Иное дело романтизм!

Оцените материал

Просмотров: 13923

Айн Рэнд. Искусство беллетристики

Павел Успенский · 13/02/2012
Автор не понимает, почему Анна Каренина хотела быть счастливой и что такое желание счастья. Но это не проблема Толстого

Имена:  Айн Рэнд · Лев Толстой · Томас Вулф

©  Евгений Тонконогий

Айн Рэнд. Искусство беллетристики
«Искусство беллетристики» Айн Рэнд можно отнести к ведомству нормативной поэтики. Действительно, книга, состоящая из лекций, прочитанных автором в собственной гостиной в 1958 году, посвящена тому, как надо создавать литературные произведения. Из названий лекций Рэнд возникает что-то вроде учебника по теории литературы — «Тема и сюжет», «Кульминация», «Характеристика», «Специфические проблемы стиля», «Особые формы литературы». Однако это не учебник: во все, о чем говорит автор, привносятся оценочные суждения.

И оценки Рэнд поначалу пленяют четкостью: «Хотелось бы, чтобы следующее предложение из романа “Атлант расправил плечи” могло характеризовать всех мыслящих людей, но особенно писателей: “Дагни относился к языку как к делу чести, используя его всегда будто под присягой — присягой преданности действительности”. По отношению к словам таким должен быть девиз каждого писателя».

В соответствии с изложенным постулатом автор предлагает набор правил, применимых к разным пластам художественного произведения. По сути, Рэнд говорит о том, что писать надо так, «чтобы словам было тесно, мыслям — просторно». Для нее это означает, что у героев должно быть психологическое ядро личности, которое определяет все их поступки. В произведении обязателен такой конфликт, который затрагивает глубинные жизненные принципы персонажа и вынуждает его совершать сложный выбор. Художественный текст, даже если он посвящен разрешению некой «философской» идеи (например: «роль личности в тоталитарном государстве» или «конформизм как социальное зло»), все равно должен быть конкретным, выпуклым. Все абстракции должны быть конкретизированы, материал отсеян, а оставлять надо только те детали, которые действительно значимы. Соответственно, стиль в таком случае должен быть экономным, лаконичным и емким.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Вадим Левенталь· 2012-02-13 13:38:20
    Рецензия заканчивается тем, с чего нужно было начинать: кто такая вообще Айн Рэнд, чтобы говорить о литературе? Кому и на кой ляд может быть интересно мнение Айн Рэнд о литературе? кому и на кой ляд вообще нужна Айн Рэнд? кто ее читает? кто ее помнит? на фига вообще нужна ее книга по-русски? зачем было ее издавать? АСТ просто бесится с жиру.
  • Ilya Petukhov· 2012-02-13 14:28:42
    По некоторым версиям, Айн Рэнд - автор второй после Библии книги, которая привела к переменам в жизни американских читателей.
  • Dina Shakenova· 2012-02-13 15:33:05
    Айн Рэнд отличная писательница. если вы ее не знаете. это не значит, что она не может говорить о литературе. это значит только то, что вы ее не знаете.
  • Szergej Szavoszkin· 2012-02-13 17:35:41
    С тех пор, как появились маркетологи, каждая книжка, которую они впаривают, объявляется второй после Библии. Рэнд имеет не больше прав читать лекции по литературе, чем любой ведущий бизнес-тренинга, а судя по приведённым фразам, она и не отличается от среднего тренера.
  • Alexandr Butskikh· 2012-02-13 18:38:48
    Один мой знакомый, культурный человек, считал лучшей книгой всех времен и народов "Унесенные ветром". Хорошо, что Митчел не стала читать такие лекции.
    А россияне точно дети - верят всему, что им говорят.
    Рэнд - гений. Мураками - гений. Коэльо - гений.
    А дальше свои гении подтягиваются.
    Так и живем.
  • auslander· 2012-03-11 01:09:00
    павел успенский гений каждый день по метароману пишет. с кем это он решил встретится с анной карениной или с пьером безуховым поговорить. о чем он собрался с ними говорить...
Все новости ›