад телевизионных технологий: вертолеты снимают Москву с высоты птичьего полета, крылатые камеры взмывают к куполам и на бреющем впархивают через закрытые окна в коридоры Кремлевского дворца, следуя за президентом к парадному залу. Апофеозом становится организованная «Первым каналом» трансляция московского «Евровидения» весной 2009-го, ошеломившая Европу и признанная лучшей за всю историю конкурса.
Стандартизация. Ориентация на рейтинг вынуждает ТВ отказываться от экспериментов и держаться проверенных рецептов. Начинается бум лицензионных форматов. Телевидение приобретает опыт выпуска массовых зрелищ по мировым лекалам, но во многом теряет навыки создания оригинального продукта. Доля передач местного изобретения сводится к минимуму. ТВ становится более профессиональным, но и более предсказуемым и безликим. Каналы нередко копируют друг друга, используя одинаковые приемы верстки и программирования, запуская идентичные передачи.
Политкорректность. Если в 90-х на смену теледикторам на ТВ пришли писатели, музыканты, актеры и журналисты Молодежной редакции ЦТ, теперь процесс углубляется за счет людей нестандартной внешности. Ведущими становятся культурист Владимир Турчинский, толстушка Руслана Писанка, стилист Сергей Зверев, трансвестит Заза Наполи (Владим Казанцев), карлик Шкет (Владимир Тищенков). Разгул политкорректности захватывает даже строгие информационные службы федеральных каналов — здесь появляются ведущие разных возрастов и национальностей.
{-page-}
Позиционирование. Ниша универсального телеканала становится все менее выгодной — ее делят лидеры рынка «Первый», «Россия» и НТВ, места для других в этой тесноте не остается. Убедившись на примере СТС, какой успех приносит уникальная позиция, многие каналы начинают искать свое место на рынке. ТНТ с 2003 года концентрируется на показе реалити-шоу и ситкомов, культивирует альтернативный юмор. Канал М1 в 2005 году становится «Домашним», ТВ-3 в 2006-м — мистико-фантастическим, а ДТВ с 2008-го позиционируется как остросюжетное мужское телевидение. НТВ, номинально оставаясь каналом general interest, успешно осваивает нишу криминально-блатного шансона.
Новые тематические и нишевые каналы — эфирные, спутниковые, кабельные — раздвигают зрительские горизонты. Возникает телевидение деловое (РБК, «Эксперт-ТВ»), спортивное («Спорт», «7ТВ»), военно-патриотическое («Звезда»), православное («Спас»), детское («Детский мир», «Теленяня», «Бибигон»), англоязычное (Russia Today), дачно-огородное («Усадьба») и даже покерное («Пропокер»).
Реинкарнация «2x2». Первый в истории СССР коммерческий телеканал (образован в 1989 году) после пятилетнего небытия возвращается в эфир в 2002 году. В 2007-м входит в состав холдинга «ПрофМедиа» и становится первым в истории страны анимационным телеканалом для взрослых.
Региональное ТВ. Развиваясь, местные телеканалы кое-где составляют серьезную конкуренцию федеральным. Но Москве и Питеру по-прежнему не везет с адекватным городским телевидением: обычно столичный канал уже от рождения питает федеральные амбиции и, получив этот статус, перестает опускаться до городской проблематики.
Телевизионный маркетинг как систематическая и сознательная деятельность возникает в силу рыночной ориентации ТВ и растущей конкуренции. На каналах появляются соответствующие подразделения. Растет роль контрпрограммирования (сетка вещания строится исходя из тактики других каналов). Внедряются приемы удержания зрителя и обеспечения аudience flow (перетекания аудитории с формата на формат). Телеканалы активно используют для самопродвижения собственный эфир и внеэфирные носители — прессу, радио, наружную рекламу, интернет. Проморолики теперь предваряют и закрывают рекламные блоки, а также ставятся в стратегических точках эфира.
