Хлеборез Симаков и кухонный рабочий Каменев воруют буханками хлеб, растаскивают сельди и пьянствуют.

Оцените материал

Просмотров: 46444

Алексей Белокрыс. «Дирижаблестрой» на Долгопрудной: 1934-й, один год из жизни

Алексей Белокрыс · 24/06/2011
Глава из книги об уникальном советском предприятии, занимавшемся производством дирижаблей

Имена:  Алексей Белокрыс

©  Издательство «Paulsen»

Вывод дирижабля В-4 из эллинга, снимок 1933 г. Фото из архива Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА)

Вывод дирижабля В-4 из эллинга, снимок 1933 г. Фото из архива Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА)

Книга Алексея Белокрыса «”Дирижаблестрой” на Долгопрудной: 1934-й, один год из жизни» посвящена советскому предприятию по постройке дирижаблей. Автор книги выстраивает не сухую хронику одного года недолгой жизни советского дирижаблестроения, но предпринимает довольно подробный экскурс в повседневную, бытовую жизнь работников предприятия, отраженную в статьях местной многотиражки. Персонажи статей, писем в редакцию и заметок рабкоров как будто сошли со страниц Зощенко — хотя на самом деле, разумеется, дело было наоборот. Зав. столовой №1 Цветков присваивает три с половиной килограмма крымских яблок, хлеборез Симаков «растаскивает сельди», борьба с тараканами не проводится, «так как работники комендатуры слишком хитры». Из всех этих забавных на первый взгляд деталей возникает, по прочтении книги целиком, довольно страшная картина человеческой жизни в нечеловеческих условиях — а к декабрю «Дирижаблестроя» краем касается тень грядущего Большого Террора: в декабре, после убийства С.М. Кирова, в газете появляются заголовки вроде «Беспощадно расправляться с классовым врагом», механик гаража Ломов вносит предложение присвоить городку имя Кирова, а общее собрание стрелков охраны «Дирижаблестроя» просит «советское правительство к убийце и его вдохновителям применить высшую меру социальной защиты». Книга иллюстрирована редкими фотографиями, часть которых мы также предлагаем вашему вниманию. OPENSPACE.RU публикует третью главу хроники с незначительными сокращениями.

Книга выходит на днях в московском издательстве «Paulsen».


Март. На спасение челюскинцев! И в небо на «сферике»

На площадке Дирижаблестроя работало 191 членов и кандидатов в члены ВКП(б) и 237 комсомольцев. С середины февраля вся страна, а вместе с ней и весь мир, затаив дыхание, следили за судьбой отважного экипажа затонувшего парохода «Челюскин». На его спасение были брошены все имеющиеся у Советского Союза силы — самолёты и корабли.

Не забыли и о дирижаблях. По приказу правительственной комиссии на Дирижаблестрое снарядили экспедицию для отправки на Дальний Восток. По мысли организаторов, дирижабли должны были обеспечить важное преимущество там, где окажутся бессильны самолёты, — в стеснённых условиях, когда недостаточно места для посадки и взлёта. Впрочем, с самого начала подчёркивалось, что дирижабли рассматриваются лишь как резервное, вспомогательное средство, которое будет задействовано лишь в самом крайнем случае.

Начальником экспедиции назначили опытного воздухоплавателя Э. К. Бирнбаума, его помощником и одновременно политруком экспедиции — начальника группы изысканий Порта Ф. Ф. Ассберга. Главным инженером стал Карелин, помощником по хозяйственной части — Панайотти, агентом для поручений — Серов. Решено было отправить на помощь челюскинцам дирижабли В-2 и В-4. Ремонт В-4 к этому моменту уже закончили. А вот В-2 находился в Ленинграде, и Ассбергу было поручено отправиться туда, в трёхдневный срок разобрать корабль и отправить его в Москву. На Дирижаблестрое разобрать и погрузить в ящики В-4 должен был начальник Порта Соловьёв. Начальнику Верфи тов. Насеконику ставилась задача подготовить к погрузке всё необходимое газовое и другое оборудование. Как сообщала правительственная комиссия, экспедиция была снабжена «соответствующим запасом оборудования и материалами для сборки и, возможно, ремонта вне эллинга, газовыми установками, а также подогревателями моторов, воды и маслогрейками. Для приёма и старта дирижаблей без наземной команды специально изготовлено приспособление с расчётом работы в арктических условиях». <…>

