ПОЛИНА БАРСКОВА и ИРИНА САНДОМИРСКАЯ беседуют о книге Сергея Ярова «Блокадная этика: представления о морали в 1941–1942 гг.»
Фрагмент обложки книги «Блокадная этика»
Полина Барскова: В 1942 году, за несколько месяцев до полного истребления, обитатели Варшавского гетто осуществили невероятный проект: под руководством
Читать!
Семьюдесятью годами позже, в 2011 году, в петербургском издательстве «Нестор» вышла монография Сергея Ярова «Блокадная этика», задачи которой, как ни парадоксально, кажутся мне перекликающимися с задачами Рингельблюма и его соратников. Естественно, Яров не создает — но воссоздает архив исторической катастрофы, ориентируясь при этом на аналогичные вопросы: каковы последствия катастрофического тоталитарного вмешательства в бытование человеческого существа и сообщества? Как можно описать и можно ли обьяснить ретроспективно огромное разнообразие психологических реакций и стратегий поведения в ситуации, которая долго представлялась общей, одинаковой для всех блокадников? Уже из оглавления, включающего в себя, среди прочего, такие рубрики, как «Сострадание, утешение, любовь», «Этика родственников: сохранение и распад», «Привилегии», «Поддержание социального статуса», становится ясно, что перед нами серьезная попытка серьезного разговора на мучительную тему.
В первую очередь необходимо отметить объем и разнообразие источников, обработанных Яровым. Здесь сосуществуют архивные и опубликованные материалы, принадлежащие авторам, общественное положение которых радикально различно. Яров анализирует проблему морали в ситуации исторической катастрофы, обращаясь к свидетельствам школьников и академиков, сов. служащих и маргиналов, официальных авторов пропаганды и людей, относящихся к Советской власти оппозиционно. Такая широта обзора позволяет ему отменить сингулярность идеи общепринятого блокадного поведения в пользу концепции множественности. До недавнего времени единственным проектом, сопоставимым по «величию замысла», была «Блокадная книга» Гранина и Адамовича (1977—1981). Однако время показало, что эта попытка была одновременно памятником ушедшему времени и знаком собственного — настолько широки оказались зазоры между сказанным и сокрытым (поскольку свидетельства, собранные Граниным и Адамовичем, все еще неприкосновенными хранятся в архивах, остается надеяться, что найдутся исследователи, которые подготовят к печати весь этот массив памяти — а не только его осторожно «избранные» фрагменты).
В этом контексте книга Ярова представляется настолько важной и актуальной, что возникает ряд вопросов — какие возможности открываются для исследователя и пользователя советской истории в связи с проектом Ярова? Каковы ограничения этого проекта, позволяющие нам говорить о том, что еще должно быть сделано в этой области, как — и, возможно, как по-другому? И почему подобный проект не появился раньше?
Ирина Сандомирская: Существенная составляющая истории блокады — это история ее историографии. Подобно жителям Варшавского гетто, блокадники знали свою историю и также знали, что она находится под идеологическим запретом. И все же писали свои записки и дневники, которые, подобно варшавским документам, сложенным в молочные бидоны, которые зарывали в тайных местах, до последнего времени скрывались в архивах. Военная цензура не допускала разглашения ленинградской ситуации, и даже из официальных статистических отчетов, несмотря на их секретность, данные о смертности блокированного населения просто-напросто вычеркивались. После войны остатки ленинградской истории, написанной изнутри, несмотря на всю лояльность и викторианскую скромность ее, были разгромлены в ходе Ленинградского дела. Впоследствии Ленинград фигурировал исключительно в качестве предмета военной истории. О гражданском населении, запертом в блокаде и обреченном на массовую и мучительную смерть от голода, вспомнили только в 60-е годы, тогда о ленинградской катастрофе оказалось возможным говорить в празднично-траурном стиле и помнить надлежало не гибель полутора миллионов, но героическую оборону города, самоотверженный и беспримерный подвиг защитников Ленинграда. Те, у кого не было сил или возможностей числиться в рядах защитников, опять оказались за стеной молчания. Описание страданий было не в духе советской оптимистической доктрины, они оскорбляли чувство приличия. Так, пишет Сергей Яров, Лидия Гинзбург, пробивая публикацию своих «Записок», получила замечание, что в них слишком много пишется о еде (и мало о высоком, надо думать).
