В итоге в сознании одного зрителя вполне могут соседствовать симпатия и неприязнь к фильму – как, впрочем, и ко всему творчеству Аронофски.
Страницы:
ЗА: Ксения КОСЕНКОВА
Если и были в прошедшем году фильмы, вызвавшие резонанс, некий «общий» интерес, то это, пожалуй, « Социальная сеть» и «Черный лебедь», собравшие, кстати, близкие суммы в прокате. Интерес этот, однако, принципиально разнится по своему качеству. Если внимание к лаконичной в средствах
Читать!
Аронофски всегда стремился усидеть на двух стульях — быть «автором», но не отталкивать потенциальных зрителей, даже напротив — расширять их круг. Это удалось ему уже в полнометражном дебюте «Пи» (1997), снискавшем на удивление большую для экспериментальной малобюджетной ленты славу. Сделанная, казалось бы, бескомпромиссно и жестко, картина о гениальном математике на самом деле потворствовала легкости восприятия, оставляя узнаваемые и даже предсказуемые драматургические лазейки для «неподготовленной» публики. Это сочетание принесло режиссеру успех и в тот раз, и позже. Меняя свою манеру от фильма к фильму, «Черного лебедя» Аронофски уже откровенно сложил из «кирпичей», отформованных задолго до него. Его балетный триллер представляет собой даже не столько «оммаж любимым режиссерам», сколько акт заимствования у воображаемых и желанных предшественников — Полански, Кубрика, Де Пальмы, Ардженто, Верхувена, как раз успешно сочетавших в своих фильмах авторский взгляд и жанровую основу.
Похоже, впрочем, что «Черный лебедь» для Аронофски — это час «между собакой и волком» на пути от зрелищной интеллектуальности (пусть во многом поверхностной и даже иллюзорной) к уже чистой зрелищности. От «Пи» — к «Росомахе» и «Робокопу».
Если предыдущий фильм Аронофски — «Рестлер» фабульно представлял собой стандартную спортивную драму, то сюжет «Черного лебедя», по сути, банален вдвойне. Еще в 1937 году Ильф и Петров описывали самый расхожий сюжет американского кино: «Начинается соревнование. Брюнетка лихо откаблучивает чечетку. Потом выступает блондинка и выбивает чечетку еще лучше. Тогда брюнетка танцует совсем уже превосходно. Но не побить ей положительной блондинки. Блондинка снова вырывается на сцену и поражает директора невиданной чечеткой. Подавленный, он подписывает контракт с блондинкой». Немного изменив последовательность событий и добавив мрачное выражение лица, получим «Черного лебедя».
Но куда бы ни двигался Аронофски, чрезмерная просчитанность и ходульность «Черного лебедя» пока что соединяются со страстностью в обращении режиссера к своим любимым темам. И с неизменным желанием взять пресыщенную публику «за жабры» — привлекая ее агрессивной режиссурой и умением создать пускай однообразную, но сильную эмоцию. В итоге в сознании одного зрителя вполне могут соседствовать симпатия и неприязнь к фильму, как, впрочем, и ко всему творчеству Аронофски.
«Собственная», неизменная тема режиссера давно уже вычислена: он одержим одержимыми людьми. В этом смысле история балерины по имени Нина, фанатично стремящейся к совершенству и ищущей в себе «черного лебедя», чтобы станцевать двойную главную партию в «Лебедином озере», является «парой» не только к «Рестлеру», о чем говорили уже неоднократно, но и к любой другой картине Аронофски. Его герои приносят себя в жертву очень личным богам, не имеющим подобной власти над другими людьми. Они, говоря словами рестлера Рэнди, по кличке Баран, «поджигают свечу с обоих концов», за что им в итоге приходится жестоко платить.
Одержимость ведет к жутковатым телесным метаморфозам — Аронофски никогда не пренебрегал наглядностью, не намекал, а бил по нервам кувалдой. В «Черном лебеде» преображения тела — это лезущие из-под кожи перья и срастающиеся пальцы. Нина, как и ее предшественники, тратит свое тело без остатка ради достижения мечты.
Натали Портман в этой роли напряжена настолько, что у многих вызывает раздражение (в отличие от ее расслабленной антагонистки в исполнении Милы Кунис), и это в общем-то правильная эмоция в отношении Нины. Так раздражает окружающих любой перфекционист, человек, которому «больше всех надо». Получив от балетмейстера задание по обнаружению страсти в глубинах своего фригидного девичьего существа, Нина в конечном итоге поражает-таки всех своей «невиданной чечеткой», ибо ее желание быть совершенной (на первый взгляд уязвимое и глупое) как раз и оказывается той самой искомой темной страстью.
