Мы живем в условиях языковой диктатуры, а что нельзя выразить словом, то и выражать как будто не обязательно.

Оцените материал

Просмотров: 14769

Петер Кубелка: «Древнейший инструмент художника – это указательный палец»

Борис Нелепо · 14/02/2012
Австрийский авангардист о своей войне с заказчиками, о преимуществах пленки и о диктатуре языка

Имена:  Мартина Кудлачек · Петер Кубелка

©  International Film Festival Rotterdam

Кадр из фильма «Фрагменты Кубелки»

Кадр из фильма «Фрагменты Кубелки»

На кинофестивале в Роттердаме состоялась мировая премьера фильма Мартины Кудлачек «Фрагменты Кубелки» (Fragments of Kubelka), посвященного знаменитому экспериментальному режиссеру и основателю австрийского Музея кино Петеру Кубелке. Суммарная продолжительность его работ не превышает и часа, но сам Кубелка — эксцентричный кулинар, интеллектуал-шоумен, проповедник кинопленки — стал героем четырехчасового документального портрета. После ретроспективного сеанса, вместившего большую часть его картин, режиссер пообщался со зрителями. Его выступление записал БОРИС НЕЛЕПО.


Я никогда не считал себя художником или авангардистом — меня насильно запихнули в авангард. Еще в 17 лет я решил посвятить жизнь кино. Режиссура была для меня ремеслом сродни сапожному или портняжному делу: ты что-то создаешь, продаешь, получаешь деньги — и продолжаешь работу. Но после первого же фильма я понял, что все не так просто — что сначала нужно продать самого себя. Кино, в отличие от поэзии или живописи, пока не удалось сбросить иго индустрии, да и та же живопись сейчас опять возвращается к коммерции.

Пивная компания Schwechater однажды заказала мне рекламу, и я снял очень хороший фильм об их пиве, но они этого до сих пор не поняли. В результате мне пришлось переехать из Австрии в Швецию и устроиться уборщиком в ресторан, настолько они разозлились. Они хотели уничтожить мой фильм; когда я попросил копию для показа в Брюсселе, мне ответили отказом. Сказали: ты снял фильм на одну минуту, а мы уже который день пытаемся понять, как сделать из него нормальный рекламный ролик. Фильм уцелел только благодаря моему приятелю, который работал в лаборатории и сделал нелегальную копию.

Я снимаю фильмы только тогда, когда мне это необходимо. Продюсером, промышленником я себя не считаю. К тому же я ужасно ленив. Мои фильмы — это скорее образцы моих умений, которые незачем повторять и видоизменять. Я работаю вне индустрии, и каждый фильм мне приходилось практически красть у людей, которые давали деньги и которым потом не нравилось, как я эти деньги потратил. Я думал, что поступаю правильно, и в конечном итоге так вроде бы и оказалось. Я снимаю фильмы, чтобы получить удовольствие, а поскольку все люди, по-моему, похожи между собой, я надеюсь, что удовольствие получат и другие. Я не пытаюсь угодить зрителю, в отличие от студийных боссов, которые рассуждают так: да, это идиотский фильм, мы сами его смотреть не станем, зато людям понравится. Я всегда выкладываюсь на полную, поэтому у меня такая короткая фильмография.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›