Оцените материал

Просмотров: 135529

«Девственность» на продажу

Виктория Никифорова, Евгения Лавут, Максим Эйдис · 12/02/2009
За сколько тысяч долларов вы согласитесь продать своих родителей? А самого себя? Этими вопросами задается новый фильм Виталия Манского, только что прорвавшийся в кинопрокат

©  Кино Без Границ

Кадр из фильма «Девственность»

Кадр из фильма «Девственность»

«Девственность» — документальный фильм, и уже одно то, что его можно будет увидеть на большом экране («Октябрь», "Художественный", "Формула кино Горизонт", "Формула кино Европа", "5 звезд на Новокузнецкой", не пропустите), — настоящее событие. Оно не меньше, чем дриблинг Аршавина, свидетельствует о том, что Россия встает с колен и входит наконец-то бочком в семью цивилизованных народов. Это прекрасно, что в мультиплексах нашлось место не только для блокбастеров, но и для интеллигентного документального кино. Для этого, собственно, мультиплексы и были придуманы.

Впрочем, в интеллигентности «Девственности» многие сомневаются. Одно название чего стоит. Оно, впрочем, честно отражает суть истории. Три девушки из провинции приезжают в Москву, чтобы подороже продать свою девственность. Одна дает объявление в интернете и назначает цену — три тысячи долларов. Другая собирается подарить невинность резиденту шоу «Дом-2». Третья, с чудесным именем Карина-Барби, планирует стать не то Мадонной, не то Бритни Спирс; правда, пока трудится в столичном публичном доме.

©  Кино Без Границ

Кадр из фильма «Девственность»

Кадр из фильма «Девственность»

На «Кинотавре» «Девственность» расколола прессу пополам: кто требовал выдать Манскому главный приз, кто обвинял режиссера в жестокости, эксплуатации и отсутствии сочувствия к своим героиням. В фильме есть сцена, где режиссер разговаривает с девушкой, собирающейся продаться за три тысячи долларов. Он спрашивает ее, может ли он что-нибудь для нее сделать. Она мнется, уходит от ответа. Может быть, Манский должен был ей на наших глазах выдать пресловутые три тысячи? Но, я думаю, и тогда он не ушел бы от обвинений. Его проблема не в том, что он эксплуатирует простых девушек из глубинки, а в том, что рискует высказывать свое мнение о том, что творится в головах у этих девушек. Делает он это откровенно и темпераментно, чем немало раздражает поборников интеллигентности.

Но если с критикой у «Девственности» не все в порядке, то зрители от фильма в восторге. Осенью ее показывали на фестивале «Московская премьера», на сеанс пришла обычная публика и реагировала так, что умер бы от зависти автор любого отечественного блокбастера. Люди смеялись, хлопали во время фильма, а по окончании устроили форменную овацию. В особенный восторг всех привела сцена кастинга на шоу «Дом-2». Там претендентов спрашивают о том, что они согласны сделать за большую сумму денег. Молодой человек, например, мучительно пытается сообразить, за сколько долларов он согласен съесть перед камерой свое дерьмо. Молодая девушка, подумав, говорит, что за два миллиона долларов продала бы своих родителей.

Этот эпизод особенно возмутил противников Манского: они полагают, что здесь он действует методами «Дома-2» и выходит за рамки приличий. Но в действительности провокация нужна ему не сама по себе, а как простая и внятная метафора современного состояния умов. Режиссер не боится морализировать и обобщать. Он снимает «Девственность» не столько про конкретных девушек, сколько про всех нас. Чтобы понять это, совершенно не нужен закадровый текст Дмитрия Быкова, простой и эмоциональный месседж внятен и так.

©  Кино Без Границ

Кадр из фильма «Девственность»

Кадр из фильма «Девственность»

Да, «Девственность» — провокационная штучка. Роскошный видеоряд (образцовая работа Ирины Шаталовой) демонстративно контрастирует с убогой жизнью героинь, изощренный монтаж только подчеркивает звериную примитивность персонажей. Сам Манский, влиятельный документалист, непринужденно снимавший в частной обстановке Горбачева, Ельцина и Путина, появляясь в кадре, заметно подавляет бедную девушку из провинции.

Но Манский в хорошей компании. В последнее время любой режиссер, рискующий откровенно высказаться на темы морали, обязательно огребает ворох упреков в провокаторстве и манипуляциях. Их не избежали ни Ульрих Зайдль (разве не нарушали все правила постановочные сцены в его документальном фильме «Иисус, ты знаешь»?), ни Ларс фон Триер (разве можно было выжимать из зрителя слезу такими приемами, как в «Танцующей во тьме»?).

