Хлеборез Симаков и кухонный рабочий Каменев воруют буханками хлеб, растаскивают сельди и пьянствуют.

Оцените материал

Просмотров: 46399

Алексей Белокрыс. «Дирижаблестрой» на Долгопрудной: 1934-й, один год из жизни

Алексей Белокрыс · 24/06/2011
Глава из книги об уникальном советском предприятии, занимавшемся производством дирижаблей

Имена:  Алексей Белокрыс

©  Издательство «Paulsen»

Вывод дирижабля В-4 из эллинга, снимок 1933 г. Фото из архива Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА)

Вывод дирижабля В-4 из эллинга, снимок 1933 г. Фото из архива Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА)

Книга Алексея Белокрыса «”Дирижаблестрой” на Долгопрудной: 1934-й, один год из жизни» посвящена советскому предприятию по постройке дирижаблей. Автор книги выстраивает не сухую хронику одного года недолгой жизни советского дирижаблестроения, но предпринимает довольно подробный экскурс в повседневную, бытовую жизнь работников предприятия, отраженную в статьях местной многотиражки. Персонажи статей, писем в редакцию и заметок рабкоров как будто сошли со страниц Зощенко — хотя на самом деле, разумеется, дело было наоборот. Зав. столовой №1 Цветков присваивает три с половиной килограмма крымских яблок, хлеборез Симаков «растаскивает сельди», борьба с тараканами не проводится, «так как работники комендатуры слишком хитры». Из всех этих забавных на первый взгляд деталей возникает, по прочтении книги целиком, довольно страшная картина человеческой жизни в нечеловеческих условиях — а к декабрю «Дирижаблестроя» краем касается тень грядущего Большого Террора: в декабре, после убийства С.М. Кирова, в газете появляются заголовки вроде «Беспощадно расправляться с классовым врагом», механик гаража Ломов вносит предложение присвоить городку имя Кирова, а общее собрание стрелков охраны «Дирижаблестроя» просит «советское правительство к убийце и его вдохновителям применить высшую меру социальной защиты». Книга иллюстрирована редкими фотографиями, часть которых мы также предлагаем вашему вниманию. OPENSPACE.RU публикует третью главу хроники с незначительными сокращениями.

Книга выходит на днях в московском издательстве «Paulsen».


Март. На спасение челюскинцев! И в небо на «сферике»

На площадке Дирижаблестроя работало 191 членов и кандидатов в члены ВКП(б) и 237 комсомольцев. С середины февраля вся страна, а вместе с ней и весь мир, затаив дыхание, следили за судьбой отважного экипажа затонувшего парохода «Челюскин». На его спасение были брошены все имеющиеся у Советского Союза силы — самолёты и корабли.

Не забыли и о дирижаблях. По приказу правительственной комиссии на Дирижаблестрое снарядили экспедицию для отправки на Дальний Восток. По мысли организаторов, дирижабли должны были обеспечить важное преимущество там, где окажутся бессильны самолёты, — в стеснённых условиях, когда недостаточно места для посадки и взлёта. Впрочем, с самого начала подчёркивалось, что дирижабли рассматриваются лишь как резервное, вспомогательное средство, которое будет задействовано лишь в самом крайнем случае.

Начальником экспедиции назначили опытного воздухоплавателя Э. К. Бирнбаума, его помощником и одновременно политруком экспедиции — начальника группы изысканий Порта Ф. Ф. Ассберга. Главным инженером стал Карелин, помощником по хозяйственной части — Панайотти, агентом для поручений — Серов. Решено было отправить на помощь челюскинцам дирижабли В-2 и В-4. Ремонт В-4 к этому моменту уже закончили. А вот В-2 находился в Ленинграде, и Ассбергу было поручено отправиться туда, в трёхдневный срок разобрать корабль и отправить его в Москву. На Дирижаблестрое разобрать и погрузить в ящики В-4 должен был начальник Порта Соловьёв. Начальнику Верфи тов. Насеконику ставилась задача подготовить к погрузке всё необходимое газовое и другое оборудование. Как сообщала правительственная комиссия, экспедиция была снабжена «соответствующим запасом оборудования и материалами для сборки и, возможно, ремонта вне эллинга, газовыми установками, а также подогревателями моторов, воды и маслогрейками. Для приёма и старта дирижаблей без наземной команды специально изготовлено приспособление с расчётом работы в арктических условиях». <…>

Экспедиция выехала по железной дороге с Долгопрудной 8 марта. В этот же день из долгопрудненского Порта дирижаблей в свободный агитационный полёт в честь Международного женского дня отправился сферический аэростат («сферик», как тогда говорили) с женским экипажем на борту — пилотом Верой Митягиной и бортмехаником Евгенией Ховриной. По всему маршруту аэростат должен был сбрасывать газеты «Ударная» и «Советский дирижаблист», а по окончании полёта в ближайшем колхозе аэронавткам предстояло провести общее собрание женщин «по вопросу 8 марта и наших достижений в дирижаблестроении». Полёт удался, и газета поместила об этом важном событии репортаж в приподнятом тоне.