Экспедиция выехала по железной дороге с Долгопрудной 8 марта. В этот же день из долгопрудненского Порта дирижаблей в свободный агитационный полёт в честь Международного женского дня отправился сферический аэростат («сферик», как тогда говорили) с женским экипажем на борту — пилотом Верой Митягиной и бортмехаником Евгенией Ховриной. По всему маршруту аэростат должен был сбрасывать газеты «Ударная» и «Советский дирижаблист», а по окончании полёта в ближайшем колхозе аэронавткам предстояло провести общее собрание женщин «по вопросу 8 марта и наших достижений в дирижаблестроении». Полёт удался, и газета поместила об этом важном событии репортаж в приподнятом тоне.

Женщины овладевают техникой лётного дела

Выполняя лозунг В. И. Ленина о раскрепощении женщин и привлечении их во все поры социалистического строительства и к управлению государством, Партия и Правительство добились на этом фронте больших успехов. В Московском Центральном порту дирижаблей также имеется ряд женщин, которые путём неустанной работы над собой, грызя гранит науки, овладевают техникой кораблевождения. Мы имеем хороших пилотов свободных аэростатов — Митягину и Эйхенвальд, которые в то же время работают в качестве штурвальных на воздушных кораблях. Мы имеем бортмеханика т. Ховрину, которая изучает моторное хозяйство и управление мотором. 8-го марта в целях повышения дальнейшей квалификации и в честь Международного женского дня Центральный порт дирижаблей выпустил в свободный полёт сферический аэростат объёмом 900 куб. метров под управлением пилота Митягиной, совместно с бортмехаником корабля В-1 тов. Ховриной.

Старт сферического аэростата с площадки Долгопрудной был дан в 9 час. 30 мин. Через 4 часа пилоты опустились на территории Ермаковского сельсовета Ярославского района. Т. Митягиной и т. Ховриной колхозники организовали горячий приём. В 4 часа дня они выступили на женском собрании в колхозе им. 15 годовщины Октября и после проведения митинга отправили телеграмму Н. К. Крупской следующего содержания: «Экипаж сфероаэростата ВР-6 Митягина и Ховрина, пробыв в воздухе 4 часа, благополучно спустился в Ярославский район. Совместно с колхозниками Ермаковского сельсовета шлём Вам свой привет в день 8-го марта. Экипаж — Митягина и Ховрина».

Этот полёт, как и предшествовавшие ему и будущие полёты на сфериках и дирижаблях, постепенно, шаг за шагом закаляют женщин-воздухоплавательниц и помогают им овладевать техникой пилотирования. В день 8 марта указанные товарищи Ховрина и Митягина продемонстрировали участие женщин на одном из участков социалистического строительства — в советском воздухоплавании.


Соловьёв.

©  Издательство «Paulsen»

Дирижабль В-4 над лётным полем Дирижаблестроя. На заднем плане деревянный эллинг

Дирижабль В-4 над лётным полем Дирижаблестроя. На заднем плане деревянный эллинг

<…> На земле, на Дирижаблестрое, в это время чествовали передовых работниц, ударниц: старшую свинарку, бригадира Лианозовского отделения совхоза Дирижаблестроя Марию Кулистикову; экспедитора Валекову; делопроизводителя секретной части Чуйкову; заведующую карточным бюро Бузинову; на Верфи — слесаря-ударницу Наукину; в Граждавиастрое — бригадира ударной бригады женщин-чернорабочих Пудовкину и звеньевую нацменок Хакимову; в ОРСе — ударниц столовой № 2 Когтеву и Барабанову и многих других. Женщины Дирижаблестроя в эти дни отчисляли свой дневной заработок в пользу женщин-работниц Австрии, участвовавших вместе с рабочими в борьбе на баррикадах против фашистов. И брали на себя разнообразные обязательства.

Объявляю себя мобилизованной

Вместе с большими достижениями в повышении культурного уровня трудящихся женщин у нас имеется много недостатков. Работа среди женщин домохозяек, проживающих в домах площадки, а в особенности в бараках Граждавиастроя, не проводится, среди женщин имеется много нацменок, с которыми также не ведётся никакой культурной работы, не организовано никаких кружков, курсов, женщины просиживают вечера дома вместо того, чтобы пойти в клуб и провести там культурный отдых.