В общем, с «Девственностью» нужно разбираться самостоятельно. Это главное must see зимы.

Читайте в этом же материале:
Виталий Манский: Этично ли документальное кино?
Что нельзя снимать в кино? Опрос
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • wzdor· 2009-02-22 13:12:21
    Фильм очень непростой по своему устройству с глубоким смыслом...., не думаю что он понравиться основной массе зрителей, любителей кинопопсы...на http://i-kino.com выложены ряд коментов по этому поводу...
  • Czistoswet· 2009-03-21 16:49:09
    Что документальное кино должно отражать действительность - это непреложное обстоятельство. Наше общество вырождается или находится в глубоком кризисе - не важно. А как быть с самовыражением личности, даже самой примитивной. Ведь "свобода" поведения личности - это главное достижение либеральной демокартии,которой плевать на нравственные и моральные ценности. Было бы разумно, если бы Виталий Манский съездил бы в провинцию и на месте отснял то, в каких условиях жили эти 3 девушки, в какой школе они учились. В фильме нет ответа на вопрос: "Почему девушки со всей серьёзностьюпродают свою девтсвенность? - самое дорогое,что им подарила Природа". А сделать провокацию над "примитивными и бндными созданиями из провинции" является исключительным правом москвичей. Так чем москвичи лучше? Тем,что могут купить девственность и посмеяться над этим?
    Э-эх, всё меньши остаётся русской национальной морали, всё больше продажности и телесной, и, что страшнее, духовной.
    Даже журналисты (кто из трёх непонятно) не знают тонкостей русского языка и употребляют выражение ((...пока трудится в столичном публичном доме...)). Труд и работа - не синонимы. Работа - подневольное выполнение обязанностей за еду или деньги. Вспомните,даже чех Чапек ввёл слово "робот" не случайно.
    Труд - творческая деятельность,направленная на осуществление своих замыслов или общественных обязанностей (от мытья пола дома до написания великой повести). Как может приводить в восторг сам шоу-проект "Дом-2"? Ведь это шоу разрушает саму основу державы - семью!
  • Czistoswet· 2009-03-21 16:53:22
    Что документальное кино должно отражать действительность - это непреложное обстоятельство. Наше общество вырождается или находится в глубоком кризисе - не важно. А как быть с самовыражением личности, даже самой примитивной. Ведь "свобода" поведения личности - это главное достижение либеральной демокартии, которой плевать на нравственные и моральные ценности. Было бы разумно, если бы Виталий Манский съездил бы в провинцию и на месте отснял то, в каких условиях жили эти 3 девушки, в какой школе они учились. В фильме нет ответа на вопрос: "Почему девушки со всей серьёзностью продают свою девтсвенность? - самое дорогое,что им подарила Природа". А сделать провокацию над "примитивными и бедными созданиями из провинции" является исключительным правом москвичей. Так чем москвичи лучше? Тем, что могут купить девственность и посмеяться над этим?
    Э-эх, всё меньше остаётся русской национальной морали, всё больше продажности и телесной, и, что страшнее, духовной.
    Даже журналисты (кто из трёх непонятно) не знают тонкостей русского языка и употребляют выражение ((...пока трудится в столичном публичном доме...)). Труд и работа - не синонимы. Работа - подневольное выполнение обязанностей за еду или деньги. Вспомните,даже чех Чапек ввёл слово "робот" не случайно.
    Труд - творческая деятельность,направленная на осуществление своих замыслов или общественных дел (от мытья пола дома до написания великой повести). Как может приводить в восторг сам шоу-проект "Дом-2"? Ведь это шоу разрушает саму основу державы - семью!
  • Andrews· 2009-05-08 01:02:05
    О падении морали- ну,тут все ясно и без столь масштабного размышления.А вот что касается "трудиться или работать",то и на этой топкой ниве можно творить,увы.Помните фильм Бунюэля "Дневная красавица"?
  • kiklop· 2009-12-06 22:01:16
    Вообще- то, если говорить о возможностях кинематографа, нашей стране, как воздух, нужны новые, социально- ответственные нарративы. Например, есть тенденция среди провинциальной молодежи ехать в БОльшие города, но какой смысл в том, чтобы раз за разом снимать сценарии, где основное действие происходит в Москве, например? Ведь, очень часто, побег в большой город- лишь мнимый выход для "беглецов". Может стоит найти убедительные примеры людей сделавших другой выбор?
Все новости ›