Женщины овладевают техникой лётного дела

Выполняя лозунг В. И. Ленина о раскрепощении женщин и привлечении их во все поры социалистического строительства и к управлению государством, Партия и Правительство добились на этом фронте больших успехов. В Московском Центральном порту дирижаблей также имеется ряд женщин, которые путём неустанной работы над собой, грызя гранит науки, овладевают техникой кораблевождения. Мы имеем хороших пилотов свободных аэростатов — Митягину и Эйхенвальд, которые в то же время работают в качестве штурвальных на воздушных кораблях. Мы имеем бортмеханика т. Ховрину, которая изучает моторное хозяйство и управление мотором. 8-го марта в целях повышения дальнейшей квалификации и в честь Международного женского дня Центральный порт дирижаблей выпустил в свободный полёт сферический аэростат объёмом 900 куб. метров под управлением пилота Митягиной, совместно с бортмехаником корабля В-1 тов. Ховриной.

Старт сферического аэростата с площадки Долгопрудной был дан в 9 час. 30 мин. Через 4 часа пилоты опустились на территории Ермаковского сельсовета Ярославского района. Т. Митягиной и т. Ховриной колхозники организовали горячий приём. В 4 часа дня они выступили на женском собрании в колхозе им. 15 годовщины Октября и после проведения митинга отправили телеграмму Н. К. Крупской следующего содержания: «Экипаж сфероаэростата ВР-6 Митягина и Ховрина, пробыв в воздухе 4 часа, благополучно спустился в Ярославский район. Совместно с колхозниками Ермаковского сельсовета шлём Вам свой привет в день 8-го марта. Экипаж — Митягина и Ховрина».

Этот полёт, как и предшествовавшие ему и будущие полёты на сфериках и дирижаблях, постепенно, шаг за шагом закаляют женщин-воздухоплавательниц и помогают им овладевать техникой пилотирования. В день 8 марта указанные товарищи Ховрина и Митягина продемонстрировали участие женщин на одном из участков социалистического строительства — в советском воздухоплавании.


Соловьёв.

©  Издательство «Paulsen»

Дирижабль В-4 над лётным полем Дирижаблестроя. На заднем плане деревянный эллинг

Дирижабль В-4 над лётным полем Дирижаблестроя. На заднем плане деревянный эллинг

<…> На земле, на Дирижаблестрое, в это время чествовали передовых работниц, ударниц: старшую свинарку, бригадира Лианозовского отделения совхоза Дирижаблестроя Марию Кулистикову; экспедитора Валекову; делопроизводителя секретной части Чуйкову; заведующую карточным бюро Бузинову; на Верфи — слесаря-ударницу Наукину; в Граждавиастрое — бригадира ударной бригады женщин-чернорабочих Пудовкину и звеньевую нацменок Хакимову; в ОРСе — ударниц столовой № 2 Когтеву и Барабанову и многих других. Женщины Дирижаблестроя в эти дни отчисляли свой дневной заработок в пользу женщин-работниц Австрии, участвовавших вместе с рабочими в борьбе на баррикадах против фашистов. И брали на себя разнообразные обязательства.

Объявляю себя мобилизованной

Вместе с большими достижениями в повышении культурного уровня трудящихся женщин у нас имеется много недостатков. Работа среди женщин домохозяек, проживающих в домах площадки, а в особенности в бараках Граждавиастроя, не проводится, среди женщин имеется много нацменок, с которыми также не ведётся никакой культурной работы, не организовано никаких кружков, курсов, женщины просиживают вечера дома вместо того, чтобы пойти в клуб и провести там культурный отдых.

В день 8-го марта ударники производства должны взять на себя обязательство культурного шефства над отсталой женщиной. На это я считаю себя мобилизованной.


Ромашкова

Всего на Граждавиастрое в это время работало 13 женских производственных бригад общим числом 193 человека. А численность молодёжи на площадке Дирижаблестроя составляла 1038 человек.

На производстве тем временем инженеры-конструкторы жаловались на низкое качество чертёжного инструмента: обычно линейки, резины и угольники не пригодны к работе, карандаши прескверного качества. Трудно было работать в холодных помещениях. Им вторили строители. Дирижаблестрою не хватало леса, фибролита, песка и бутового камня. Было плохо с деньгами. Готовых объектов требовали, но не давали вовремя основной части проектов и производственно-технических смет. Всё так же очень остро стоял вопрос с водой и электроснабжением. Как сообщали газете, в ужасном состоянии пребывал механический транспорт на строительстве: все грузовые машины были неисправны, а лошадей не хватало даже для перевозки остро необходимых материалов. Нередко возникали проблемы с выплатой заработной платы: случались задержки до полутора месяцев. Были и другие неурядицы и недоработки.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • plblk· 2011-06-24 21:10:36
    Боже мой, невероятно, это же мой папа!
  • Stanislav Lvovsky· 2011-06-25 04:18:39
    Кто из?
  • plblk· 2011-06-25 04:25:59
    Алексей Белокрыс, собственно.
Читать все комментарии ›
Все новости ›