У меня много друзей – китайских кинопродюсеров. Они сказали: «Ок, пиратские DVD будут существовать в любом случае. Дадим им приличные исходники, по крайней мере наши картины будут расходиться в приемлемом качестве».

Оцените материал

Просмотров: 24476

Марко Мюллер: «Мы двигаемся в сторону тактильного кинематографа»

Мария Кувшинова · 26/02/2010
Страницы:

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Марко Мюллер: «Мы двигаемся в сторону тактильного кинематографа»
— В последнее время мы много
обсуждаем изменения в способах восприятия кинематографа — он перестает быть «коллективным сном», который много людей вместе смотрят в темноте кинозала.

— Очевидно, что кинематограф больше не является тем, чем он был изначально. Кино — массовая психология двадцатого века. Сейчас все труднее и труднее называть фильмы, которые могли бы претендовать на выражение духа нашего времени. Отчасти и из-за носителей: каким образом оно будет потребляться, через что транслироваться? Но я думаю, что привычка коллективного просмотра фильмов в кинозале сохранится. Это во многом вопрос того, насколько кинотеатрам удается создавать вокруг себя активную и восприимчивую аудиторию. Нет ничего, что препятствовало бы любым возможным формам потребления визуальных образов, в том числе и в кинотеатре.

— У кинофестивалей есть будущее в этом меняющемся контексте?

— Мы вот что думаем: то, что должно сохраниться, не является фестивалями в прежнем смысле слова. Мы нужны не для того, чтобы обеспечить признание кинематографу, который в любом случае уже существует. Который вы можете найти в своем районном кинотеатре. Нам пора отходить от визуально-привлекательного кинематографа, обращаясь к тому, что искушает, возбуждает своей изобретательностью, — и раскрывать его рыночный потенциал. Мы потому и начали так сильно меняться, что хотим создать в Венеции стартовую платформу для таких фильмов, которые, выстрелив у нас, едут потом дальше, например в Торонто. Я рад, что у Венеции нет своего кинорынка — наш кинорынок в Торонто!

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Марко Мюллер: «Мы двигаемся в сторону тактильного кинематографа»
— В этом году в Венеции много внимания уделяли 3D-анимации. Вы правда верите в то, что это искусство?


— Мы учредили приз для трехмерного кино, в этом году председателем жюри будет Генри Селик. Его «Коралина в стране кошмаров» определенно самая поразительная 3D-анимация в истории кино. Мы прошли путь от химического процесса, от пленки, к кино электронному, потом цифровому. Я уверен, что 3D — это всерьез и надолго. Как и любое техническое достижение, мы можем использовать его самыми разными способами. Никто не понимает, что 3D на самом деле — вовсе не обязательно дорогущие блокбастеры. Трехмерные фильмы могут быть малобюджетными. У нас в Италии сейчас появляется много залов со стереоскопическими проекторами — огромные машины, их в основном везут из Америки. Но в то же время у нас есть независимые кинематографисты, которые снимают не стереоскопические, а анаглифические трехмерные фильмы — это совершенно другой процесс. Дешевле в три раза. Так что 3D — не только то, что вы думаете. Постепенно мы поймем, что концепций трехмерного кино больше, чем одна.

— Забавно, что стереокино существовало и раньше, но без теперешнего успеха.

— Интересно, что в Советском Союзе снимали трехмерные фильмы, для просмотра которых не нужны были очки. Я видел пару. Вообще, в советское время проводилось много интересных экспериментов... Я всерьез оплакиваю многоэкранный кинематограф, который не получил широкого распространения. Представьте себе мультиэкран 360 градусов — незабываемые впечатления. Но именно такие вещи приходят на смену тому самому опыту просмотра фильма в темноте кинозала. Мы двигаемся в сторону тактильного кино. Наши представления о сенсорных возможностях кинематографа будут сильно меняться.

— Очевидно, что должны меняться и законы об авторском праве: теперешние уже не соответствуют техническим возможностям.

— Конечно. Но в вопросах копирайта трудно прийти к решению, которое устроило бы всех. Тем не менее оно должно быть найдено. У меня много друзей — китайских кинопродюсеров. Они заключили нечто вроде сделки с пиратами. Они сказали: «Ок, пиратские DVD будут существовать в любом случае. Дадим им приличные исходники, по крайней мере наши картины будут расходиться в приемлемом качестве». Пираты с ними делятся немножко, а потом выходит нормальный диск, который тоже по разным причинам находит своих покупателей. Хороший пример приведу — картина «Натюрморт», которая получила в Венеции «Золотого льва». Дистрибьютором в Китае было местное отделение Warner Bros. Они выпустили двойной лицензионный диск, добавив к изданию документальную картину (тоже впервые показанную в Венеции) — про художника из того же самого района страны. Он рисовал групповые портреты рабочих и крестьян — такие неоднозначные реалистические полотна. Этот диск стал объектом коллекционирования — они миллион лицензионных дисков продали. Не знаю, сколько пиратских, но до «Натюрморта» ни у кого подобных результатов в Китае не было. Вы знаете, что сейчас происходит с «Алисой» Тима Бертона... Нужно найти какие-то новые способы дистрибуции в кинотеатрах и за их пределами, новое соотношение.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Марко Мюллер: «Мы двигаемся в сторону тактильного кинематографа»
— Мы недавно
писали о том, что в России у киноманов нет возможности смотреть редкое кино легально — у него просто не существует национального дистрибьютора. Его никто не покупает, не показывает.

VOD, видео по запросу, должно стать основным способом распространения неформатного кино. В Венеции несколько лет назад показывали экспериментальный фильм Стивена Содерберга, который был снят как прототип для такого рода картин — недорогих, предназначенных для немедленной дистрибуции по цифровым каналам.

— «Пузырь»? Это был проект канадской кабельной сети, у них еще Брайан Де Пальма снял «Без цензуры».

— Да. «Пузырь» оказался довольно успешным опытом: в кино он вышел всего на нескольких экранах, но VOD-продажи были очень неплохими. При том что производство стоило меньше $1 млн. Это как раз пример того, как фильмы снимаются за меньшие деньги и находят зрителя непривычным пока способом. Я советовался со многими дистрибьюторами. Думаю, можно было бы сделать, например, так: на всех территориях, куда важные фильмы из Венеции не проданы для театрального проката, должно открываться некое «окно», через которое 500—1000 человек (в зависимости от количества населения в стране) получат возможность посмотреть новейшие фильмы за один доллар в течение некоего ограниченного времени. Скажем, через месяц просмотр будет стоить уже три доллара. Главное, что мы должны сделать, это дать зрителю возможность смотреть кино.
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›