Журналист должен уметь фильтровать базар, то есть сдерживать себя.

Оцените материал

Просмотров: 27280

РИА «Новости»: балансирование на двух стульях

Илья Клишин, Роман Федосеев · 17/01/2012
ИЛЬЯ КЛИШИН и РОМАН ФЕДОСЕЕВ побывали с кратким дружественным визитом у коллег

Имена:  Василий Гатов · Григорий Охотин · Наталья Лосева

Предложение об интервью, точнее, о большом разговоре поступило в OPENSPACE.RU в декабре от самого РИА «Новости». Василий Гатов, который выступает в государственном информагентстве сразу в трех ипостасях — заместителя генерального директора, исполнительного директора по инновационной деятельности и руководителя медиалаборатории, — обещал любой уровень «випов», включая главного редактора РИА Светлану Миронюк, чтобы откровенно обсудить различные аспекты деятельности нынешнего РИА. (Забегая вперед, отметим, что, несмотря на все усилия, встретиться с Миронюк в приемлемые сроки так, к сожалению, и не удалось.) Не в последнюю очередь топ-менеджерам РИА захотелось ответить на вопросы о цензуре: в частности, в Фейсбуке, где журналистское сообщество, по сути, объединено в довольно узкий и мгновенно реагирующий на раздражители круг, руководству агентства пришлось поучаствовать в шумных дискуссиях и по поводу увольнения Григория Охотина, и по поводу «высурковскойпропаганды» в целом. Нескончаемый спор о том, может ли российская государственная структура, внешне максимально ориентированная на респектабельные «мировые стандарты», противостоять объективной реальности в виде спускаемых сверху задач агитации и пропаганды, явно вышел на очередной виток актуальности.

Встретив нас во внутреннем дворе РИА, Гатов предложил выкурить по сигарете перед тем, как идти в «наш Мордор». (Во избежание двусмысленности заметим, что это было сказано с иронией.) Сам Мордор производил весьма цветущее впечатление — просторные ньюсрумы с модным дизайном интерьеров, стеклянные перегородки во всю стену, максимальный уровень проникновения технологий. Проводить экскурсии там, по-видимому, одно удовольствие: внутренняя отделка департаментов решена в разных цветовых гаммах (особенно много почему-то оранжевого), у новостников по два монитора, закрепленных на удобных кронштейнах, где-то информация транслируется на стены проекторами. В одном из коридоров встретилось даже устройство на основе контроллера Kinect, где управлять новостями на экране можно с помощью движений рук. Правда, как объяснили, затея эта пока носит скорее имиджевый характер и, чтобы посмотреть, как она работает в полную силу, нужно вызывать «специального человека». В расположенной на заднем дворе зоне отдыха есть небольшой бассейн (работает летом); там же новый главред сайта Ria.ru Павел Пряников (интервью с ним читайте отдельно) пообещал разместить площадку для игры в петанк. Все это контрастирует, например, с внутренностями другого государственного информагентства — ИТАР-ТАСС, где в торжественно-пыльных позднесоветских залах за последние десятилетия, кажется, не поменялось ничего.


У нас все ходы записаны

В кофейне, работающей для сотрудников агентства, к нам присоединяется заместитель главного редактора и автор проекта «Георгиевская ленточка» Наталья Лосева. В этом кафе сотрудники РИА по картам получают в течение дня бесплатную еду с кофе и чаем, но желание Натальи выпить сок и съесть круассан вдруг оказалось невыполнимым — их в это время еще не начали выдавать. Лосевой пришлось сделать несколько резких звонков с целью разобраться.

©  РИА Новости

Ньюсрум РИА Новости

Ньюсрум РИА Новости

Прерывая очередную попытку рассказать о том, как строго РИА подходит к следованию международным стандартам, все же переходим к болезненной теме — обвинениям в цензуре со стороны теперь уже бывшего редактора «ИноСМИ» (входит в РИА) Григория Охотина. Он публично заявил, что ему запретили ставить на сайт неудобные новости про Путина и «Единую Россию», и даже продемонстрировал скриншоты переписки с начальством. «Цензуры никакой не было», — отрезает Лосева. По ее словам, «ИноСМИ», публикующее переводы западной прессы о России, должно в то же время следовать требованиям российского законодательства, строго отслеживающего материалы о выборах в избирательный период, которые могут считаться агитацией. «Но ведь 95% публикаций иностранных СМИ о России в этот период как раз касаются выборов, и нам сложно их заменить. Каждый раз идем между Сциллой и Харибдой», — поясняет она.

Лосева уверена, что никакого давления на Охотина не было, была «просьба не впадать в жесть», чтобы не давать повод контролирующим органам. Кроме того, по ее мнению, часть вины лежит и на участниках конфликта: непосредственного начальника уволенного редактора подменял человек, не совсем удачно выразившийся в переписке, а сам Охотин работал удаленно, «приходил получать зарплату раз в месяц», поэтому, видимо, не «проникся духом» РИА и не понимал, что имелось в виду. Гатов вспоминает при этом о доходившей до комизма жесткости цензуры в СССР, особенно акцентируя то, что раньше журналиста могли наказать и за неопубликованный материал. Ответ на вопрос, как обстоят дела с заявлением о подаче иска к Охотину за клевету, нам предлагают получить у Светланы Миронюк. Интересно, что довод о необходимости соблюдать законодательство перед выборами перекликается с другим скандалом: ассоциация «Голос» заявила, что РИА как раз сообщало о «Единой России» в разы больше, чем о конкурентах. «К сожалению, ничего пока не можем сказать по этому поводу, — сворачивает тему на корню Гатов. — Нужно считать, проверять. Там же огромный массив информации».

У нас подготовлен список историй — собственные наблюдения и рассказы бывших сотрудников РИА. Почему история о шантаже ижевских пенсионеров сити-менеджером Агашиным была дана по методу «сурковской пропаганды» — сразу реакция «Единой России»? Лосева настороженно замечает, что эта история прошла мимо нее. Мы вернулись к проблемам, прервав ее рассказ о технологиях в РИА, и она подчеркнуто недовольна. Василий Гатов мягче: он читает нам небольшую лекцию про Юлиуса Рейтера и историю телеграфных агентств. Ответа на вопрос нет.

Хорошо, продолжаем мы, тогда такой вопрос: правда ли, что неудобные политические новости даются позже и постольку, поскольку их дал «Интерфакс». Пример со ссылкой на неназванный источник внутри агентства: в начале 2009 года сообщение о массовом митинге в Калининграде РИА дало на пять часов позже «Интерфакса». «Это просос даже не редактора, а скорее всего местного корреспондента» — Гатов предлагает нам поверить в то, что в течение пяти часов московский ньюсрум, ничего не подозревая, ждал репортажа из региона.

Окончательно убедившись, что нам не очень интересно слушать про новые подходы к медиа, Лосева говорит прямо: «Вы сейчас выцепили каких-то блох, которых, наверное, можно выцепить в любом издании».
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Anton Greshin· 2012-01-17 19:39:06
    хороший конец
  • spb4· 2012-01-18 15:10:00
    а никто и не сомневался в нем...
  • tridi· 2012-01-22 22:16:10
    Игры в юридические тонкости - как же без них при мухлеже)
Все новости ›