Оцените материал

Просмотров: 2338

«Желтые» и поэзия момента

Андрей Левкин · 28/11/2008
С кризисом ЖП освоилась, стал понятен потенциал внимания читателей к теме, а также способы ее преподнесения. Способы эти требуют искусства, даже — стихов

©  Игорь Скалецкий

«Желтые» и поэзия момента
Сразу о культуре. Потому что назначение этой колонки состоит ровно в том, чтобы изучать культуру в Желтой прессе (ЖП), а культура попадается не часто, так что генеральный подход как-то расплывается. Но не теперь, потому что на этой неделе есть: «Борис АКУНИН: “Фандорину еще предстоит встретиться с Григорием Распутиным”». Это «КП», «Толстушка»: «Популярный писатель рассказывает о будущем некоторых своих героев и о новом романе “Квест”». Следует отметить, что данный материал следует читать, там есть определенное количество чисто писательских стратегий. Например, диалог:
«Какой род игр вы предпочитаете — квесты, стрелялки, стратегии?
— Стратегии. Исторические. Чтоб побольше войны и поменьше строительства»
.

А вот и социально-политический момент. Вопрос: «И еще: вы грузин. Один ваш соотечественник, который тоже перебрался во Францию, в своих фильмах воспевает вино. У вас есть какие-то особенные предпочтения в области вин?
— Года к суровой водке клонят. Она невкусна и неполезна, но от нее наутро не болит голова (во всяком случае, у меня). А утро — главное время для работы»
.

Вот что интересно: в какой мере на публичный выбор данного напитка и размежевание с красным вином повлияла известная позиция «одного вашего соотечественника», а именно Отара Иоселиани? Все же помнят его мнения по поводу отношений России и Грузии? В любом случае, ответ был дан дважды патриотический.

В той же «Толстушке» анонс культурного продукта от «КП»: «Уникальная музыкальная коллекция «Великие композиторы» (том 7: Бетховен)». Пояснение: «Что мы выбрали для вас из Бетховена?
1. «Лунная соната». Какая музыка, а? Похоже на гипноз: стоит ей только зазвучать, все замолкают с блаженным выражением на лицах (и вот так уже двести лет подряд).
2. «Пятая симфония» — музыка силы. Это именно в ней «судьба стучится в дверь»…
»

Тут есть странный нюанс. Всё, кроме «Лунной», исполняет Берлинский филармонический под управлением Фуртвенглера. Даже странно, что «КП» не озаботилась тут биографией дирижера, она ж, как известно, сложная и противоречивая. Почему-то совершенно упущена бытовая составляющая жизни, которая вполне могла бы заинтересовать читателей «КП». Впрочем, они добирают по части самих опусов: «3. «Кориолан», увертюра (Берлинский филармонический оркестр/дирижер Вильгельм Фуртвенглер): Увертюра «Кориолан» — тоже очень популярная и очень мужская музыка. И ничего, что все позабыли, про что она. А там история потрясающая! Гай Марций Кориолан, знаменитый боевой генерал в Древнем Риме, перейдя к врагам, должен решить — ему уничтожать Рим, свой бывший родной город, или увести войска от его стен? Он увел, закончив на этом свою карьеру военачальника».

Еще в «КП» любопытен культурно-исторический материал «Разведчик Олег НЕЧИПОРЕНКО: «Я встречался с Освальдом за два месяца до того, как он убил Кеннеди». Конечно, там речь не о том, что встретились, поговорили, а Освальд потом пошел и убил, и теперь об этом уже можно рассказать. Нет, все о жизни, только о ней. Вот глава «Кеннеди был похож на любовника Марины»:

« — С вдовой Освальда вы встречались?
— Нет. Мы разминулись с ней, когда она в Минск приезжала. Сейчас живет в Штатах. Вышла замуж за полицейского, у них дочка.
— Интересна причина, почему Освальд на это пошел.
— Я в своем исследовании пишу о комплексе мотивов. Освальд был недоволен строем в США, обижен на американские власти за свою несложившуюся жизнь. От него ушла жена, он переживал. Выход всего этого негатива произошел в ночь на пятницу, 21 ноября, когда он пришел к Марине и предложил ей съехаться, на что получил отказ. Возможно, детонатором послужило и то, что Марина спросила, как можно будет посмотреть проезд президента Кеннеди, а Освальду было известно, что близкий друг Марины до ее замужества был очень похож на президента»
.

Так бытовая жизнь снова подтверждает свое доминирование в мировой истории.

В этой связи логично перейти к теме связи быта и кризиса. С кризисом ЖП освоилась, стал понятен изрядный потенциал внимания читателей к теме, а также способы ее преподнесения. Способы эти требуют искусства, даже — стихов. «Экспресс-газета»: «Александр Вулых: Короли и капуста». Тут интересно, что сначала идет прозаическое обоснование темы, которое затем перейдет непосредственно в строфы. Очень конструктивный метод. Вот изложение события: «В самом начале экономического кризиса произошла неожиданная вещь. К правительству обратились олигархи с просьбой дать денег на новые нефтяные вышки, заводское оборудование, восполнение дефицита банковской ликвидности и вообще на все самое необходимое. Оказалось, за годы накопления несметных богатств в развитие промышленности, сельского хозяйства, банковской инфраструктуры страны не было вложено ни копейки, и, если срочно не модернизировать все это, мы вернемся в 1998 год. Год, когда в России не было ни одного миллиардера. Сейчас их полторы сотни. Прав все-таки был один известный олигарх — кризис, не кризис, а в ж…у всегда идут только те, у кого нет миллиарда».

