Кульминацией каждого партсобрания становится сеанс самокритики кого-нибудь из бойцов, непременно заканчивающийся смертью «от пораженчества».

Оцените материал

Просмотров: 56265

Топ-5: революционеры в кино

Василий Корецкий · 10/05/2012
Пять фильмов, которые следует посмотреть, прежде чем рассуждать о радикализации протеста

Имена:  Борис Дежкин · Джилло Понтекорво · Кодзи Вакамацу · Питер Уоткинс · Стивен Содерберг

Топ-5: революционеры в кино
«Чиполлино». Режиссер Борис Дежкин
Кадр из фультфильма «Чиполлино»

Кадр из фультфильма «Чиполлино»

Идеально вегетарианский, как и все советские истории о революции для детей, сценарий торжества правильного лука над неправильным лимоном удивительно совпадает в деталях с реалиями майского протеста — и самыми радикально-романтическими представлениями о его возможном продолжении. Жестокие репрессии обрушиваются на голову простых людей, оказавшихся на пути кортежа принца. Сеньоры Помидоры не уважают право собственности. Буржуазная богема в лице юного Вишенки протягивает худую руку помощи освободительному движению — а в оригинальной сказе Родари все еще замечательней: стражники-лимончики переходят на сторону народа. О том, как проходят революции на самом деле, читайте ниже.

«Битва за Алжир» (La Battaglia di Algeri). Режиссер Джилло Понтекорво

©  Igor Film

Кадр из фильма «Битва за Алжир»

Кадр из фильма «Битва за Алжир»

Довольно точная, хотя и субъективная реконструкция Алжирской войны (по схожему сценарию развивалась и исламская революция в Иране). Фильм снят режиссером-коммунистом Понтекорво по мотивам мемуаров одного из лидеров Фронта национального освобождения Алжира Саади Ясефа; симпатии авторов тут, очевидно, на стороне восставших. Структура «Битвы» напоминает практическое пособие, история довольно кровавой войны за независимость для наглядности разделена на несколько этапов. Первоначальные силовые акции традиционалистов против «оккупационных властей» (формально Алжир в это время не был колонией, он считался одной из французских провинций), взрывы в европейских кварталах, убийства «коллаборационистов» заканчиваются вводом в Алжир парашютистов из Иностранного легиона. Хорошо знакомые с тактикой работы городских партизан (личный опыт борьбы в Сопротивлении), десантники проводят массовые облавы, допросы и ликвидации. В результате масштабного террора (и внутренних чисток, о которых в фильме, увы, ни слова) революционное подполье фактически разгромлено, оставшиеся в живых вынуждены покинуть страну. Казалось бы, бунт подавлен. Но после двух лет затишья революционный пыл вдруг охватывает миллионы мелких лавочников, ремесленников и студентов, толпы безоружных мужчин и пляшущих женщин бросаются под дубинки полиции, воздух круглые сутки гудит от боевого берберского клекота. Военные стреляют в толпу, в город входят танки, протесты только усиливаются. Через два года де Голль признает право алжирцев на самоопределение. Фильм долго был запрещен к показу во Франции как террористическая пропаганда, а для многих «борцов за свободу» — от Андреаса Баадера до Бобби Сила («Черные пантеры» ходили на показы организованно, с блокнотиками) — он стал фактически учебным пособием.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Arseniy Krekhov· 2012-05-14 19:11:17
    как пример неуспеха - "Карлос" Ассаяса
Все новости ›