Для них секс был как наркотик, как способ отстраниться, забыться, уйти от вопросов, понимаешь?

Оцените материал

Просмотров: 13332

Симоне Кальтабеллота: «Читатели становятся все более и более ленивыми»

Михаил Визель · 08/11/2011
Итальянский издатель объяснил МИХАИЛУ ВИЗЕЛЮ, как сделать из книги о подростковом сексе международный бестселлер и чего ждут от русской литературы за рубежом

Имена:  Мелисса П. · Симоне Кальтабеллота · Стефани Майер

©  Михаил Визель

Симоне Кальтабеллота

Симоне Кальтабеллота

​В числе десяти итальянских литераторов, совершивших в конце сентября двухнедельную поездку по Транссибириане, был 42-летний римлянин Симоне Кальтабеллота — писатель, поэт, но в первую очередь все-таки издатель, известный своим парадоксальным чутьем. Именно он разглядел потенциал в сексуальных откровениях 16-летней сицилийской девочки. И действительно, роман-исповедь «Сто прикосновений», подписанный просто Мелисса П., стал в 2003 году международным бестселлером, спровоцировав скандал — но скандал все-таки литературный. Через три года Кальтабеллота сделал еще одно парадоксальное открытие, первым догадавшись предложить юным итальянцам «сумеречную» сагу Стефани Майер. А еще через год ушел с поста главного редактора издательства «Фаци», чтобы сосредоточиться на собственном романе «Электрический сад» (выпущен в 2010 году) — и на собственном независимом музыкальном лейбле Sleeping Star, издающем преимущественно британский панк и постпанк. Не оставляя, впрочем, и литературу — будучи консультантом еще в одном независимом издательстве, «Эллиот наррационе».

С Симоне мы выпили пива в «Китайском летчике Джао Да» (он со знанием дела осмотрел клуб и остался весьма доволен), накупили книг в «Циолковском» и «Библио-Глобусе» (он непременно хотел найти «Дом, в котором...», потому что познакомился на ММКВЯ с Мариам Петросян и она его очень заинтересовала). И, конечно, поговорили о независимом книгоиздании.


— В «Википедии» сказано, что ты «открыл» Мелиссу П. Это действительно так?

— Да, так. С этой книгой забавно получилось. Мелиссе было 16 лет. Она много читала, писала, но ей было 16 лет, совсем неопытная. Она написала эту книгу и разослала ее по адресам info@... сорока известных издательств, которые нашла в интернете — мелких она просто не знала. Я, как редактор «Фаци», тоже получил ее письмо: «Мне 16 лет, я написала роман, мне кажется, что он очень сильный, и т.д.». Я решил, что это шутка одного моего друга, притворившегося 16-летней девочкой. Меня это развеселило, и я ответил: «Присылай, посмотрим». Потом выяснилось, что из сорока издательств ответил я один. Рукопись действительно пришла, я прочитал ее и понял, что у этой девочки есть что-то — есть голос, есть грусть, да, конечно, есть секс, много секса. В общем, сильная штука. Действие происходит на Сицилии, но описывает реальное положение вещей, ситуацию, очень распространенную в этом поколении, которому было пятнадцать — шестнадцать лет в начале двухтысячных. Я написал ей: «Ладно, приезжай в Рим. Только приезжай с родителями». Она ж была тогда несовершеннолетняя, и ситуация была щекотливая, потому что книга на очень щекотливую тему. Она действительно приехала со своим отцом, у того не было возражений, и мы начали работать над книгой. Работать пришлось много, и Мелисса показала себя большим молодцом, она профессионально к этому отнеслась. Когда мне казалось, что надо что-то поменять, она это меняла. Работа заняла несколько месяцев. Наконец книга вышла, и никто не ожидал такого безумного взрыва.

— Даже ты?

— Даже я. Я надеялся на успех, на пятьдесят тысяч экземпляров. Но не на три миллиона! И не на то, что она будет в топах продаж в Германии, Великобритании, Турции... Не знаю, как в России, но мировым феноменом она стала.

— А твое начальство в «Фаци» не было смущено содержанием? У них не было сомнений?

— Мы в «Фаци» вдвоем работали. Сам Элидо Фаци был издателем, а я — редактором. Конечно, были еще технические специалисты, всего около десятка, дружная команда, но все решали мы вдвоем. Я доверял ему в вопросах бизнеса, а он мне — в редакционных. Я сказал ему, что это сильная книга. Конечно, она вызовет скандал, но это реальная, настоящая книга. Потому что о сексе писать легко. Но сколько уже было книг о сексе, которые провалились в продаже? Ей удалось написать очень личную книгу, которая бьет под дых. Множество парней и девчонок, не только ее погодков, в этой книге узнавали себя. Для них секс был как наркотик, как способ отстраниться, забыться, уйти от вопросов, понимаешь? И ей удалось передать это безыскусным, но подлинным языком. Прочел я, прочел издатель — и мы оба решили: «Разумеется, это надо издавать!»

Да, поднялась большая полемика. Говорили, что это жульничество, что это не она сама писала. Но в действительности она просто очень рано повзрослела. Во всех смыслах. Сейчас она опубликовала уже третий роман, в «Эйнауди», и готовит четвертый, в «Бомпьяни», то есть в крупнейших издательствах Италии.

— Ну да, я знаю «Бомпьяни» как издателя Умберто Эко.

— Вот-вот, Эко, Уэльбека. И меня, между прочим... Как бы там ни было, Мелиссе Панарелло сейчас неполных двадцать шесть лет, она нашла свою дорогу.

— Выход «Ста прикосновений», безусловно, стал событием. Но можно ли это считать событием собственно литературным?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›