Приезжая в Суздаль, зритель оказывался в прекрасном пространстве идеальной России – с березками, кокошниками и благородными манерами.
Социальное недовольство проникло в российскую мультипликацию, прежде создававшую образ идеальной России
МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО рассказывает о новых содержательных тенденциях русской анимации и приводит полный список победителей Суздальского фестиваля.
Читать!
Первое десятилетие XXI века в авторской анимации проходило под знаком воспевания национальных ценностей и традиций. Центральным фестивальным проектом этих лет был альманах «Гора самоцветов», заставки которого начинаются со слов «Мы живем в России», а затем описывают нашу страну как край, богатый чудесами, талантливыми людьми и прекрасными обычаями. Еще один важный проект — «Русская классика детям» — занимался экранизациями Пушкина, Островского и Гоголя, возвеличивая тем самым национальную литературу. В эту концепцию патриотического продвижения национальных ценностей встраивались небольшие циклы и фильмы-одиночки — то проект по рассказам Чехова, то исходящие от разных режиссеров картины по прозе Юрия Коваля, то Александр Петров с «Моей любовью», изображающей красоты дореволюционной России, то «Маленькая Василиса» Дарины Шмидт, сделанная в духе «Горы самоцветов». Одним словом, приезжая в Суздаль, зритель оказывался в прекрасном пространстве идеальной России — с березками, кокошниками и благородными манерами.
Конечно, были и другого рода работы, экспериментальные или ироничные, однако они всегда оставались в абсолютном меньшинстве. Не то что в нынешнем году.
Конкурс 2011-го показал, что аниматоры вполне не прочь покритиковать окружающую действительность, пошутить о великом и рассмотреть историю под неожиданным углом.
Самым показательным в этом смысле стал клип Сергея Меринова на композицию группы «Несчастный случай» «Шла Саша по шоссе». Сам Меринов — из пилотовских режиссеров. Все эти годы он работал на «Горе самоцветов» и, собственно, руководил пластилиновым цехом, где изготовлялись заставки-панегирики. В его новой, независимой работе этот опыт очень заметен, более того, зритель легко найдет отсылки и к «Горе». В сущности, музыкальное видео тоже рассуждает о жизни в России, о том, как выглядят ее регионы, и, разумеется, о столице нашей родины, Москве. Только вместо изобилия здесь изображается разруха, вместо величественного города-столицы — адская крепость, а в награду за свои старания в поиске справедливости героиня может получить разве что дырку от сушки.
Довольно символично, что ролик этот был закончен Мериновым в один месяц с последним эпизодом «Горы самоцветов» (государство по неясным причинам отказало проекту в дальнейшем финансировании).
«Шла Саша по шоссе»
Суровый взгляд на нашу действительность предлагает и студенческая работа Ивана Золотухина «Колхозники». В ней показаны простые люди, которые хотели раскумариться, однако их планы были нарушены милицией. Сам режиссер объясняет, что хотел изобразить, как по-разному выглядят события в жизни и в новостях. Но зрителей куда больше, чем тема, задел тон (вербальный, музыкальный и графический) повествования и то, каким образом в этой небольшой студенческой работе изображен мир.
«Колхозники»
Русской истории в этом году тоже досталось. Фильм недавнего дебютанта Ильи Панкратова рассказывает о XVIII веке, о времени правления Анны Иоанновны. Очень странный, трудноопределимый с точки зрения жанра исторический анекдот связан с причудливыми забавами вечно скучающего императорского двора. Придуманная Анной Иоанновной и ее окружением идея — устроить ледовый дворец и провести в нем потешную свадьбу — очень пугает царских питомцев попугая и обезьянку, которые предполагают, что будут похоронены в ледяном сооружении. И хотя все заканчивается благополучно, однако изображенная в фильме почти фантастическая атмосфера холодной и мрачной страны некоторый осадок все же оставляет.
Трейлер фильма «Пир во время зимы»
Подвергаются переосмыслению и моменты национального величия, такие как полет в космос знаменитой Лайки. Будто постскриптумом к «Белке и Стрелке», где космические собаки оказывались героями, «Лайка» говорит о предательстве и о несчастной участи животного, ставшего жертвой человеческих амбиций. Фильм, правда, сделан в Англии нашей бывшей соотечественницей Августой Зурелиди, однако хорошо вписался в новый тренд российской анимации.
