Есть основания для того, чтобы сравнивать смеховую революцию в японском обществе с сексуальной революцией 60-х годов. А современных японских комиков можно считать своего рода неохиппи.
Краб-голкипер, кошачья лапша, растворимое болото и еще тысяча достижений целительного юмора в мини-путеводителе по новой японской эксцентрической комедии
Каждую статью о Японии можно начинать словами «тем временем в параллельной Вселенной…» Это будет хорошим началом и для текста о современной японской кинокомедии — изобилие «странных фруктов», которые здесь произрастают, невероятно, шокирующе велико. По сути, в современной японской комедии можно обнаружить любые сюжеты и оттенки.Читать!
Изобилие в отдельно взятом жанре комедии имеет под собой несколько другие основания. Во-первых, богатые культурные традиции и практика трансмедийной миграции сюжетов: за каждым кинофильмом тут обычно стоит популярный роман, манга или телешоу. Во-вторых, широкая индустрия развлечений (по данным Японского фонда, в 2009 году только на киноэкраны страны выпущено 448 фильмов местного производства; к сожалению, после 2009-го фонд перестал сообщать миру о достижениях национальной кинематографии). И, наконец, давняя полижанровость японского кино: так или иначе к комедии обращались такие классики совсем другого кино (например, якудза-боевиков), как Кэйсукэ Киносита, Киндзи Фукасаку и Тэруо Исии, а лирический реалист Ясудзиро Одзу и вовсе с нее начинал. Кроме того, последние несколько лет проходили под знаком бума скетчевой комедии на ТВ — так называемого оварай (owarai), в результате чего появилась целая плеяда комиков, прославившихся благодаря одному-единственному номеру (из такого же бума стендапа в 80-е вырос самый знаменитый в Европе японский режиссер Такэси Китано).
В то же время некоторые культурологи связывают нынешние достижения в теле- и кинокомедии с существенными переменами, которые происходят в самом японском обществе. Почему валюта смеха в Японии растет в цене? Профессор Университета Кюсю Марк Уикз отвечает на этот вопрос так: в традиционном японском обществе с его клановой структурой и вертикальными отношениями смеховая культура отличалась большей сдержанностью, а сейчас, в эпоху посткапитализма, она претерпевает значительные изменения. Большинство экономически активных японцев сегодня живет в условиях большого стресса и высокой неопределенности — так что колоссальный спрос на юмор, который как бы выключает человека из течения времени, вполне объясним. По мнению Уикза, есть основания для того, чтобы сравнивать смеховую революцию в японском обществе с сексуальной революцией 60-х годов, а современных японских комиков можно считать своего рода неохиппи. Новая японская комедия ищет возможности в творчестве вместо традиционных представлений о пользе производительного труда, она устанавливает горизонталь карнавала, где все маски равны, вместо вертикали дисциплины (ср. равенство людей, животных и гигантских кукол в фильмах Минору Кавасаки) и активно переосмысляет отношения с культурной традицией (см., например, сериал Катаямы Осаму «Я замужем в аду!» (Erai Tokoro ni Totsuide Shimatta!), основной конфликт которого — между старым и новым, между городом и деревней). Назовем же имена главных героев этой войны с обыденностью, долгом и устаревшими понятиями о хорошем вкусе.
Минору Кавасаки
Главная находка режиссера Кавасаки — использование актеров в костюмах животных. Например, главный герой фильма «Кальмар-рестлер» (Calamari Wrestler) — это кальмар ростом с человека, со щупальцами, глазами как блюдца и странным булькающим голосом. По сути, «Кальмар-рестлер» — это спортивная драма, которая добросовестно фиксирует внутренние переживания героя, его извилистый путь к победе. Еще один фильм Кавасаки — «Кошачья лапша» (Pussy Soup) сочетает в себе элементы передач «В мире животных», «Спокойной ночи, малыши» и кулинарного шоу. За час с небольшим экранного времени режиссер непостижимым образом успевает разыграть драму отцов и детей, сочинить уморительный роман воспитания, зло высмеять шоу-бизнес и воспеть традиционную японскую кухню.
Читая названия остальных фильмов Кавасаки, можно заподозрить, что режиссер бессовестно эксплуатирует свою формулу успеха, но это не совсем так. Например, «Краб-голкипер» (Kani Goalkeeper) — это уже не столько спортивная драма, сколько ее вполне хармсовская профанация: вместо расхожей и сомнительной мудрости «если хочешь — всего добьешься» этот фильм как бы говорит нам: «Если ты — гигантский краб, которого выбросило на берег, ты сможешь стать футбольным вратарем».
Трейлер фильма «Краб-голкипер»
«Жук-рогач — король ринга» (Kabuto-Ô Bîtoru) — тоже кино о спорте, но по духу это скорее философская фантастика: в то время как жук-рестлер разучивает удар, от которого его соперники должны взрываться, на заднем фоне происходит космическая битва добра и зла. «Коала-менеджер» (The Executive Koala) — смесь детектива, триллера и психологической драмы. Наконец, «Полицейский по прозвищу Парик» (Rug Cop) — лирическая комедия о незадачливом и немолодом детективе, который находит суперсилу в своем парике, а утешение от неразделенной любви — в команде странных супергероев.
На экране эта головокружительная чушь смотрится удивительно гармонично. Скромный бюджет, актеры играют неважно, но сами фильмы содержат невероятное количество сюжетных поворотов и буквально заставляют поверить в реальность происходящего.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Спасибо, очень интересно!
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3588835
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2382265
- 3. Норильск. Май 1276967
- 4. ЖП и крепостное право 1111051
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 900246
- 6. Закоротило 825768
- 7. Не может прожить без ирисок 799321
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 769724
- 9. Коблы и малолетки 748421
- 10. Затворник. Но пятипалый 484741
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 416745
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 378224