В день 8-го марта ударники производства должны взять на себя обязательство культурного шефства над отсталой женщиной. На это я считаю себя мобилизованной.


Ромашкова

Всего на Граждавиастрое в это время работало 13 женских производственных бригад общим числом 193 человека. А численность молодёжи на площадке Дирижаблестроя составляла 1038 человек.

На производстве тем временем инженеры-конструкторы жаловались на низкое качество чертёжного инструмента: обычно линейки, резины и угольники не пригодны к работе, карандаши прескверного качества. Трудно было работать в холодных помещениях. Им вторили строители. Дирижаблестрою не хватало леса, фибролита, песка и бутового камня. Было плохо с деньгами. Готовых объектов требовали, но не давали вовремя основной части проектов и производственно-технических смет. Всё так же очень остро стоял вопрос с водой и электроснабжением. Как сообщали газете, в ужасном состоянии пребывал механический транспорт на строительстве: все грузовые машины были неисправны, а лошадей не хватало даже для перевозки остро необходимых материалов. Нередко возникали проблемы с выплатой заработной платы: случались задержки до полутора месяцев. Были и другие неурядицы и недоработки.

{-page-}

©  Издательство «Paulsen»

Проходная Верфи и Порта Дирижаблестроя. Лозунг сверху: Гражданский воздушный флот - могучее орудие социалистической техники

Проходная Верфи и Порта Дирижаблестроя. Лозунг сверху: Гражданский воздушный флот - могучее орудие социалистической техники

Участки под строительство не оформлены

Прошла осень, на исходе зима, а земельные участки для строительства ещё полностью Моссоветом, Мособлисполкомом не отведены. Отведено только 256 га, а требуется 600 га. Ответственны за это тт. Филиппов и Будянов. Пора с них потребовать отчёта и ответственности за выполнение порученного им дела. <…>

Постоянным источником проблем оставался дирижаблестроевский ОРС (Отдел рабочего снабжения. — OS). Жители посёлка жаловались на скудный ассортимент обоих магазинов (их тогда было два); временами пустующие, а то и вовсе закрытые по нескольку дней буфеты, их однообразный ассортимент — часто продавался один только винегрет с рыбой; сетовали на нехватку чайной посуды.

В столовых правили бал огромные очереди, ждать обеда приходилось по часу и больше. Кстати, питание в столовых тогда было организовано через подавальщиц-официанток. Посетитель сначала выстаивал очередь в кассу, делал заказ по меню, платил, а потом ожидал заказанного за столом. По линии рабочего питания и снабжения были и успехи. Ещё в прошлом году Дирижаблестрой снабжался хлебом из Москвы. Перед Новым годом в посёлке наладили собственное хлебопечение, и пекарня выдавала по 1 600 кг хлеба ежедневно. Хлебом из пекарни снабжался не только сам посёлок, но также Лианозовский вагоностроительный завод и совхоз Дирижаблестроя. Правда, качество хлеба часто бывало неудовлетворительным: потребители жаловались на его неприглядную внешность, толстые, сожжённые и отстающие корки; часто тесто забывали солить. «Добились количества, теперь пора работать над качеством!» — призывала хлебопёков газета.

Не обходилось в ОРСе и без банального воровства. Пойманных клеймили со страниц газеты, наказывали, выгоняли с работы и судили, но на их место являлись новые охотники до лёгкой наживы.

Требование общественности

Партия, рабочий класс, колхозники ежечасно, ежедневно борются за охрану социалистической собственности. Они беспощадно разоблачают и изгоняют вон из своих рядов врагов социалистической стройки — рвачей, лодырей и воров. Наш ОРС — не исключение. У него тоже оказались такие люди. Зав. маг. № 1 Бузинов и продавец Богомолов в мёд подливали килограммами воды, примешивали муку и продавали его потребителям за высококачественный продукт. Зав. столовой № 1 Цветков присвоил, украл 3,5 ящика крымских яблок, 1 мешок крупчатой муки и 15 кгр. осетрины.

Бузинов, Богомолов и Цветков — эти разложившиеся негодяи, шкурники сняты с работы, исключены и изгнаны из партии, профсоюза и отданы под суд. Общественность Дирижаблестроя просит судебно-следственные органы ускорить следствие и судить их показательным судом на территории Дирижаблестроя.