Теледизайн становится менее декоративным и более функциональным. Проходит детское увлечение рисованием и компьютерной графикой, оформление все чаще создают на основе съемочного материала, подвергнутого монтажу и графической обработке. Больше внимания уделяется лого, титрам и инфографике.
Новый лексикон. На место слова «анонс» пришло слово «промо». Аббревиатура СМИ почти вытеснена словом «медиа». То, что заполняет эфир, называют «форматом», «продуктом», «контентом». На смену мелким кустарным гешефтам пришли крупномасштабные промышленные сделки — место понятия «джинса» (проплаченный сюжет) заняло понятие «откат». Определение «авторская программа» звучит анахронизмом. Вместо прежних телевизионных «редакций» возникают «дирекции» и «департаменты».
Головные структуры. После упразднения в 2004 году Министерства по делам печати и массовых коммуникаций телевизионная отрасль переходит в ведение Министерства культуры, а с 2008-го находится под эгидой Министерства связи и массовых коммуникаций. В годы стабильности у штурвала отрасли сменяют друг друга Михаил Лесин, Михаил Швыдкой, Александр Соколов, Михаил Сеславинский и Игорь Щеголев.
Отраслевые институты. С 2002 года наряду с национальным телевизионным конкурсом «ТЭФИ», проводимом с 1994 года, стартует «ТЭФИ-регион». Однако в фонде «Академия Российского телевидения», учредившем эту премию, назревает кризис — из-за разногласий по поводу членства и процедуры голосования конкурс покидают или бойкотируют крупные телекомпании. Ни проведенные реформы, ни избрание председателем Михаила Швыдкого вместо Владимира Познера (2008) не помогают. Новых заметных объединений не возникает (если не считать созданного в 2002 году для лоббирования интересов индустрии во властных структурах Индустриального комитета СМИ под председательством Константина Эрнста, о деятельности которого после 2003 года не слышно). В 2008-м учрежден Цифровой альянс, куда входят представители телеиндустрии, власти и бизнеса, имеющие касательство к переходу России на цифровое вещание. В 2009-м работник ТВ Олег Пташкин, пережив острый конфликт с руководством «Первого канала», учреждает и возглавляет межрегиональный союз работников СМИ «Труд и творчество».
Образование. Бурно растет количество учреждений, готовящих кадры для ТВ, — Школа телевидения «Останкино», Московский институт телевидения и радиовещания, Высшая национальная школа телевидения, отделения телережиссуры и курсы телеведущих, открывающиеся на каждом шагу. Сомнительный статус большинства из них и недостаточный уровень профессиональной подготовки в 2007 году побуждает флагманов телеиндустрии Олега Добродеева и Константина Эрнста инициировать создание в МГУ им. Ломоносова факультета телевидения и войти в его попечительский совет. Но вряд ли академическое образование решит главную проблему профучебы — за быстро меняющимися телевизионными технологиями не угнаться никакому учебному плану.
Новые технологии ТВ. Переход на цифровые носители, цифровую аппаратуру, компьютерный монтаж, автоматизированную верстку и выпуск. Первые опыты цифрового вещания. В 2006-м «Первый канал» запускает пакет каналов «Цифровое телесемейство». Начинается освоение новых вещательных платформ — IPTV, мобильного ТВ, широкополосного доступа. Делаются первые шаги к цифровой революции: принимается программа поэтапного перехода на цифровое вещание до 2015 года, определяются размеры и источники финансирования, создается соответствующая правительственная комиссия, учреждается Цифровой альянс.
ТВ и интернет. У телеканалов возникают представительские сайты в интернете. К концу десятилетия некоторые из них превращаются в информационные ресурсы и видеоагрегаторы, ряд каналов обзаводятся собственными блогами. Конфликты между ТВ и интернет-порталами, без разрешения транслирующими телевизионные материалы, завершаются мирным взаимовыгодным обменом: сеть получает профессиональный контент, а ТВ — дополнительную аудиторию. В кооперации с интернетом создаются отдельные телесюжеты и целые передачи («Инфомания» СТС, «Нереальная политика» Рен-ТВ). Пользователям сети становятся доступны отдельные программы, полномасштабное вещание разных телеканалов и часть телевизионных архивов.
