Премьера понять можно – скоро на выборы идти, так что ему не до мультиков.

Оцените материал

Просмотров: 13186

Похороны анимации за государственный счет

Мария Терещенко · 26/07/2011
МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО анализирует встречу аниматоров с Путиным и приходит к выводу, что нужных слов на ней произнесено не было

©  Валерий Шарифулин  ⁄  ИТАР-ТАСС

Владимир Путин на встрече с мультипликаторами

Владимир Путин на встрече с мультипликаторами

Русский полнометражный мультфильм получает премию «Оскар» и бокс-офис в полмиллиарда долларов; русские короткометражки собирают высшие награды в Каннах, Аннеси, Санденсе, Оттаве и Хиросиме; изображения русских сериальных героев украшают портфели и футболки миллионов наших и зарубежных детей.

Сегодня все это звучит невероятно.

Не стоит обманываться «Оскарами» Александра Петрова и прекрасными сборами «Трех богатырей»: наша мультипликация — в руинах. Нет ни индустрии, ни школы, ни рынка профессионалов, ни адекватной дистрибуции. Хуже того, даже художественно она никак не развивается — былые традиции угасают и обрастают штампами, а ничего нового им на смену не приходит. Одним словом, спасти наше мульткино может только настоящее чудо.

Нечто чудесное и впрямь произошло в конце июня, когда ситуацией озаботилось правительство. Владимир Путин встретился с Юрием Норштейном, Гарри Бардиным, Анатолием Прохоровым и другими заинтересованными лицами, чтобы обсудить возможные меры. И теперь вот уже месяц не угасают страсти. Премьер обещал аниматорам все, о чем они только могли мечтать, — чуть не в пять раз увеличить бюджет (он достигнет 1,5 млрд рублей), отстроить мегасовременный Центр российской анимации. Наладить прокат.

Обрадованные и растерянные аниматоры теперь готовят новые кинопроекты, делят комнаты в великолепном современном центре и, несмотря на опасения (вдруг все же не дадут? вдруг разворуют?), ждут, когда наша мультипликация вновь заживет полной жизнью. Но ждать, вероятно, придется долго. У проблем — системный характер, и вряд ли их могут решить даже 15 миллиардов рублей.

Не на продажу

Советская мультипликация развивалась по собственному сценарию, поэтому в ней не было обычного разделения на коммерческое и экспериментальное кино.

Между тем во многих странах именно взаимодействие этих двух секторов обеспечивает анимации развитие. Фестивально-экспериментальное кино, которое делается в небольших студиях или вообще в одиночку, является своего рода лабораторией для освоения новых техник, эстетик и жанров. Наиболее удачные опыты обогащают затем коммерческое кино новыми мотивами и элементами, а порой (как это произошло с экспериментами в сфере компьютерной анимации) становятся основными ее трендами. Если убрать экспериментальные мультфильмы, то получится китайская модель — много цветастого, плохо осмысленного продукта, который, по существу, даже зрителям не слишком нравится.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • karmapolice· 2011-07-26 12:28:48
    В отдельной отрасли нельзя решить системные проблемы если они характерны для всей страны. Что-то можно сделать только на уровне отдельных проектов или студий, которые могут какое-то время прожить в башне из слоновой кости подальше от чиновников, неправильных законов и всего перечисленного в тексте.
    Так что остаются только дотации, субсидии и другие припарки. Ждать чего-то другого бессмысленно, поэтому, возможно, Назаров с Норштейном и не просят большего.
  • EnterTheVoid· 2011-07-26 13:29:59
    Прекрасный текст, спасибо.
  • михаил липскеров· 2011-07-26 13:57:48
    Маша, вывесил Вашу статью на страничке "Мультипликаторы". Если у Вас есть желание вступить в группу, ответьте мне согласием или несогласием на моей стене в ФБ.
  • serge· 2011-07-26 18:29:03
    Диковатая какая-то статья. Ожидал увидеть конкретные предложения, технологии, организационные схемы. А увидел сплошные эмоции, не всегда внятные, но почти всегда - банальные. Так и хочется спросить - и что? Что конкретно автор предлагает вместо общих лозунгов, если уж взялся писать на эту тему?
  • goododd· 2011-07-27 00:06:25
    2serge
    вы считаете, что это выглядело бы серьезно, если бы в рамках журналистской статьи я бы предложила план государственной политики по развитию анимационного кино?
    такую программу должна составлять группа людей, часть из которых имеет экономическое образование, часть - юридическое. Наверное, кто-то из них должен быть экспертом в области экономики культуры. Думаю, что неплохо бы иметь под рукой серьезное маркетинговое исследование и парочку зарубежных консультантов. И вот тогда, после полугода упорной работы, может появиться разумные и сбалансированный план. Мои предложения в любом случае будут очень дилетантскими. Я могу привести примеры, как подобные проблемы решались в некоторых других странах. Но у каждой страны свои законы, своя экономика.
    О тех нескольких вещах, которые мне кажутся очевидными, я написала. Что нужно вступать в международные программы (это делается государством, платятся там членские взносы и пр. - и страна становится участницей), что нужно делать законодательство удобным для полноценной официальной копродукции (я не юрист, и я не знаю, как конкретно должны быть сформулированы эти законы и налоговые правила), нужно изменять порядок выдачи субсидий (в частности, приоритетные темы). Есть ряд моментов, которые многажды обсуждались - например, что нужно делать всю эту тему с гос-субсидиями более прозрачной и внятной. Чтобы было понятно, кому и по какому принципу они выдаются и чтобы была строгая отчетность (сейчас она очень странная).
    Но если Вы хотите увидеть конкретные предложения и организационные схемы - это Вам в ЖЖ - там навалом такого добра ))
  • goododd· 2011-07-27 00:23:03
    2karmapolice
    Возможно, Вы правы. А возможно - нет.
    Я не считаю, что системные проблемы можно решить одним махом. Но, как мне кажется, ситуацию можно немного продвигать в некотором направлении, если есть отчетливое понимание, куда мы хотим прийти.
    И это продвижение возможно даже на очень частном маленьком уровне. За примером далеко ходить не надо: когда я начинала писать про мультфильмы (а это было 6 лет назад), афиша непрокатного анимационного кино в Москве насчитывала несколько мероприятий в год. Сейчас редкая неделя обходится без чего-нибудь анимационного. Много всего показывают также в Питере и других городах. И по большому счету это произошло благодаря десятку людей, которых я могу перечислить поименно. А тогда, те самые 6 лет назад, ситуация казалась совершенно тупиковой и непреодолимой.
Все новости ›