А.

*

©  Издательство «Paulsen»

Монтаж металлического эллинга

Монтаж металлического эллинга

Администрация столовой № 2 скрывает преступление

В столовой № 2 хлеборез Симаков и кухонный рабочий Каменев воруют буханками хлеб, растаскивают сельди и пьянствуют. Администрация столовой и поварá кухни знают эти безобразия, но скрывают и мер к ликвидации этих преступлений не принимают.

Шапыркин, Чепелев, Нестеров

<…>

ОРС элементарно не поспевал за нуждами разросшегося посёлка, и его было решено реорганизовать, разделив с 15 марта на три филиала: 1). филиал № 1, обслуживающий Верфь и Порт; 2). филиал № 2, обслуживающий строительство Дирижаблестроя; 3). филиал № 3 — городской магазин ОРСа. <…> В структуре филиала № 2 были предусмотрены: столовая № 2; магазин № 2; две хлебных палатки; буфеты — при столовой № 2, при управлении строительства Стальмоста и при будущей столовой ИТР. Последнюю устраивали в здании столовой № 2, где оборудовался специальный ИТРов-ский зал с отдельной кухней и приготовлением пищи. К слову сказать, вопреки представлениям о всеобщем равенстве в советском обществе, командование, ИТР и рабочие Дирижаблестроя питались и снабжались по разным нормам и ценам. Недобросовестные работники прилавка пользовались этим, и потому, например, нередки были жалобы на то, что в столовых «по знакомству» продают ИТРовские обеды, более вкусные и калорийные, по цене обычных рабочих обедов. <...> Рабочие регулярно обращали внимание руководства на бытовые недостатки.

Сделать кубовую и прачечную

С бытовыми условиями на площадке до сих пор ещё плохо, примером может служить отсутствие прачечной, а одиночек ведь немало, которые проживают в домах-бараках, коим приходится ездить в Москву и возить туда для стирки бельё. Имеющаяся кубовая (кубовая — помещение, где располагается куб или титан — большая ёмкость для подогрева воды, используемой в пищевых или хозяйственных целях — прим. авт.) не может обслужить всего населения, да и та работает с большими перебоями. Сделанная 2-я кубовая ещё осенью, а почему-то не работает ещё до сих пор. Мы требуем от администрации Дирижаблестроя срочно разрешить столь важные два вопроса, как то постройка кубовой и прачечной.

Седов И., Данилов И.

*


©  Издательство «Paulsen»

Изготовление оболочки дирижабля в баллонном цехе

Изготовление оболочки дирижабля в баллонном цехе

Вниманию санитарной комиссии

Много тараканов в жилых домах на площадке, а борьбы с ними не проводится, так как работники комендатуры слишком хитры. Они думают, что недостаток в жилой площади поможет им выселить уже живущих в домах довольно продолжительное время и вселить в них новых жильцов.

Седов

Частым объектом критики в газетных публикациях был стиль работы иных руководящих служащих.

Запах очень подозрительный

Бухгалтерия Дирижаблестроя — где порядок, чёткость, своевременность и хорошее обращение с посетителями. Так кажется каждому, кто заходит туда. Для того чтобы не каждый заходил или, по крайней мере, после первого раза посещения больше не решался заходить, посадили у самой двери бухгалтера Евдокимову.

Блондинка, крашеные губы, напудренная, с виду довольно хороший человек. А на самом деле — самая грубая бюрократка, как выражаются посетители после посещения расчётной части. «К чёрту! Мне некогда, приходите позднее, я разбираю приказы, не мешайте работать», — а сколько часов эта бюрократическая особа работает?

На Евдокимову было несколько заявлений тов. Зорину 2, но он не думает принимать мер к ликвидации этого бюрократизма, так как сам тоже страдает до известной степени этой болезнью.


Н.С.Л.
В.П.К.


Разоблачали корреспонденты газеты и проявления новоявленного чиновного барства.

Буфет для всех, а продукты?

