Личность политика интересна на любом этапе. Потому что он остается политиком до конца. Это такая зараза! Это как кино.
Просмотров: 38402
Гуля Мирзоева: «Горбачев может позвонить напрямую Обаме, а Путин не может. И это их бесит!»
ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ поговорил о Горбачеве с режиссером документального телефильма, который не покажут на российском ТВ
В конце декабря 2011 года в московском кинотеатре «Пионер» прошел премьерный и, видимо, единственный показ документального фильма парижанки Гули Мирзоевой «Горбачев. От первого лица», снятого по заказу канала Arte.Читать!
— Ваш фильм удивительно точно попадает в сегодняшний политический контекст, но, насколько я понимаю, эта сверхактуальность — счастливое (или фатальное) совпадение. Как давно вообще у вас возникла идея снимать о Горбачеве?
— Собственно история фильма началась с того, что приближалось 20-летие путча и распада Союза. Я предложила нескольким международным каналам — Arte, France 5 и другим сделать фильм обо всех этих событиях. Дело в том, что в 91-м я снимала путч для Авторского телевидения, АТВ. В 6 часов утра я уже была в «Останкино» — мне повезло, что я жила рядом, на Шереметьевской улице. Я позвонила своей группе, мы вытащили технику, взяли наш «уазик», поехали к Белому дому, и трое суток мы там прожили в этом «уазике». Я снимала все вокруг, это был потрясающий материал. Материал, впрочем, принадлежал компании, а не мне, где он теперь, я не знаю. И вот я начала работать над этим проектом, у меня был доступ к архивам и в Москве, и во Франции. И вот, когда все было уже практически готово, происходит резкая смена политики госканалов: руководство принимает решение, что если один канал уже делает что-то на какую-то тему, то другие за нее не берутся. Это длилось недолго — полтора года, но я со своим проектом попала именно в эти полтора года. Мне сказали, что ничего уже делать не нужно, вроде бы у них что-то уже снимается. В общем, был чудовищный облом.
Но пока я готовила этот материал, меня все больше и больше интриговал Горбачев — как персонаж, как политическая фигура. И у меня появилась такая задумка — снять авторское кино о стареющем политике. Это было три года назад, у него как раз появилась идея Гражданского форума, он чувствовал, что надо что-то делать, как-то противостоять политическому застою. И я предложила Arte: «У вас есть такой формат — “биография”. Хотите, я вам сделаю Горбачева?» Правда, это маленький такой формат, а я бы хотела делать полный метр, снимать долго. Они сказали: «Конечно, хотим!» — это согласился сам канал, а потом уже я выбрала продюсера. О Горбачеве в Европе было снято много фильмов, но так, чтобы лично с ним, — этого совсем немного. Ну, есть интервью каких-то специалистов, историков и соратников, фильмы с комментами за кадром, смонтированные кадры из сто раз виденной хроники. А я хотела только с ним, только он. Что он скажет?
Каналу эта идея понравилась, и я начала восхождение на Голгофу. Я же не знала Горбачева, я была так далека от всего этого, я жила в Париже, какой Горбачев?
— Но у вас же был какой-то образ Горбачева, как-то вы его себе представляли?
— Ну тот, который я для себя создала, такой, знаете, из романов Маркеса. Я много сделала фильмов о стариках, мне очень интересен этот возраст, когда человек переступает какую-то границу, интересно, как меняется человек, как меняется его сознание. Не то что мы там «переосмысливаем жизнь», какие-то такие общие фразы. Нет. Меняется ощущение жизни вообще.
— Да, это заметно — в фильме он говорит о себе только в прошедшем времени.
— Потому что, как ни парадоксально, он остался там. Что бы он ни говорил про сегодняшний день, как бы он в нынешней жизни ни участвовал, он все равно остался там. И это не какая-то черта конкретной личности — это структура самого этого возраста. Ты несешь в своей котомке только самое важное. И постоянно происходит осмысление пройденного — а у него потрясающая, цепкая память, он очень адекватен, у него такая харизма!
Я приехала в Москву, стала искать людей, которые его знают. Оказалось, что с ним лично был знаком мой давнишний и хороший друг Генрих Павлович Падва. С его звонка Михаилу Сергеевичу на мобильный все и началось... Это было 11 сентября 2009 года. Горбачев в это время писал книгу, плохо себя чувствовал, совершенно не хотел ни в чем участвовать. Когда я первый раз с ним встретилась, он на меня посмотрел и сказал: «Ну, снимай! Разрешаю». Я ему: «Но, Михаил Сергеевич, чтобы снимать, мне вы нужны». Он тут же замахал — нет-нет-нет, я не буду сниматься, столько уже снято, в архивах миллион интервью, я разрешаю, бери все это и делай.
Но мне же неинтересно делать какой-то политический телерепортаж! И, в общем, я его уговорила, тут мне очень помог Владимир Анатольевич Поляков, пресс-секретарь Горбачев-фонда. Я ходила, ходила, я ждала, всюду за ним ездила, снимала — при том что весь этот материал мне потом практически не понадобился... И вот — это было в августе, когда горели торфяные болота, — он согласился. Сказал — даю тебе полтора часа. А я хотела снять все иначе, в другой обстановке! И тут я придумала ход: положила перед ним фотографии и сказала — вот, Михаил Сергеевич, никаких вопросов, что хотите, то и рассказывайте, любые ассоциации и идеи. А он: «Это известный ход. Такое уже было». Но я была тверда как кремень (смеется).
