Однострок – это определение, имеющее отношение к повышенному творческому началу, которое мы можем именовать поэтическим.
Сибирские радости, молодые конформисты, однострок и вздернутый носик
• Неожиданную радость принес новый номер «Сибирских огней» (№10, 2009). Ссылки на публикации в этом издании появляются здесь закономерным образом нечасто, но на этот раз их даже несколько. Выпуск посвящен украинской литературе: опубликованы стихи Галины Крук, Юрия Андруховича, Сергея Жадана и менее известного русскому читателю Остапа Сливинского: «Был короткий звонок, а потом — долгое ожидание на пристани, / возле частных катеров, там, где кончалось Ванзее / и начиналось что-то другое — пролив? В котором вода пахла зеленым чаем, / подсвеченная изнутри целым министерством субмарин. / И я ходил по набережной, двое русских забрасывали удочки, хотя / что они надеялись поймать в такое время? Голоса, шпионские раковины, / зафиксировавшие 1942-й, 44-й, переговоры неба и воды на коротких волнах? / Тогда еще я не верил, что не дождусь». Все вышеперечисленные поэты переведены Игорем Беловым. В том же номере эссе еще одного поэта, а именно «Мадагаскар» Андрея Полякова: «Подсматривание за миром, имманентное внутренней болтовне, вдруг оборачивается какой-то “неразговорчивой”, не поспевающей за словами стороной, сквозь прорехи и разрывы в которой ты видишь себя таким, каким почти не надеялся увидеть — примирённым и с миром, и с языком. Оказывается, можно иметь дело не с окончательным, застывшим собой, а лишь со своим мадагаскаром, со своим центром...». Номер получился хорош (хотя мог быть и лучше, нет предела совершенству): остается только пожалеть, что в смысле современной русской литературы редакция «Сибирских огней» отчего-то не проявляет такой дивной (и похвальной) избирательности.• Весь новый номер «Детей Ра» (№9 (59), 2009) посвящен моностиху. Опубликованы тексты Сергея Бирюкова, Татьяны Михайловской, Виталия Владимирова, Татьяны Данильянц, Игоря Бобырева и других. Бросается в глаза формальное отсутствие среди авторов номера Владимира Вишневского, однако Е. Степанов в опубликованной здесь же статье «Современный русский моностих и однострочная поэзия» этот факт поясняет: «При всей своей популярности “вишнестих” трудно назвать поэзией». Однако влияние Вишневского на большинство авторов номера так велико, что самого его и вправду можно не печатать: «Я к ней прилег и больше не поднялся» (Ефим Гаммер); «Дай Бог нам сдать зачет по атеизму!..» (Александр Габриэль); «Пришел в себя, а там меня не ждали» (О'Санчес). Это, разумеется, далеко не все примеры. На вопросы редакции о моностихе отвечают в номере Сергей Бирюков, Татьяна Данильянц, Елена Кацюба и другие. Бирюков предлагает для моностиха целых два термина: «Моностих — это стиховедческое определение, независимое от поэтической ценности данного текста. Однострок — это определение, имеющее отношение к повышенному творческому началу, которое мы можем именовать поэтическим».
Читать текст полностью
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444089
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340534
- 3. Норильск. Май 1268367
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897641
- 5. Закоротило 822054
- 6. Не может прожить без ирисок 781806
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758339
- 8. Коблы и малолетки 740748
- 9. Затворник. Но пятипалый 470852
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402848
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370315
- 12. Винтаж на Болотной 343188