Сквозь несостыковки и лакуны героического нарратива тогда же стали проклевываться ростки совсем иной — устной истории блокады. Содержание этой последней находилось в таком кричащем противоречии с содержанием официального исторического нарратива, что их пришлось развести по разным ведомствам, так что эти дискурсы мало пересекались друг с другом. Тогда как историей занимались официальные академические учреждения и в основном историки в погонах, памятью ведало патриотическое воспитание. «Никто не забыт, ничто не забыто» (Ольга Берггольц) — таков был лозунг, и никто не замечал его прямого противоречия с практикой. Вторым важным ведомством памяти стала художественная публицистика. Крайне редко, в результате тяжелых канцелярских боев и после соответствующей цензурной обработки, какие-то фрагменты ленинградской памяти поступали в общественное пространство. Такова история уже упомянутой «Блокадной книги» Гранина и Адамовича, в которой рассказывалось о страданиях самых слабых, но неизменно в сентиментально-героически-оптимистическом ключе: «мы страдали, но мы выдержали и победили вместе со всей страной». Можно думать, что нравственная и эстетическая цензура в Советском Союзе были куда суровее, чем цензура политическая. Память Ленинграда в 80-е годы, на фоне общего ослабления режима, частично была допущена в обращение, но исключительно в этой мажорной тональности. На официальном же фронте военные историки продолжали писать историю военных приказов и тактических решений, заполняя страницы истории «героической обороны» и «беспримерного подвига» картами и статистическими таблицами, как будто «героическая оборона» проводилась вообще без всякого участия каких-либо людей, кроме представителей Генштаба и Ставки главнокомандующего. Примерно такими обстоятельствами формировался советский читатель: под шум официальных славословий он прислушивался к шепоту подпольной истории, являвшей себя отчасти в слухах, отчасти в анекдотах (кто не помнит детсадовские шутки про дистрофиков!), отчасти в разрозненных сведениях из самиздата.
Падение СССР принесло существенные изменения в практики письма не только потому, что открылись архивы, но и благодаря появлению новых историографических стилей, таких как социальная история и устная история, антропологические подходы к повседневному опыту. Демократизировалась собственно установка исследования. Появились попытки художественного осмысления ленинградской катастрофы, также основанные на методах, похожих на академические, например, на архивном исследовании. К сожалению, гораздо более сложна и менее понятна ситуация в области практик чтения — изменились ли они соответственно, и если да, то как изменились? Конечно, постсоветскую читающую публику трудно сравнивать с советской: она, с одной стороны, неизмеримо сложнее по своему составу, интересам, вкусам, запросам. С другой стороны, являясь продуктом постсоветского консьюмеризма и уже порастеряв высокие стандарты советской образованности, постсоветский читатель в чем-то и проще советского, и, может быть, даже догматичнее. В частности, параллельно раскрепощению знания мы наблюдаем в течение последних лет реванш консерватизма в общественном мнении, тоску по традиционным вечным общечеловеческим ценностям, моральную панику по любому поводу и соответствующие устремления в духе полиции нравов. Поэтому появления такой книги, как «Блокадная этика» Сергея Ярова, можно было ожидать, но можно было и опасаться.
Его труд свидетельствует о решительности в работе с поистине взрывным материалом, одно только поверхностное знакомство с которым уже составляет тяжкий моральный труд. Повседневная жизнь блокады здесь пишется без всяких поправок на «беспримерный подвиг», и сама нарративная структура разворачивается в обратную сторону: не победа искупает собой страдание, но страдание полностью заслоняет собой победу. Здесь каждый страдает и борется в одиночку, здесь на улицах буквально ходят по трупам, здесь в отношениях между людьми безраздельно царит зло, и потому малейшее проявление добра вырастает до уровня святости и требует соответствующей самоотверженности.
Естественно, возникает вопрос: а можно ли (этично ли) вообще говорить об этике в такой ситуации? Есть большая разница между описанием человеческого распада от первого лица в дневнике очевидца и пересказом от третьего лица. Всякое высказывание в третьем лице превращает того, о ком говорят, в вещь. Есть большая разница между выражениями «у меня моральная дегенерация» и «у него моральная дегенерация». Сам язык, простейшая грамматическая манипуляция способны отчуждать предмет говорения от самого себя. Чтобы писать в третьем лице, как положено историку, у Сергея Ярова не было готового языка. Перевод из первого лица в третье приводит к этически сомнительным высказываниям о блокадниках: «признаки моральной деградации», «размывание этических принципов», «отступление от моральных устоев», отсутствие «брезгливости» как признак потери «цивилизационного навыка», утрата «человечности», «патология» и пр.
То, о чем рассказывает Сергей Яров, нарушает все возможные нарративные табу. Таковы, например, рассказы об умирающих от голода ворах, которые выхватывают хлеб из рук других умирающих; подробные описания умирающих от голода маленьких детей, об одичании сирот, о том, как голодные дети умоляют дать кусочек хлеба или грызут плоть умирающей матери; сведения об отсутствии сострадания к умирающим, об отказах в помощи им и о попытках поживиться за их счет, о воровстве и
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Как иллюстрация: текст, где полностью отсутствует самоцензура, оглядка на идеологию или христианские ценности, на возможное осуждение гипотетическим читателем. Где человек мучается совершенными и несовершенными в блокаду преступлениями (мизерными, по сравнению с тем, что творилось вокруг) и не прячет эту муку ни за каким самооправданием: Павел Зальцман «А дальше началась страшная блокадная зима…» http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/za12.html
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451809
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343413
- 3. Норильск. Май 1268740
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897712
- 5. Закоротило 822171
- 6. Не может прожить без ирисок 782643
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759409
- 8. Коблы и малолетки 741000
- 9. Затворник. Но пятипалый 471585
- 10. ЖП и крепостное право 407972
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403225
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370595