А теперь то же самое, но в рифмах:

«Засуетились олигархи и банкиры,
И, проявив свою недюжинную прыть,
Чтоб без напряга залатать в карманах дыры,
Решили денег от бюджета откусить!


***
И воротилы нефтегазовых ресурсов
И остальных сокровищ матушки-земли,
Как выпускницу благородных женских курсов,
Министра Кудрина на «бабки» развели.


***
И на разведку нефтяных месторождений,
И на ремонт убитых вышек буровых
Они в карманы положили столько денег,
Что мы уже не беспокоимся за них!


***
Теперь на Запад можно вывезти активы,
И о судьбе месторождений не тужить,
И новогодние справлять корпоративы,
И на народ с большим прибором положить!»


Вообще, есть ощущение, что стихи и куплеты в номер самой природой предназначены для ЖП. «Собеседник»: «Герои недели: Дмитрий Медведев и Владимир Путин». Пьеса в стихах, Д. Быков:

«Сцена изображает двойную трибуну.
С одной стороны Дмитрий Медведев обращается к Федеральному собранию, с другой — Владимир Путин — к делегатам съезда «Единой России».


МЕДВЕДЕВ:
Хотя Россия лезла вон из кожи,
Финансовая ломка на носу.
Всемирный кризис нас коснулся все же…


ПУТИН:
Но вы не бойтесь: я вас всех спасу.


МЕДВЕДЕВ:
Конечно, мы стабильности столица,
Но дело швах, признаюсь, не тая…


ПУТИН:
Я вам клянусь: дефолт не повторится.
Я отвечаю. Всем понятно? Я!..»


И так далее.

К теме Путин, Медведев и Спасение примыкает статья из «Жизни». «Жить будем дольше и лучше: Медведев и Путин рассказали, как Россия преодолеет кризис». Текст оптимистический («Кризис кризисом, а отказываться от планов по улучшению жизни россиян ни президент Дмитрий Медведев, ни премьер Владимир Путин не собираются»). Но главное, там много картинок, они простые и понятные, и на них показано, как все будет хорошо.

В остальном все по-прежнему. В той же «Жизни» на первой полосе нет ничего даже про Путина и Медведева, разве что: «Мехди: Судьба России изменится в один час. Победитель «Битвы экстрасенсов» предрекает крах США и благополучие нашей родине». Но это только маленьким окошком в правом верхнем углу, а главное — другое: «Никита Джигурда: Я удрал с острова ради секса с Анисиной. Впервые за всю историю суперпопулярного телепроекта «Последний герой» еще до начала основного действия из игры выбыли сразу трое знаменитостей. Причем двое из них сделали это по собственной воле. Никита Джигурда и Виктор Ерофеев отказались принимать дальнейшее участие в «Последнем герое». Впервые Джигурда согласился рассказать читателям «Жизни» свою версию того, что же произошло на острове».

Тема, конечно, не слишком свежая, зато и В. Ерофеев тоже тут, хотя он не сам рассказывал, за него: «Виктора Ерофеева бросила молодая жена. В семье Виктора Ерофеева, который недавно вернулся с проекта «Последний герой», закипели страсти не хуже, чем на шоу “Первого канала”».

В других изданиях тем более все идет по плану. «Хелло!»: «Юлия Бордовских. Теперь у нее двое детей: старшей дочке 9 лет, а младшему сыну 9 месяцев. Известная телеведущая пригласила HELLO! в свой загородный дом и познакомила с маленьким Федором. Когда приходишь в дом Юлии Бордовских, не верится, что еще два года назад здесь жила незамужняя женщина с маленькой дочерью и большая часть комнат пустовала. Сегодня здесь с самого утра шум и гам…» Да, такая уж работа у ЖП — окучивать, привлекать, пиарить. Но тут есть конкретный повод, обнаруживаемый в «КП»: «С кого из знаменитостей Юлия Бордовских списала героев своей книги? Известная телеведущая Юлия Бордовских готова ответить на вопросы читателей «Комсомолки» во вторник, 2 декабря, с 16.30 до 17.30 мск. Задать вопрос можно уже сейчас!» Так что это тут происходит продвижение культуры от Бордовских. А если честно, вся эта байда про нее цитируется исключительно из-за последних фраз статьи в «Хелло!»: «Юля повсюду — без нее никуда. Она знает и что где лежит, и что тревожит каждого».

Наконец, специально для OPENSPACE.RU. В «Папарацци» такое объявление:
«интересуют мейлы редакторов культуры, городских новостей, фитнеса и тп. следующих сайтов:
openspace.ru
wmj.ru
kleo.ru
».
Как у нас тут с фитнесом, коллеги? А также с городскими новостями? Впрочем, городские новости это, кажется, я…

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»


Еще по теме:
Борис Филановский. «Комсомолка» вдарила по классикам, 31.10.2008
Анна Голубева. Последние герои «Первого», 21.11.2008

Последние материалы рубрики:
«Желтые», кризис и простая страна, 13.11.2008
Цвет единства — желтый, 07.11.2008
«Желтые» не ностальгируют, 31.10.2008 

 

 

 

 

 

Все новости ›