Новая диспозиция. Распространение интернета, умножение числа телеканалов, расширение измерительной панели компании «TNS Россия», в чью выборку вошли не только крупные города, ощутимо меняет ситуацию в отрасли. Телесмотрение падает, зрительское внимание перераспределяется в пользу новых каналов, они набирают вес на рынке, в то время как старые теряют. Разрыв между ними пока еще велик, но неуклонно сокращается.
Борьба с рекламой. Массовые жалобы зрителей на засилье рекламы, часто и не к месту прерывающей телепередачи, приводят к законодательным ограничениям числа и продолжительности рекламных пауз. Принимается Закон о рекламе, согласно которому ее суточный объем не должен превышать 15% от всего вещания телеканала; запрещается рекламировать на ТВ алкоголь и табачную продукцию, реклама пива разрешается только ночью.
Агентство «Видео Интернешнл» теряет монополию на продажи рекламного времени российского ТВ. Возникшая в 2001 году компания «Алькасар» к концу десятилетия совместно с «Газпром-медиа» продает площади каналов НТВ, ТНТ, ТВЦ. Партнерами компании «ВИ» остаются 11 телеканалов, но в 2009 году «Газпром» обвиняет медиагиганта в ценовом сговоре с ними. За этим следует проверка ФАС и молниеносное принятие Думой закона, который запрещает сосредотачивать в руках одного селлера более 35% всех поступивших на ТВ рекламных бюджетов. Эта мера лишает «ВИ» возможности обслуживать сразу два из трех крупнейших телеканалов и становится причиной серьезных изменений на рынке медиарекламы.
Кризис российской коммерческой модели телевидения нулевых, длящийся не первый год, публично признается лидерами отрасли в 2008 году, почти одновременно с началом общемирового финансового кризиса.
Читать!
Уход Лесина. Основатель компании «ВИ», министр печати, а затем советник Президента России Михаил Лесин, могущественный игрок телерынка, без явного или тайного участия которого не обошлось ни одно важное медиасобытие нового и новейшего времени, осенью 2009-го неожиданно отправляется в отставку. Это дает наблюдателям повод говорить не только о начале совсем нового этапа в жизни отрасли, но и о новой расстановке сил в высших эшелонах власти.
Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438060
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338323
- 3. Норильск. Май 1268298
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822016
- 6. Не может прожить без ирисок 781700
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758048
- 8. Коблы и малолетки 740662
- 9. Затворник. Но пятипалый 470781
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402772
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370268
- 12. Винтаж на Болотной 343159
Что касается нашего ТВ, то за исключением усиления цензуры, все остальные изменения десятилетия просто приблизили его к западным стандартам построения, развития и позиционирования телеканалов. Просто наше ТВ это прошло ударными темпами
24-часовое телевещание началось в феврале 2001-го года с перехода Муз-ТВ на круглосуточное программирование. Ночь они заполнили интересной версткой: вначале танцевальный нон-стоп с видеоинсталляциями в эфире вместо клипов (программа «Теленочь Муз-ТВ»), затем повтор вечерних прямоэфирных шоу для восточных часовых поясов: 5 утра Москвы — это 9 утра Красноярска и полдень во Владивостоке.
Вы также не подметили чуть ли не главенствующую роль теледизайна. Телевидение-шоу а не телевидение журналистики — это яркий монтаж и непременно впечатляющая «межпрограммка». Пионерами качественного теледизайна в России так же явился телеканал «Муз-ТВ», чьи специалисты в последствии разошлись по другим каналам. Арт-директор Антон Ненашев теперь служит на «Первом» и создает шедевры, в основном, в кино: «Турецкий гамбит», «Дозоры», «Черная стрела».