«Европа – Азия» выпущена в прокат и однозначно заслуживает просмотра, возможно, даже неоднократного.

Оцените материал

Просмотров: 54477

Что смотреть в феврале?

Мария Кувшинова · 04/02/2010
Последний фильм Ивана Дыховичного, Кира Муратова, атеистический манифест Аменабара и еще несколько интересных картин

Имена:  Алехандро Аменабар · Гленн Фикарра · Джон Рекуа · Жако Ван Дормель · Иван Дыховичный · Кен Лоуч · Кира Муратова · Питер Джексон · Том Форд


«Европа — Азия». Режиссер Иван Дыховичный


Публика, увидевшая фильм еще при жизни автора, на «Кинотавре», в ответ на все расспросы стыдливо отводила глаза: по всему выходило, что о последней работе Дыховичного не говорят подробнее из жалости.

После московской премьеры в кинотеатре «Художественный» на вечере памяти Дыховичного «Европа — Азия» выпущена в прокат и однозначно заслуживает просмотра, возможно, даже неоднократного.

В этой эксцентрической комедии режиссер суммирует весь опыт своей жизни в России, мечущейся между двух миров, и вспоминает любимые фильмы, демонстративно цитируя «Матрицу», «Амели», «Мужской стриптиз» и черт знает что еще. Абсурдизмом и жизнерадостностью «Европа — Азия» напоминает «дадаистские» картины Такеши Китано («Такешиз», «Банзай, режиссер!»), по структуре походит на вторую часть годаровского «Уик-энда», когда застрявшие в бесконечной пробке герои оказались в лесу, неожиданно встретив там персонажей вроде Эмили Бронте или Жозефа Бальзамо. У Дыховичного все действие происходит на обочине шоссе, на условной границе Европы и Азии: здесь группа мелких мошенников тормозит проезжающий автотранспорт, вымогая деньги якобы в подарок присутствующим молодоженам — инвалиду в коляске и его преданной невесте.

Перед нами проходят все фигуранты современной российской действительности.

Фильм начинается и заканчивается камео Ксении Собчак, которая с присущей ей и в жизни откровенностью обсуждает с мамой по телефону, как они держат всю Россию. В числе других эпизодических участников и персонажей: Сергей Шнуров в гавайской рубашке; Иван Ургант в роли узнаваемо беглого олигарха, который тайком возвращается на родину в костюме Элвиса Пресли; Аленушка с картины Васнецова; выходящий из чащи милиционер (Виталий Хаев) и вступающая с ним в кровавый поединок Красная Шапочка (Полина Филоненко).

Но всех затмевает в кадре «мать семейства» в исполнении Татьяны Лазаревой, которая отыгрывает свое привычное медийное амплуа слегка обиженной женщины, которая сейчас всем покажет, с каким-то просто пугающим трагизмом. Несколько ее особенно важных монологов кажутся результатом чистой, ничем не сдерживаемой импровизации, заметно расширяющей наши представления об абсурдном. Это какая-то «последняя правда», которая заставляет в ошеломлении отпрянуть от экрана. Впрочем, иногда от смеха становится физически больно.

«Европа — Азия» — это акриловый комикс про русское подсознание, политический фильм режиссера, который всегда сторонился политики. Он мог бы стать культовым, как в свое время «Копейка» (тоже своего рода энциклопедия), если бы не полное пренебрежение всеми условностями и договоренностями, в принципе существующими между режиссером и зрителем. «Европа — Азия» — абсолютно бескомпромиссный фильм, в нем столько свободы, сколько мало кто способен перенести. Так попрощаться с миром и с кинематографом мог только Иван Дыховичный.


«Агора». Режиссер Алехандро Аменабар

Фильм испанского режиссера Алехандро Аменабара, который маскируется под проходной пеплум о гибели Александрии Египетской, на самом деле является одним из интереснейших отголосков религиозных диспутов, последние годы из области публицистики все чаще переносящихся в кино.

Его предыдущий, удостоенный «Оскара» фильм «Море внутри» был историей парализованного инвалида Рамона Сампедро (реально существовавшего), который в католической Испании борется за право на эвтаназию — за настоящее милосердие взамен показного. В «Агоре» Аменабар углубляется еще дальше в историю совместного существования гуманизма и клерикализма: главная героиня — полулегендарная женщина-астроном Гипатия (Рэйчел Вайс), живет в замкнутом мире своих научных изысканий, не замечая угрозы привычному миропорядку, исходящей от небольшой, но агрессивной религиозной секты — первых христиан.

Гипатия у Аменабара — феминистка, атеистка и человек по преимуществу, в то время как ее оппоненты по всем трем позициям представляют собой нечто совершенно противоположное.

Аменабар, впервые поставивший исторический фильм, не вполне справляется с массовыми сценами и одетыми в туники актерами, но ему очень четко удается обозначить свою позицию: разрушив библиотеку в Александрии и уничтожив античные традиции, христианство отбросило человечество и научную мысль далеко в прошлое. Не самый удобный факт, но все-таки факт, для подтверждения которого режиссеру, увы, не хватило художественной убедительности.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • kapetik· 2010-02-04 17:26:53
    Совсем не понятно, что хотела сказать автор в первом абзаце про фильм "Европа-Азия". Тупая публика на "Кинотавре" или фильм действительно жалкий?
  • bogert· 2010-02-04 19:53:24
    Героя Джима Керри зовут Стивен Рассел
    Откуда взялось И?
  • ef777· 2010-02-04 20:38:14
    мистер никто меня сильнее всего заинтересовал
Читать все комментарии ›
Все новости ›