И я вдруг поняла: сейчас бы на эту крышу еще 20–30 человек, которых я люблю, – и вот она, родина.

Оцените материал

Просмотров: 8524

Сплошная враждебность

05/03/2010
Статьи Шубинского и Юрьева, скандал в Харькове и фейерверк над Центральным парком

Имена:  Александр Беляков · Александр Кабанов · Алексей Цветков · Алла Горбунова · Анастасия Афанасьева · Анна Орлицкая · Вадим Левенталь · Валерий Шубинский · Василий Бородин · Вера Павлова · Владислав Кулаков · Дмитрий Веденяпин · Дмитрий Григорьев · Екатерина Боярских · Елена Сунцова · Кирилл Бурлуцкий · Линор Горалик · Николай Звягинцев · Олег Дарк · Олег Юрьев · Ольга Мартынова · Павел Настин · Рафаэль Левчин · Сергей Бирюков · Сергей Жадан · Сергей Завьялов · Сергей Тимофеев

©  Shaheen Gallery

Джесси Брэнсфорд. Свет и тьма. 2005

Джесси Брэнсфорд. Свет и тьма. 2005

• В очередном номере «Октября» (№2, 2010) новые стихи Алексея Цветкова: «или постой я путаю тебя / и конькобежку рыжую с ногами / движок сдает но будем жить терпя / тряхнем еще а доктора солгали // устроили на речке смотр невест / стрельцова кошку шпротами кормила / я ничего не сдвинул с прежних мест / пусть в голове останется как было». В том же номере воспоминания Эры Сусловой о Давиде Самойлове: «А той зимой я получила письмо. Оно датировано 21 января 1944 года. И почерк, и адрес мне были незнакомы. Письмо пришло накануне дня моего рождения. Мне исполнялось девятнадцать лет, и судьбе было угодно сделать мне очень дорогой подарок. Надо сказать, что в годы войны переписка с незнакомыми людьми была почти нормой».

В блоке под названием «Милая корявая литература» имеет место статья Валерия Шубинского «Что и почему». Шубинский пишет по преимуществу о прозе, поскольку отталкивается от опубликованной в свое время нами статьи Ольги Мартыновой (критический блок номера, собственно, и посвящен обсуждению этого материала), но и о поэзии заходит речь: «“Поэзии для среднеинтеллигентных людей” как целостной институции сейчас нет. Но это не значит, что она не возникнет, точнее, не возродится: ведь в советское время она процветала. Потребность в ней есть и сейчас. Успех Тимура Кибирова, Бориса Рыжего, Веры Павловой, того же Дмитрия Быкова (который как стихотворец, кстати, гораздо способнее, чем как беллетрист), наконец, уже совсем недавно — юных “сетевых” поэтесс Веры Полозковой и Али Кудряшовой не случаен. Не случайно и последовательное “самоупрощение” ряда изначально “сложных” поэтов, осуществляющееся под знаком “новой искренности”, “новой эпики” или “прямого гражданского высказывания” (мне приходилось писать об этом в связи с эволюцией Воденникова и Елены Фанайловой)». Вадим Левенталь, автор текста «Верлибры, свежие верлибры», поет в том же разделе старую песню: «В тихой уютной маленькой стране, у народа без мечты, в государстве без имперских амбиций не может быть великого поэта. Тут уж надо выбирать… синтез двух позиций — либеральной и патриотической — невозможен. Если России суждено стать частью Европы по всем пунктам, то нас ждет вечный литдетсад (точнее выразился недавно Павел Пепперштейн, но слово непечатное, поэтому привести его тут нет возможности). Если Бог дарует России великую судьбу, то у нас обязательно будет великая литература». Требует, в общем, критик кровавой пищи. Кроме того, Рафаэль Левчин рецензирует в «Октябре» сборник «Кордон», а Кирилл Бурлуцкий пишет о книге стихов Дмитрия Григорьева «Другой фотограф».

• Обновилась «Новая камера хранения». В «Извещении шестьдесят четвертом» — стихи Аллы Горбуновой, вышеупомянутого Дмитрия Григорьева, Алексея Порвина и Александра Белякова: «разве не было задания / не приумножать страдания? / так поди же теперь ходи / население и здания / ровным взглядом обводи // пусть подкожное горение / перейдёт в сухое зрение / расточась по сторонам / и тогда стихотворение / не понадобится нам». Олег Дарк рецензирует книгу Ольги Мартыновой «О ВВЕДЕНСКОМ / О ЧВИРИКЕ И ЧВИРКЕ: Исследования в стихах», а Виктор Бейлис размышляет о стихах Игоря Булатовского. В «Альманахе НКХ» на этот раз стихи Александра Белякова, Екатерины Боярских, Дмитрия Веденяпина и других. Василий Шубинский в статье «Объективность и объект» ратует за нарушение Пакта о ненападении»: «Критик может писать о том, что он любит, и о том, что считает себе в том или ином отношении враждебным, в чем видит источник угрозы для поэзии в своем понимании. Думаю, что отмалчиваться в этом случае нельзя, что эту враждебность необходимо и полезно словесно формулировать (сам я, как стихотворец, с большим интересом прочитал бы осмысленно-враждебные отзывы о своих сочинениях)». Олег Юрьев публикует небольшое эссе «Новая русская хамофония», посвященное фигуре «люмпен-интеллигента», выдающего себя за голос «люмпен-пролетариата», каковую фигуру Юрьев возводит к Маяковскому: «Прошло девяносто лет, и вдруг они снова пошли косяком: я-Родионов, или я-Емелин, или еще-какой-нибудь-другой-я-языкодавец, или я-горлан-и-главарь, дело не в персоне, а в действительно воспроизводимом жизнью (к сожалению) и время от времени входящем в моду типе “хулигана”, романтической уличной шпаны, пещерного человека, срывающего с себя тонкую пленку цивилизации, которой его коварно пытались заламинировать буржуи, символисты и вообще царизм... жиды и пидарасы... Путин... инопланетяне... — неважно кто. Главное, что мы эту пленку сдираем и требуем признания, что мы и так хороши, без пленки. Полюбите нас черненькими». Текст грешит чрезмерными обобщениями и вообще слегка размашист («Россия такая страна, где на любую ерунду всегда сыщется пяток талантливых людей»), а интонация, пожалуй, слишком раздраженная, однако в части выводов автор проявляет изрядный оптимизм: «“Новая русская хамофония”, в этом смысле, явление, порожденное непосредственно путинским временем. Она не предвестие, но результат и предсказательной ценности, слава Богу, не имеет». Кроме того, Олег Юрьев у себя в блоге содержательно полемизирует со статьей Владислава Кулакова о русском постмодерне.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • ro_fiesta· 2010-03-06 00:11:38
    Жадан - молодчага))
  • Ukrop· 2010-03-09 17:16:37
    Жадан все же НЕ ПРАВ. В любом случае он сжег книгу, а чью, какие она там обслуживает интересы, абсолютно не имеет значение! Книга есть книга, и Жадан должен это прекрасно понимать. В противном случае, данные действия легко подпадают под события 30-х годов в Германии...((
Все новости ›