В писательском микрокосме, становящемся равном микроблогу.

Оцените материал

Просмотров: 15166

Два поля

Игорь Гулин · 01/02/2012
Две вполне живые русские литературы никогда не встретятся лицом к лицу, но между ними постепенно возникает пространство диалога, – считает ИГОРЬ ГУЛИН

Имена:  Анатолий Гаврилов · Дмитрий Данилов · Илья Кукулин · Лев Данилкин · Михаил Шишкин · Николай Байтов · Николай Кононов · Ольга Зондберг

©  Павел Пахомов

Два поля
 

1.

В современной русской литературе сложилась парадоксальная ситуация. О ней, в общем-то, все знают, и фрагментами то, о чем я попробую тут сказать, многократно описано. Но хотя бы в приблизительной целостности это положение, кажется, так и не отрефлексировано. Я скорее не готов предложить сейчас внятное его толкование, но хотел бы указать на его необходимость.

Кажется, что в русской словесности в течение уже лет десяти есть одновременно два расцвета. Говоря о расцвете, я сейчас имею в виду даже не появление большого количества выдающихся текстов, а его диагностирование, уверенность критики в потенции, целях и средствах определенного типа литературы. В общем, сознание расцвета.

С одной стороны, есть расцвет романа идей, нового реализма, жанровой литературы с идеологической подложкой и прочих соприродных явлений. Это, в общем, очевидно. По словам Льва Данилкина, одного из главных апологетов этого самого романа идей, «простые подсчеты показывают, что во времена Белинского в год появлялось 2—3 заслуживающих разговора романа, при Чуковском — 7—8, теперь 50—60». С другой стороны — расцвет инновативной поэзии и отчасти прилегающей к ней малой прозы. Описывать его симптомы можно долго, хотя они, само собой, менее громкие. Из последних — хотя бы появление популяризирующей современную поэзию телепрограммы «Вслух».

Интересно то, что расцветы эти абсолютно синхронны — пик обоих приходится на середину 2000-х, сейчас в обоих наблюдается, кажется, некоторый спад (скорее колебательный, чем решительный). Но в этой синхронности они друг для друга практически не существуют. Единственный и не такой уж частый вариант осознания одного другим — отрицание, причем не как неверной синхронной альтернативы, а как прошлого. «Инновативный» расцвет для романного — пережиток вседозволенности постмодерна 90-х. В свою очередь, расцвет романа идей для инновативной поэзии и прозы — это реванш ограниченной и идеологизированной советской литературы в той или иной форме: соцреалистической, либерально-толстожурнальной и пр.

Очевидно, что я в этом споре совсем не беспристрастен и вовсе не имею в виду выступать с неангажированной позиции. Попытка отстраниться здесь нужна для того, чтобы не говорить «а может быть, мы не правы», а попробовать выяснить структуру ситуации.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • ninasadur· 2012-02-02 15:16:45
    мысль про две литературы интересна. но, на мой взгляд, искусственна. В советское время да, было две литературы. А сейчас бесформенный хаос. притом, что полноценный яркий писатель, изгоняется из литературного поля лютее и сумасшедшее, чем в цензурное советское время. Никакого такого диалога между литературами нет. И быть не может. Использование приёмов не есть диалог.
    Мысль, как мысль, да, занятная. Но к реальной (жалкой и постыдной) литературной ситуации в России, отношения не имеет.
    И одна деталь: наукообразные термины, к которым большая слабость у Опенспейса, это... ну это... - словом, инновативная поэзия.
  • gulinoty· 2012-02-02 15:49:31
    Нина Николаевна, насчет диалога - я согласен, что это не очень удачное тут слово. скорее я имел ввиду что-то вроде синхронизации, возможности сознательного соотнесения этих литератур для читателя (я об этом пишу в конце).
    в советское время, как мы сейчас понимаем, эта граница была не такая уж непроницаемая, и посредничающих фигур было довольно много (самое очевидное - случай непонятного статуса Битова, который и там и тут (об этом пишет много Станислав Савицкий)).
    я в силу возраста не очень могу сказать, как это тогда чувствовалось, впрочем.
    но главное, что там две литературы были институциализированы и неизбежны, а тут это совсем стихийное явление.

    и конечно есть множество авторов, в том числе замечательных писателей, которые в эту схему не укладываются. но без первоначального огрубления бывает сложно разобраться.

    а "инновативная поэзия" - термин Ильи Куклина. я не знаю, как это еще назвать, мне кажется, он удачный.