Буфет конторы ГАС предназначен для всех её сотрудников. Даже пропускá выдали — не чужие вы, входите! Вы пробуете это сделать, но часто слышите неизменное «подождите», и дверь захлопывается перед самым носом. Зарвавшегося смельчака, перешагнувшего порог буфета в «запретное» время, «деликатно» за плечо попросят выйти, и всё в порядке. Тт. начальники, секретарь Касимова и стенографистка могут закусывать свободно. До других, желающих вполне законно воспользоваться свободным временем и выпить хотя бы стакан чаю, им дела нет. Кругом спокойно. Буфетчик услужливо на страже. Позвольте, тт. начальники, задать вам несколько робких вопросов. Почему разрешается Касимовой и стенографистке кушать вместе с вами при закрытых дверях, другим нет, почему общество ИТР и служащих вас шокирует, а общество секретарей, наоборот, благопристойно? И, наконец, когда администрация подумает над изжитием подобных фактов, отравляющих и без того сгущённую атмосферу конторы?

Как и все советские люди, дирижаблестроевцы регулярно выходили на субботники.

©  Издательство «Paulsen»

Предположительно, подноска бочек с силиколем на газовую станцию

Предположительно, подноска бочек с силиколем на газовую станцию

Субботник за чистоту

12 марта по инициативе партийной и профсоюзной организаций строительства был организован массовый субботник по уборке, чистке, ремонту бараков и территории, ими занимаемой. В субботнике участвовало 453 человека. Все матрацы, одеяла, подушки были выбиты от пыли и проветрены. Полы, кровати, тумбочки тщательно промыты. Весь мусор, грязь у бараков очищены. Особенно хорошо работали женщины. Слабо работали рабочие барака № 13, руководитель которого Павлов не сумел организовать инициативы и самодеятельности рабочих.

<…> Распространённым явлением того времени было шефство — «опека» одних подразделений над другими. Так, в 1934 году Верфь шефствовала над служащими ОГПУ — охранниками площадки Долгопрудной.

Осуществить шефство над дивизионом

Бюро ячейки Верфи ещё в начале ноября 1933 г. вынесло постановление о взятии шефства над дивизионом ОГПУ, охраняющим территорию Дирижаблестроя. Одновременно было предложено завкому оформить шефство, наметить конкретные мероприятия в части взаимной помощи, но до сих пор этого не сделано. В день 16-ой годовщины РККА дивизион должен был подготовить ворошиловских стрелков, но людей для этого не выделили, военной работы нет, ячейка Осоавиахима никак не соберётся организовать тир. А на годовщине ВЧК ОГПУ б/предместкома Бойков давал обещания о принятии срочных мер к оформлению и взятию конкретных мероприятий в части оказания помощи дивизиону.

Несмотря на то, что командованием дивизиона было сделано несколько докладов на собраниях рабочих, ИТР и служащих площадки, всё же до сих пор ни одна ячейка и профорганизация тесно не увязана с дивизионом, который может оказать большую помощь в проведении культмассовой работы. Ко дню 1-го мая необходимо развернуть широкую подготовку ворошиловских стрелков из нашего состава работающих, выделить инженерно-технический персонал в дивизион для проведения занятий, как то: воздухоплаванию и другим тех. предметам. Организовать тир, кружки и т. д.


Н. Лагунов

<…>

Начальство оперативно отреагировало на февральские жалобы нацмена Фахразеева на слабую культурно-массовую работу среди татар, чувашей и мордвы.

©  Издательство «Paulsen»

«Усердные плановики-строители». Из газеты «Советский дирижаблист»

«Усердные плановики-строители». Из газеты «Советский дирижаблист»

По заслугам...

По заметке рабкора Фахразеева «Внимание нацменам» парткомом и постройкомом приняты следующие меры:

1. Завклубом т. Журавлёв за слабую организацию культработы среди рабочих освобождён от занимаемой должности.


2. Зав. клубом назначен тов. Феткуллин — по национальности татарин, которому и поручено вести и организовать также спецработу среди нацменов и в особенности татар.


За постройкой новых советских дирижаблей пристально следили не только партия, правительство, наркомат обороны, но и простые советские люди — активисты Осоавиахима. В Москве 24 марта открылся V пленум Осоавиахима, на который съехались посланцы со всей страны. Одна из сборных делегаций посетила Дирижаблестрой. <…>​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • plblk· 2011-06-24 21:10:36
    Боже мой, невероятно, это же мой папа!
  • Stanislav Lvovsky· 2011-06-25 04:18:39
    Кто из?
  • plblk· 2011-06-25 04:25:59
    Алексей Белокрыс, собственно.
Читать все комментарии ›
Все новости ›