В итоге в сознании одного зрителя вполне могут соседствовать симпатия и неприязнь к фильму – как, впрочем, и ко всему творчеству Аронофски.
Страницы:
ЗА: Ксения КОСЕНКОВА
Если и были в прошедшем году фильмы, вызвавшие резонанс, некий «общий» интерес, то это, пожалуй, « Социальная сеть» и «Черный лебедь», собравшие, кстати, близкие суммы в прокате. Интерес этот, однако, принципиально разнится по своему качеству. Если внимание к лаконичной в средствах
Читать!
Аронофски всегда стремился усидеть на двух стульях — быть «автором», но не отталкивать потенциальных зрителей, даже напротив — расширять их круг. Это удалось ему уже в полнометражном дебюте «Пи» (1997), снискавшем на удивление большую для экспериментальной малобюджетной ленты славу. Сделанная, казалось бы, бескомпромиссно и жестко, картина о гениальном математике на самом деле потворствовала легкости восприятия, оставляя узнаваемые и даже предсказуемые драматургические лазейки для «неподготовленной» публики. Это сочетание принесло режиссеру успех и в тот раз, и позже. Меняя свою манеру от фильма к фильму, «Черного лебедя» Аронофски уже откровенно сложил из «кирпичей», отформованных задолго до него. Его балетный триллер представляет собой даже не столько «оммаж любимым режиссерам», сколько акт заимствования у воображаемых и желанных предшественников — Полански, Кубрика, Де Пальмы, Ардженто, Верхувена, как раз успешно сочетавших в своих фильмах авторский взгляд и жанровую основу.
Похоже, впрочем, что «Черный лебедь» для Аронофски — это час «между собакой и волком» на пути от зрелищной интеллектуальности (пусть во многом поверхностной и даже иллюзорной) к уже чистой зрелищности. От «Пи» — к «Росомахе» и «Робокопу».
Если предыдущий фильм Аронофски — «Рестлер» фабульно представлял собой стандартную спортивную драму, то сюжет «Черного лебедя», по сути, банален вдвойне. Еще в 1937 году Ильф и Петров описывали самый расхожий сюжет американского кино: «Начинается соревнование. Брюнетка лихо откаблучивает чечетку. Потом выступает блондинка и выбивает чечетку еще лучше. Тогда брюнетка танцует совсем уже превосходно. Но не побить ей положительной блондинки. Блондинка снова вырывается на сцену и поражает директора невиданной чечеткой. Подавленный, он подписывает контракт с блондинкой». Немного изменив последовательность событий и добавив мрачное выражение лица, получим «Черного лебедя».
Но куда бы ни двигался Аронофски, чрезмерная просчитанность и ходульность «Черного лебедя» пока что соединяются со страстностью в обращении режиссера к своим любимым темам. И с неизменным желанием взять пресыщенную публику «за жабры» — привлекая ее агрессивной режиссурой и умением создать пускай однообразную, но сильную эмоцию. В итоге в сознании одного зрителя вполне могут соседствовать симпатия и неприязнь к фильму, как, впрочем, и ко всему творчеству Аронофски.
«Собственная», неизменная тема режиссера давно уже вычислена: он одержим одержимыми людьми. В этом смысле история балерины по имени Нина, фанатично стремящейся к совершенству и ищущей в себе «черного лебедя», чтобы станцевать двойную главную партию в «Лебедином озере», является «парой» не только к «Рестлеру», о чем говорили уже неоднократно, но и к любой другой картине Аронофски. Его герои приносят себя в жертву очень личным богам, не имеющим подобной власти над другими людьми. Они, говоря словами рестлера Рэнди, по кличке Баран, «поджигают свечу с обоих концов», за что им в итоге приходится жестоко платить.
Одержимость ведет к жутковатым телесным метаморфозам — Аронофски никогда не пренебрегал наглядностью, не намекал, а бил по нервам кувалдой. В «Черном лебеде» преображения тела — это лезущие из-под кожи перья и срастающиеся пальцы. Нина, как и ее предшественники, тратит свое тело без остатка ради достижения мечты.
Натали Портман в этой роли напряжена настолько, что у многих вызывает раздражение (в отличие от ее расслабленной антагонистки в исполнении Милы Кунис), и это в общем-то правильная эмоция в отношении Нины. Так раздражает окружающих любой перфекционист, человек, которому «больше всех надо». Получив от балетмейстера задание по обнаружению страсти в глубинах своего фригидного девичьего существа, Нина в конечном итоге поражает-таки всех своей «невиданной чечеткой», ибо ее желание быть совершенной (на первый взгляд уязвимое и глупое) как раз и оказывается той самой искомой темной страстью.