  • ninasadur· 2012-02-02 16:18:15
    Игорь, сама Ваша статья изящная и остроумная, как всё, что вы пишите. Но, повторюсь, к реальной ситуации отношения не имеет. Начнём с Битова. Для Битова писательство всегда было бизнесом. это ж видно. и виден итог: худосочное творчество. и неинтересно о нём. а сегодня странное, на мой взгляд, бесноватое пространство установилось: неоправданное тщеславие непотяно каких авторов (Славникова та же, Прилепин) и проч. и голодноватое шныряние безграмотных издателей. Но эта ситуация в культуре вообще, в театре например. Главная проблема художественного пространства в России, уничтожение профессионализма в професси. А что такое диалог двух литератур? и возраст неважен, есть ведь тексты, книги, в них и видно был диалог или по-просту "признанные" обдирали беззвестных (как Евг.Харитонова, как Всеволода Некрасова)... это не диалог а плагиат. А про терминологию наукообразную, Вам она мне кажется не нужна. Вы свободно думаете и пишите по-русски... терминология опенспейса... например: "актуальный писатель." Каково? Там ещё в статье у Вас место про глобальные потрясения и отсутствие идеологии, мне кажется писатель занят творчеством, оно не так зависит от внешних факторов как работа журналиста. отсюда и "актуальная" литература. Простите за сумбурный ответ.
  • михаил липскеров· 2012-02-02 16:24:29
    А что, разбираться нужно...? Какая польза литературе, если всех лошадей - по стойлам. Тем более, всего - по двум. Как быть с иноходцами?
  • ninasadur· 2012-02-02 16:30:26
    Михаил, это такая интеллектуальная игра: классифицировать литературу. Отдельная профессия. И ею, кстати, владеют ещё меньшие, чем профессией писателя. Игра ни для чего. Как и литература. У Гулина, это, кстати, выходит.
  • gulinoty· 2012-02-02 16:57:16
    Нина Николаевна, просто я пытаюсь писать и про внутреннее качество (творчество), и про, условно, социологию литературы. мне кажется, какие-то важные вещи часто понимаешь на их стыке.
    я вовсе не думаю, что Битов - хороший писатель, но это не делает его положение менее интересным - именно с точки зрения соотношения официальной и неофициальной культур. пишущий, кажется, все же сильно зависит от внешних, втч идеологических, факторов, а если не зависит, или зависит по-другому - это отдельная важная вещь, о которой стоит говорить. (те же тексты Харитонова или Улитина совсем невозможно представить написанными не в 60-х-70-х.) и я как раз пытаюсь писать про такое "по-другому".
  • аида айрапетян· 2012-02-02 20:37:40
    Битов - хороший писатель, а Нина Садур нет. Да что там говорить, Битов останется в истории русской литературы, а про Садур и сейчас то никто не знает. Считать себя хорошей писательницей только потому что тебя никто не читает( не читает словесную окрошку) - патология .
  • vantz· 2012-02-02 22:43:37
    Предполагаю, что в будущем, которое отстоит от нас на такой же интервал, как мы от времен Чуковского, будут говорить, что в наше время появилось 7-8 заслуживающих внимания романов, а в еще более далеком будущем, что 2-3. А может и вообще 0.

    Лучше бы 0, поскольку время на чтение у каждого конкретного человека не бесконечно и мне было бы жаль, если бы Гоголю или Хармсу пришлось потесниться, чтобы дать место Фанайловой или Прилепину. Ну, то есть, мне самому-то будет уже все равно, конечно, но жалко потомков. Хе-хе, своим детям завещаю - не тратьте время на современную литературу, потом пожалеете, что слишком мало Булгакова читали, да уж поздно будет!.. )))
  • Alexandr Butskikh· 2012-02-03 07:35:22
    Для меня Битов всегда был невыносимо скучным писателем. Прочитав комментарий Н. Садур, немедленно согласился. Очень странное место у этого писателя. Вот он есть, а вот его нет.
    А Н. Садур я знаю не только по переписке на этом сайте, но и как писателя.
    Так что, аида айрапетян неправа.
    А если измерять качество литературы количеством "знающих", то будет как музыкой в РФии.
    Самый популярный и зарабатывающий исполнитель - Стас Михайлов.
    Ну и что?
  • Diane Miatchikova· 2012-02-16 00:12:06
    Нина, Нина, там не про Битова, а про Байтова. Причем Байтов круче)

    ___________________

    Игорь, замечательный текст, как всегда, снимаю розовую шляпу с пером.

    Однако маленькое, но важное замечание: сведЕние "другой" (термин вернулся из конца 80-х, забавно) прозы к поэзии - сильное упрощение. Да, литература, избавленная от социальности, лицом к человеку, к философии, к архитектонике и семантике вершинных достижений зарубежной словесности 20-го века, языковая чуткость и тд. Но когда произносится слово "поэзия", многим хочется априори от такой "параллельной" (и лучшей, кстати, да) прозы отмахнуться, так как невольно подразумеваются столбцы и другой инструментарий чисто формальных экспериментов.

    Причем у того же Байтова - проза и поэзия разделены более чем.





Все новости ›