«Европа – Азия» выпущена в прокат и однозначно заслуживает просмотра, возможно, даже неоднократного.
Последний фильм Ивана Дыховичного, Кира Муратова, атеистический манифест Аменабара и еще несколько интересных картин
«Европа — Азия». Режиссер Иван Дыховичный
Публика, увидевшая фильм еще при жизни автора, на «Кинотавре», в ответ на все расспросы стыдливо отводила глаза: по всему выходило, что о последней работе Дыховичного не говорят подробнее из жалости.
После московской премьеры в кинотеатре «Художественный» на вечере памяти Дыховичного «Европа — Азия» выпущена в прокат и однозначно заслуживает просмотра, возможно, даже неоднократного.
В этой эксцентрической комедии режиссер суммирует весь опыт своей жизни в России, мечущейся между двух миров, и вспоминает любимые фильмы, демонстративно цитируя «Матрицу», «Амели», «Мужской стриптиз» и черт знает что еще. Абсурдизмом и жизнерадостностью «Европа — Азия» напоминает «дадаистские» картины Такеши Китано («Такешиз», «Банзай, режиссер!»), по структуре походит на вторую часть годаровского «Уик-энда», когда застрявшие в бесконечной пробке герои оказались в лесу, неожиданно встретив там персонажей вроде Эмили Бронте или Жозефа Бальзамо. У Дыховичного все действие происходит на обочине шоссе, на
Читать!
Перед нами проходят все фигуранты современной российской действительности.
Фильм начинается и заканчивается камео Ксении Собчак, которая с присущей ей и в жизни откровенностью обсуждает с мамой по телефону, как они держат всю Россию. В числе других эпизодических участников и персонажей: Сергей Шнуров в гавайской рубашке; Иван Ургант в роли узнаваемо беглого олигарха, который тайком возвращается на родину в костюме Элвиса Пресли; Аленушка с картины Васнецова; выходящий из чащи милиционер (Виталий Хаев) и вступающая с ним в кровавый поединок Красная Шапочка (Полина Филоненко).
Но всех затмевает в кадре «мать семейства» в исполнении Татьяны Лазаревой, которая отыгрывает свое привычное медийное амплуа слегка обиженной женщины, которая сейчас всем покажет, с каким-то просто пугающим трагизмом. Несколько ее особенно важных монологов кажутся результатом чистой, ничем не сдерживаемой импровизации, заметно расширяющей наши представления об абсурдном. Это какая-то «последняя правда», которая заставляет в ошеломлении отпрянуть от экрана. Впрочем, иногда от смеха становится физически больно.
«Европа — Азия» — это акриловый комикс про русское подсознание, политический фильм режиссера, который всегда сторонился политики. Он мог бы стать культовым, как в свое время «Копейка» (тоже своего рода энциклопедия), если бы не полное пренебрежение всеми условностями и договоренностями, в принципе существующими между режиссером и зрителем. «Европа — Азия» — абсолютно бескомпромиссный фильм, в нем столько свободы, сколько мало кто способен перенести. Так попрощаться с миром и с кинематографом мог только Иван Дыховичный.
«Агора». Режиссер Алехандро Аменабар
Фильм испанского режиссера Алехандро Аменабара, который маскируется под проходной пеплум о гибели Александрии Египетской, на самом деле является одним из интереснейших отголосков религиозных диспутов, последние годы из области публицистики все чаще переносящихся в кино.
Его предыдущий, удостоенный «Оскара» фильм «Море внутри» был историей парализованного инвалида Рамона Сампедро (реально существовавшего), который в католической Испании борется за право на эвтаназию — за настоящее милосердие взамен показного. В «Агоре» Аменабар углубляется еще дальше в историю совместного существования гуманизма и клерикализма: главная героиня — полулегендарная женщина-астроном Гипатия (Рэйчел Вайс), живет в замкнутом мире своих научных изысканий, не замечая угрозы привычному миропорядку, исходящей от небольшой, но агрессивной религиозной секты — первых христиан.
Гипатия у Аменабара — феминистка, атеистка и человек по преимуществу, в то время как ее оппоненты по всем трем позициям представляют собой нечто совершенно противоположное.
Аменабар, впервые поставивший исторический фильм, не вполне справляется с массовыми сценами и одетыми в туники актерами, но ему очень четко удается обозначить свою позицию: разрушив библиотеку в Александрии и уничтожив античные традиции, христианство отбросило человечество и научную мысль далеко в прошлое. Не самый удобный факт, но все-таки факт, для подтверждения которого режиссеру, увы, не хватило художественной убедительности.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:10
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452099
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343565
- 3. Норильск. Май 1269566
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897881
- 5. Закоротило 822428
- 6. Не может прожить без ирисок 783978
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760885
- 8. Коблы и малолетки 741703
- 9. Затворник. Но пятипалый 472856
- 10. ЖП и крепостное право 408166
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403994
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371306
Откуда взялось И?
рецензия на "мелодию для шарманки" была в ИК еще, кажется, в декабрьском номере.
на аменабара я схожу, уж очень тема занимательная
1. Аменебар справляется с масовкой хорошо: толпа она и есть толпа.
2. Художественной убедительности хватило: я вот залез на Википедию чтобы развеять такую убедительность.
Все в обзоре правильно подмечено, но вердикт...