Трейлер фильма «Лайка»
Даже русская классика и та была снесена с пьедестала. Фильм «Свободный человек. Лев Толстой» Михаила Лисового довольно жестко обходится с гением русской литературы. И хотя (учитывая непразднование юбилея) такое отношение не кажется диссидентским или провокационным, авторов «Свободного человека» сложно заподозрить в конформизме, ведь ничуть не меньше в фильме достается и государственной власти, которая Толстого притесняет.
«Свободный человек. Лев Толстой»
Как реагировать на такое кино, анимационное сообщество в целом пока еще не решило. Ни один из названных фильмов не получил призов, дипломов или даже хороших позиций в зрительском рейтинге. Аргументируется такое небрежение причинами сугубо эстетическими: невнятная режиссура, плохая анимация, неприятный рисунок. Однако среди этих профессиональных претензий нет-нет да проскальзывает что-то более политическое. Так, например, один из членов жюри, комментируя в личном разговоре отсутствие приза ролику «Шла Саша по шоссе», признался, что, в частности, ему неприятно то, как Меринов изображает здесь Россию.
Впрочем, и среди главных фаворитов фестиваля все же оказался фильм отчасти провокационный. В дебютной картине Михаила Дворянкина «Подарок» речь идет о детской влюбленности, которая разворачивается на фоне обычной школьной жизни. Вместо привычных для анимации сладких детишек на экране можно увидеть настоящих монстров, диких и ужасных. Несмотря на то что действие, по многим признакам, происходит не в наши дни, а в 1980-е, фильм заставляет вспомнить о «Школе» Германики и других острых высказываниях на тему современных учебных заведений.
«Подарок»
В остальном призовой список состоял из работ милых и не касающихся социально-политических вопросов. Так что внешний мир, судящий о процессе в основном по лауреатам, еще по меньшей мере год будет считать нашу анимацию дамой приятной во всех отношениях, сторонящейся острых тем и провокационных высказываний.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 16569369
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6519818
- 3. Норильск. Май 1293170
- 4. ЖП и крепостное право 1117409
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906919
- 6. Закоротило 836981
- 7. Не может прожить без ирисок 831506
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790471
- 9. Коблы и малолетки 765653
- 10. Затворник. Но пятипалый 507384
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441442
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 393895
Назвать героев Кровостока (видео Колхозника) "простыми людьми" - это ж какие мозги надо иметь. Очень хорошо, что зрителей задел тон! Значит, есть еще в общественно хоть какой-то иммунитет к криминальной субкультуре (или стилизованному под него рэпу)
Чисто русское отношение: мы плохо живем! в нашей стране все плохо! и т.д. и т.п.
А толку от этой чернухи?
Если вам плохо, сделайте хоть что-нибудь, чтобы изменить свою реальность!
1) заголовок редакционный, слово "протест" я не употребляла.
2) я анализирую тенденцию, сравнивая конкурсы последних 7 лет суздальского фестиваля - и говорю, что у нас в мультфильмах стала активнее социальная тема, что они стали менее конформными, разными по эстетике и отношению к предмету. Я выбрала те фильмы, которые содержат некоторую провокационность - такие, которых на протяжение 2002-2009 лет почти не было, а сейчас стало некоторое количество. Если кто-то хочет со мной поспорить на эту тему - прошу.
3) По поводу Колхозников - косяк, неудачная формулировка, согласна.
4) все остальное, что написали в комментариях - следуя тону большинства из них - могу охарактеризовать как плохое умение читать текст и полное непонимание предмета, о котором идет речь. Если вы не посмотрели 100 наших мультфильмов-экранизации классики, то да, наверное, сложно понять, что протестного в "Льве Толстом" или в "Пире во время чумы", если не видели 300 наших одинаковых мультфильмов с миленькими славненькими мальчиками и девочками, зверушками и избушками, то да, наверное, "Подарок" - это вы не назовете нон-конформистским.
5) спасибо murugan - именно такой была моя цель. У нас экспериментальное, смелое, иногда дурацкое кино не находит поддержки в сообществе, и я пытаюсь, как журналист, как человек, к мнению которого прислушиваются, хоть как-то поддерживать ребят, которые рискуют и ищут - тем более, что имхо, иногда получается очень любопытно.