Оцените материал

Просмотров: 44703

Протей Темен: «И всё светится!»

25/05/2009
Страницы:

©  Предоставлено Протеем Теменом / www.proteytemen.com

Лекция Протея Темена в рамках выставки Breakfast Heroes на международной конференции Pictoplasma 2009, Берлин

Лекция Протея Темена в рамках выставки Breakfast Heroes на международной конференции Pictoplasma 2009, Берлин

А. К. Поскольку у нас разговор все-таки про будущее, давай попробуем предсказать отношения между дизайном и искусством. Если дизайн — оформитель пространства, а искусство — общественный психоаналитик, как, по-твоему, у них все сложится?

П. Т. Ну вот опять ты их на одну полку ставишь. А я уже говорил, что у дизайна и искусства совершенно разные цели и задачи. Есть вещи, которыми можно просто любоваться, которые так цепляют, что ни книга, ни фильм, ни музыка не смогут этого ощущения повторить.

Это, конечно, не очень популярное поле для разговора об искусстве, потому что я не о бюджетах, деньгах, грантах и так далее. Я говорю только о вещах, которые может вызвать искусство. Для меня искусство — больше про ощущения, чем про текст, хотя вот наша русская школа — она как раз больше про текст, нам важно, чтобы было о чем поговорить. Вопрос формы находится чуть в другой стороне.

©  Предоставлено Протеем Теменом / www.proteytemen.com

Протей Темен. Портрет группы Metallica для журнала Афиша. 2007

Протей Темен. Портрет группы Metallica для журнала Афиша. 2007

Так вот, искусство — оно где было, там и останется. И вообще, мне сложно в этой связи делать какие-то предсказания типа: «В будущем роль искусства ослабнет, ЗАТО дизайна из-за этого станет больше». Какое-то количество объектов в реальном мире уже есть, и если к ним добавляются новые вещи — учитывая, что дизайнеров тоже становится с каждым годом больше, — и все это растет в геометрической прогрессии, то можно предположить, что совсем скоро наш мир станет гораздо красивее и удобнее. Но искусство-то — это ведь про другое. Количество людей, которым надо во что бы то ни стало рисовать или петь, как мне кажется, всегда примерно одинаковое, и в будущем их не станет ни больше, ни меньше. Потребность человека что-то сделать — мне не нравится слово «самовыражение», но подходящего синонима я не знаю, — кого-то приводит к написанию слова «жопа» на заборе, а кого-то к написанию картин. Сложно представить себе, что это куда-нибудь денется в будущем, — только разве что, как в фильме «Эквилибриум», запретят все чувства. Вот, кстати, хороший проект про абсолютный мир, где ни у кого нет чувств.

А. К. Погоди-ка, но тогда надо различать собственно искусство как реализацию потребности в самовыражении, и развлечения, которые-то как раз все больше формализируются в поисках идеальной жвачки для мозга. Уже разработаны практически идеальные формулы, как снять фильм, который гарантированно дважды окупит в прокате свой бюджет, как записать альбом, который купят все тинейджеры, и так далее. И вот тут-то нас и ждет будущее, в котором самовыражением будут заниматься только строго определенные люди (или вообще роботы) по строго определенным шаблонам, а остальные будут исключительно потреблять. Я это уже и сейчас вижу на примере детей лет 12, которые уже давно не рисуют, не выжигают и не лепят куличиков, потому что их время распределено между телевизором, компьютером и PSP.

П. Т. Я думаю, что это вопрос эволюции — когда все становится одинаковым, все равно появляется что-то, что заполняет вакуум. Это свойство человеческого разума — обращать внимание на то, что не похоже на поток. И если все станет суперкрутым, по телевизору будут показывать только идеальные фильмы, то даже если они будут лучше, чем вся наша киноистория на этот момент, через какое-то время людям захочется смотреть другое, пусть и отстойное кино. Вопрос в точке отсчета: если вокруг все плохо, то хочется хорошего, и наоборот.

©  Предоставлено Протеем Теменом / www.proteytemen.com

Протей Темен. Из серии плакатов о борьбе с влиянием экономического кризиса на людей. Конец 2008

Протей Темен. Из серии плакатов о борьбе с влиянием экономического кризиса на людей. Конец 2008

А самовыражение — это вопрос среды. Если человеку хочется самовыразиться посредством стучания по столу, он никогда не станет делать это в комнате, где сидят еще 30 человек и все тоже стучат. Он будет тогда, например, насвистывать. Потому что он выполняет другую для себя задачу — ему нужно отстроиться от среды, от окружения, от повседневности. Да и что плохого в развлечениях? Я вот лично не вижу ничего ужасного в том, чтобы подходить к искусству с точки зрения фана (fun.OS). Я никогда не считал, что художнику нужно обязательно переживать какую-то невероятную душевную травму.

Короче, я думаю, что у нашего мира есть будущее, пока есть люди, которым хочется взломать лед повседневности и сделать что-то иное, пусть даже и бесполезное. И пока есть другие люди, способные этим восхититься.

Смотреть галерею полностью


Другие материалы раздела:
Дмитрий Булныгин: «На пустые стены в Барвихе диски не повесишь», 15.05.2009
Заповедник «Россия», 14.05.2009
Жак Фреско: «Выживем, я обещаю», 04.05.2009
Страницы:

КомментарииВсего:3

  • dzen· 2009-05-25 15:08:28
    вот мир.только каким внешним фактором не привлекают внимания.Это же надо придумать,меня отягощают брови...его искусство спорно и повторно,пусть изучит древний мир и подумает.
  • pancho· 2009-05-26 11:46:31
    А по моему мило.
    Правда с отставанием лет на 20, но это у нас как водится...
  • Sheptuhin· 2009-07-24 13:04:10
    dzen: "его искусство спорно и повторно"
    ---
    а разве настоящее искусство не спорно? Даже живопись Шилова и та спорна:) (если можно это назвать живописью:)
    "Протейтеменовский примитивизм" остроумен и добр. Я "За!"
Все новости ›