Приезжая в Суздаль, зритель оказывался в прекрасном пространстве идеальной России – с березками, кокошниками и благородными манерами.

Оцените материал

Просмотров: 21536

Анимация протеста

Мария Терещенко · 05/03/2011
Социальное недовольство проникло в российскую мультипликацию, прежде создававшую образ идеальной России
Анимация протеста
 

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО рассказывает о новых содержательных тенденциях русской анимации и приводит полный список победителей Суздальского фестиваля.


На минувшей неделе в Суздале прошел очередной Открытый Российский фестиваль анимационного кино. Несмотря на перебои с госфинансированием, по количеству и качеству фильмов-участников этот смотр ничуть не уступал предыдущим. А вот в тематике анимационного кино наблюдаются перемены, в которых сложно не увидеть последствий ненадежной и переменчивой государственной политики в области аниматографа.

Первое десятилетие XXI века в авторской анимации проходило под знаком воспевания национальных ценностей и традиций. Центральным фестивальным проектом этих лет был альманах «Гора самоцветов», заставки которого начинаются со слов «Мы живем в России», а затем описывают нашу страну как край, богатый чудесами, талантливыми людьми и прекрасными обычаями. Еще один важный проект — «Русская классика детям» — занимался экранизациями Пушкина, Островского и Гоголя, возвеличивая тем самым национальную литературу. В эту концепцию патриотического продвижения национальных ценностей встраивались небольшие циклы и фильмы-одиночки — то проект по рассказам Чехова, то исходящие от разных режиссеров картины по прозе Юрия Коваля, то Александр Петров с «Моей любовью», изображающей красоты дореволюционной России, то «Маленькая Василиса» Дарины Шмидт, сделанная в духе «Горы самоцветов». Одним словом, приезжая в Суздаль, зритель оказывался в прекрасном пространстве идеальной России — с березками, кокошниками и благородными манерами.

Конечно, были и другого рода работы, экспериментальные или ироничные, однако они всегда оставались в абсолютном меньшинстве. Не то что в нынешнем году.

Конкурс 2011-го показал, что аниматоры вполне не прочь покритиковать окружающую действительность, пошутить о великом и рассмотреть историю под неожиданным углом.

Самым показательным в этом смысле стал клип Сергея Меринова на композицию группы «Несчастный случай» «Шла Саша по шоссе». Сам Меринов — из пилотовских режиссеров. Все эти годы он работал на «Горе самоцветов» и, собственно, руководил пластилиновым цехом, где изготовлялись заставки-панегирики. В его новой, независимой работе этот опыт очень заметен, более того, зритель легко найдет отсылки и к «Горе». В сущности, музыкальное видео тоже рассуждает о жизни в России, о том, как выглядят ее регионы, и, разумеется, о столице нашей родины, Москве. Только вместо изобилия здесь изображается разруха, вместо величественного города-столицы — адская крепость, а в награду за свои старания в поиске справедливости героиня может получить разве что дырку от сушки.

Довольно символично, что ролик этот был закончен Мериновым в один месяц с последним эпизодом «Горы самоцветов» (государство по неясным причинам отказало проекту в дальнейшем финансировании).

«Шла Саша по шоссе»


Суровый взгляд на нашу действительность предлагает и студенческая работа Ивана Золотухина «Колхозники». В ней показаны простые люди, которые хотели раскумариться, однако их планы были нарушены милицией. Сам режиссер объясняет, что хотел изобразить, как по-разному выглядят события в жизни и в новостях. Но зрителей куда больше, чем тема, задел тон (вербальный, музыкальный и графический) повествования и то, каким образом в этой небольшой студенческой работе изображен мир.

«Колхозники»


Русской истории в этом году тоже досталось. Фильм недавнего дебютанта Ильи Панкратова рассказывает о XVIII веке, о времени правления Анны Иоанновны. Очень странный, трудноопределимый с точки зрения жанра исторический анекдот связан с причудливыми забавами вечно скучающего императорского двора. Придуманная Анной Иоанновной и ее окружением идея — устроить ледовый дворец и провести в нем потешную свадьбу — очень пугает царских питомцев попугая и обезьянку, которые предполагают, что будут похоронены в ледяном сооружении. И хотя все заканчивается благополучно, однако изображенная в фильме почти фантастическая атмосфера холодной и мрачной страны некоторый осадок все же оставляет.

Трейлер фильма «Пир во время зимы»


Подвергаются переосмыслению и моменты национального величия, такие как полет в космос знаменитой Лайки. Будто постскриптумом к «Белке и Стрелке», где космические собаки оказывались героями, «Лайка» говорит о предательстве и о несчастной участи животного, ставшего жертвой человеческих амбиций. Фильм, правда, сделан в Англии нашей бывшей соотечественницей Августой Зурелиди, однако хорошо вписался в новый тренд российской анимации.