Когда-то Сьюзен Зонтаг включила балет в целом, и «Лебединое озеро» в частности, в канон кэмпа — особого вида чувствительности, снимающей противоречие между хорошим и плохим вкусом, между утонченным и ужасным в своей преувеличенности. Кэмп — это склонность к цитатности, стилизации, к «рафинированной вульгарности» и театрализации переживания. Это, в конце концов, прославление персонажа и его бросающегося в глаза характера. Аронофски, переложивший, по его собственным словам, балет Чайковского на современный лад, фактически решил «Черного лебедя» именно в таком бесстыдно-кэмповом ключе. Если его предыдущий фильм показывал будничную и печальную изнанку рестлинга (тоже, кстати, вполне кэмпового зрелища), то в накручивающем эмоции и страхи «Черном лебеде», напротив, пространство за сценой существует по тем же законам, что и сценическое.
Здесь декоративно и стилизовано все, даже довольно сдержанная до поры визуальность предельно неестественна: цветовая гамма фильма ограничивается черным, белым, серым, розовым и кроваво-красным.
Аронофски всерьез предлагает разгадывать предельно простые коды: так, розовый цвет воплощает — кто бы мог подумать — инфантильность Нины. «В кэмпе чувствуется серьезность (серьезность в степени вовлеченности художника) и, часто, пафос, — писала Зонтаг. — Страдание также является одной из тональностей кэмпа… Но там никогда, никогда нет трагедии». И это, пожалуй, отличная аттестация для «Черного лебедя»: какого-нибудь извращенца, встреченного Ниной в вагоне подземки, Аронофски подает с таким накалом, будто это сам посланец сатаны.
Читать!
И это неплохая причина, чтобы сходить в кино.
Страницы:
КомментарииВсего:27
Комментарии
-
Блин, это же пошлятина, претенциозная, бездарная, омерзительно снятая пошлятина. Как это вообще может понравиться? Портман просто бездарна, она так пыжится, что это в лучшем случае вызывает недоумаение, а в худшем насмешку. А Аронофски свою жалкую копейку пытается выдать за рубль, что вообще бесит. Социальная сеть мне не понравилась своей серостью и невзрачностью, но там хотя бы претензии нет, а в случае Аронофски претензия таких размеров, что перерастает в жуткую пошлость. Но вообще Аронофски стоит сказать спасибо, теперь мне будет легче распозновать пошляков и людей с плохим художественным вкусом.
-
Spasibo oboim avtoram za teksty. Mne zhe pokazalos', chto final 'spasaet' fil'm neodnoznachnogo, myadko vyrazimsya, kachestva. Po zavershenii prosmotra zahotelos' shodit' na balet (vsegda byl k nemu ravnodushen). Zabavno, chto v Shtatah "Lebed'" uzhe voshel v pop kul'turu, na moi vzglyad, iz-za togo, chto amerikantcy s napravlennoi na sebya zhe ironiei, idivilis', chto "kino pro balerinu" okazalos' stol' populyarnym ( lesbiiskaya stcena s Portman, estestvenno, stala samym upominaemym v lyubyh razgovorah o fil'me epizodom: v Amerike, deistvitel'no. ochen' uduvilis' Portman s ee steril'noi reputatciei, ). A v tom, chto "Lebed'" vpolne mog by nazyvat'sya "Restler II" s bukval'nym samopovtorom v finale, kogda protagonist prygaet/padaet s vozvysheniya na ringe/stcene s podrazumevaemym letal'nym ishodom, ya uvidel obyknovennyi steb, potomu chto edva li mozhno predstavit' nechto, chto esteticheski, soderzhatel'no i kak ugodno eshe bolee by kontrastilovalo s restling'om, chem balet.
-
EnterTheVoid - иди и удавись теперь.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452509
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343850
- 3. Норильск. Май 1270588
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898111
- 5. Закоротило 822799
- 6. Не может прожить без ирисок 786611
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763100
- 8. Коблы и малолетки 742492
- 9. Затворник. Но пятипалый 474750
- 10. ЖП и крепостное право 408501
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405191
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372146