Когда-то Сьюзен Зонтаг включила балет в целом, и «Лебединое озеро» в частности, в канон кэмпа — особого вида чувствительности, снимающей противоречие между хорошим и плохим вкусом, между утонченным и ужасным в своей преувеличенности. Кэмп — это склонность к цитатности, стилизации, к «рафинированной вульгарности» и театрализации переживания. Это, в конце концов, прославление персонажа и его бросающегося в глаза характера. Аронофски, переложивший, по его собственным словам, балет Чайковского на современный лад, фактически решил «Черного лебедя» именно в таком бесстыдно-кэмповом ключе. Если его предыдущий фильм показывал будничную и печальную изнанку рестлинга (тоже, кстати, вполне кэмпового зрелища), то в накручивающем эмоции и страхи «Черном лебеде», напротив, пространство за сценой существует по тем же законам, что и сценическое.
Здесь декоративно и стилизовано все, даже довольно сдержанная до поры визуальность предельно неестественна: цветовая гамма фильма ограничивается черным, белым, серым, розовым и кроваво-красным.
Аронофски всерьез предлагает разгадывать предельно простые коды: так, розовый цвет воплощает — кто бы мог подумать — инфантильность Нины. «В кэмпе чувствуется серьезность (серьезность в степени вовлеченности художника) и, часто, пафос, — писала Зонтаг. — Страдание также является одной из тональностей кэмпа… Но там никогда, никогда нет трагедии». И это, пожалуй, отличная аттестация для «Черного лебедя»: какого-нибудь извращенца, встреченного Ниной в вагоне подземки, Аронофски подает с таким накалом, будто это сам посланец сатаны.
Читать!
И это неплохая причина, чтобы сходить в кино.
Страницы:
КомментарииВсего:27
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455904
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346074
- 3. Норильск. Май 1273647
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899195
- 5. ЖП и крепостное право 853067
- 6. Закоротило 824441
- 7. Не может прожить без ирисок 792121
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766400
- 9. Коблы и малолетки 745257
- 10. Затворник. Но пятипалый 479256
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409696
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374918
Исправьте опечатку в фамилии.
Хвалебная рецензия своеобразно хвалит.
Ваши рецензии - безграмотное "умничанье", от сути ничего. Рецензент должен пояснять, а не склонять на что-либо. Ваши познания в кинематографе настолько бедны, что вы приводите в пример, уже тысяча раз фальсифицированные, источники вдохновения и оцениваете грамотность подачи.
Раскрою вам секрет, работнички и знатоки сего ресурса, что существуют в жанре психологического триллера авторы не только американского или европейского происхождения, а японского. И Аронофски, в данном случае, черпал вдохновение из "Безупречной синевы" (Perfect Blue) Сатоси Кона. И не удивлюсь, если не знакомы.
Выбросьте свои дипломы на помойку, кучка неудовлетворенных, существующих только на первых трех контурах (по Лири). Копите на машины, отпуск, телевизоры и продолжайте обсирать.
Таким образом мы никогда не откроем новую волну режиссеров в нашей стране, а будем довольствоваться унылым говном. И в промежутках изливать желчь на шедевры кино искусства, снятые не у нас.
Вторая рецензия, кстати, дельная. Просто автору фильм показался слишком простым, с насмотренностью у него полный порядок. Первый же рецензент ничерта в нем не понял, но написал витиеватую чушь о якобы "фильме о балете". С тем же успехом какой-нибудь "Титаник" можно назвать фильмом про кораблестроение.
"Аронофски сейчас работает над следующим проектом - новым приключенческим триллером «Тигр» («The Tiger»). Производство фильма по книге Джона Вейлланта (John Vaillant) «Тигр: Подлинная история мести и выживания» («The Tiger: A True Story of Vengeance and Survival») взяла на себя кинокомпания Focus Features. Главную роль в нем, возможно, будет играть Брэд Пит (Brad Pitt). Книга повествует о браконьерах из Приморской области на российском Дальнем Востоке, которых выслеживает и преследует наделенный «практически» сверхъестественными способностями амурский тигр" -- только физиономия этого чувствующего «глубокую связь с Россией (мои дедушка и бабушка родились в России, и многие традиции моей семьи связаны с этой страной)» округлившегося мэна, с его маниакально зафонтанировавшей любовью к нам, убогим и сирым, как-то отпугивает
http://www.youtube.com/watch?v=sDI5Ci_7YL4&feature=related
И дураку ведь понятно, что чудес не бывает, и танцуют в фильме не Портман и Кунис.
Тем более это хорошо видно - спина Портман выглядит иначе чем у её дублёрши. В финальных сценах это прямо бросается в глаза.