Трейлер фильма «Лайка»


Даже русская классика и та была снесена с пьедестала. Фильм «Свободный человек. Лев Толстой» Михаила Лисового довольно жестко обходится с гением русской литературы. И хотя (учитывая непразднование юбилея) такое отношение не кажется диссидентским или провокационным, авторов «Свободного человека» сложно заподозрить в конформизме, ведь ничуть не меньше в фильме достается и государственной власти, которая Толстого притесняет.

«Свободный человек. Лев Толстой»


Как реагировать на такое кино, анимационное сообщество в целом пока еще не решило. Ни один из названных фильмов не получил призов, дипломов или даже хороших позиций в зрительском рейтинге. Аргументируется такое небрежение причинами сугубо эстетическими: невнятная режиссура, плохая анимация, неприятный рисунок. Однако среди этих профессиональных претензий нет-нет да проскальзывает что-то более политическое. Так, например, один из членов жюри, комментируя в личном разговоре отсутствие приза ролику «Шла Саша по шоссе», признался, что, в частности, ему неприятно то, как Меринов изображает здесь Россию.

Впрочем, и среди главных фаворитов фестиваля все же оказался фильм отчасти провокационный. В дебютной картине Михаила Дворянкина «Подарок» речь идет о детской влюбленности, которая разворачивается на фоне обычной школьной жизни. Вместо привычных для анимации сладких детишек на экране можно увидеть настоящих монстров, диких и ужасных. Несмотря на то что действие, по многим признакам, происходит не в наши дни, а в 1980-е, фильм заставляет вспомнить о «Школе» Германики и других острых высказываниях на тему современных учебных заведений.

«Подарок»


В остальном призовой список состоял из работ милых и не касающихся социально-политических вопросов. Так что внешний мир, судящий о процессе в основном по лауреатам, еще по меньшей мере год будет считать нашу анимацию дамой приятной во всех отношениях, сторонящейся острых тем и провокационных высказываний.

{-page-}

 

Награды Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале

ОСНОВНЫЕ ПРИЗЫ ФЕСТИВАЛЯ
Гран-при фестиваля: «Подарок». Режиссер М. Дворянкин
За лучшую режиссуру: «Бумажные узоры». Режиссер М. Тумеля
За лучшую драматургию: «Шатало». Режиссер А. Демин
За лучший мультипликат: «Балерина и зеркало». Режиссер Н. Суринович
За лучший студенческий фильм: «Еще раз!». Режиссеры Е. Овчинникова, Т. Окружнова, А. Яхьяева, Н. Павлычева, Е. Петрова, М. Архипова (Мастерская Александра Петрова)
За лучшее изобразительное решение: «Сергей Прокофьев». Режиссеры Ю. Титова, Д. Суринович
За лучший анимационный фильм из сериала: «Моя собака любит джаз» из анимационного цикла «Везуха!». Режиссер В. Федорова
За лучший дебют: Юрий Норштейн (актерская работа и сольное пение в фильме Октябрины Потаповой «Дедушкин валенок»)

СПЕЦПРИЗЫ ЖЮРИ
За новое решение антивоенной темы: «Страницы страха». Режиссер Д. Великовская
За расширение сознания: «Девочка, которая порезала пальчик». Режиссер Э. Беляев

ДИПЛОМЫ ЖЮРИ
За бережное отношение к мужчинам: «Редкий вид». Режиссер С. Тугайбей
За точность решения фильма: «Проделки Лиса». Режиссер С. Гордеев
За порыв души: «Штормовое предупреждение». Режиссер А. Шадрина
За музыкальную атмосферу: «Домашний романс». Режиссер И. Литманович
За профессионализм: «После…». Режиссер И. Коржнева
За интересный выбор темы для сериала: сериал «Тайна Сухаревой башни». Режиссер С. Серегин
Приз «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков «За чистоту помыслов и воплощения»: «Домашний романс» Режиссер И. Литманович
Приз имени Александра Татарского: «Девочка, которая порезала пальчик». Режиссер Э. Беляев

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ
1. «Шатало». Режиссер А. Демин
2. «Еще раз». Режиссеры Е. Овчинникова, Т. Окружнова, А. Яхьяева, Н. Павлычева,
Е. Петрова, М. Архипова
3. «Подарок». Режиссер М. Дворянкин
4. «Девочка, которая порезала пальчик». Режиссер Э. Беляев
5. «Домашний романс». Режиссер И. Литманович​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • Simon Sheshenin· 2011-03-05 20:57:31
    вы с ума сошли школьные сочинения размещать на портале?
  • Sergey Merinov· 2011-03-05 23:09:09
    Ну если это и протест, то довольно вялый:) Скорее, просто точка обзора немного другая ...
  • ttartt· 2011-03-06 09:08:15
    Лучше б не прикручивали ролики. После их просмотра становится ясно, что основной тезис автора, вынесенный в заголовок, громадная натяжка, из мухи слон.
Читать все комментарии ›
Все новости ›