— Как вы думаете, почему он вдруг согласился?
— Во-первых, потому, что я очень настырная. Я каждый день звонила Полякову, я маме родной столько не звонила... Во-вторых, я — независимый режиссер, я не принадлежу ни к какому клану. И это, думаю, сыграло определенную роль, потому что он абсолютно свободно себя чувствовал во время съемки. Потом, за мной Франция и Германия, страны, которые он безумно уважает. Но мне было невероятно сложно добиться того, чтобы меня воспринимали не как журналиста, а как режиссера. И Горбачев до конца не понимал, что я делаю. Но когда он увидел фильм, который я собрала практически из ничего! Он меня обнял и сказал: «Честно говоря, не ожидал, что так получится...» Для меня это было очень важно.
— А как отреагировали на фильм во Франции?
— На Arte все были довольны и счастливы. Он выходит за рамки каких-то обычных фильмов о Горбачеве, поэтому они организовали премьеру в Париже. А журналисты, увидев фильм, сказали: «Мало. Хотим еще. Давайте дальше».
— В смысле — «пришло время рассказать все!»?
— Только меня не интересует все! Мне интересны история власти, ощущение власти, ощущения человека, который теряет власть, интересны падение и восхождение, эта борьба внутренняя. Мне интересен Горбачев, который не входит в привычную систему оценок, по которой мы судим политика, достигшего той самой высшей власти. Почему он отдал эту власть? Почему отказался от имперских почестей? Почему не стал диктатором? Мне интересна философия поражения Горбачева, которое, по сути, таковым не является. Он выполнил освободительную миссию, сознательно. И страдал от того, что очень часто чувствовал одно, а должен был говорить и делать другое. И он этого не скрывает.
— Но в фильме Горбачев производит впечатление цельного человека.
— Да, но его, безусловно, посещают сомнения, как и любого умного человека. Для него самое главное в истории государственности — это демократия. У него были идеалы — и они у него остались и после ухода с поста. Я сама очень горбачевский человек, поэтому мне это было так интересно. А вот фигура Ельцина меня интригует меньше — он дальше лично от меня. Он мне чужой по сути.
Вообще, конечно, личность политика интересна на любом этапе. Потому что он остается политиком до конца. Это такая зараза! Это как кино. Но политика подразумевает позицию, а позиция — действие. Да, Фонд Горбачева — общественная организация. Но сам Михаил Сергеевич определенно остался политиком. Он никогда ничего не делал для того, чтобы как-то выглядеть. Его это абсолютно не занимает, он такой, какой есть, — и он, безусловно, продукт нашей системы, системы, которая его породила, которая его вскормила, которая дала ему возможности. Он этого не отрицает. Но этот человек не побоялся и понял, что так дальше жить нельзя! Конечно, затем было совершено много каких-то неверных шагов, и европейцы знают, что в России к Горбачеву относятся неоднозначно. Но в Европе к нему относятся совершенно иначе. Разумеется, сведущие люди прекрасно информированы о роли тех или иных фигур в новейшей российской истории. Но у Горбачева такой авторитет! Он может позвонить напрямую Обаме, а Путин не может. И это их безумно бесит!
Знаете, что в Горбачеве меня больше всего поразило? Он не стал циником, он не играет роль, не пытается понравиться — и в этом его сила. Эта его цельность, эти его идеалы, этот его марксизм. Он прекрасно анализирует события, у него нет непродуманных шагов и заявлений, все, что он делает, рассчитанно. Это не эпатаж, это естественное течение его жизни. Конечно, он имеет консультантов, команду. Но все решения он принимает сам. Он прекрасно знает, что больше не займет каких-то ключевых позиций, он действует как человек неравнодушный и действительно любящий Россию. Конечно, я не идеализирую его — просто я смотрю на него как художник, а не как политический обозреватель.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:7
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 10231909
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 5168974
- 3. Норильск. Май 1291580
- 4. ЖП и крепостное право 1116684
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906340
- 6. Закоротило 835913
- 7. Не может прожить без ирисок 828569
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 787908
- 9. Коблы и малолетки 763463
- 10. Затворник. Но пятипалый 504949
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 439349
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 392247
гуле мирзоевой вряд ли пришлов голову спросить у горабчёва
почему он не предотвратил их
ведь он был тогда не
главой фонда имени себя
а президентом ссср
на минуточку
почему он целую неделю (!)
ничего не предпринимал?
и может ли он теперь позвонить не обаме
а напрямую к гспд бг
и не будет ли послан к чорту
сразу же как дозвонится?
Разве парижанка-эмигрантка Гуля Мирзоева нашла бы во Франции средства на док. фильм о выдающихся заслугах Путина? А ведь именно благодаря его руководству российский народ в кратчайшие сроки стал жить так хорошо, как никогда до этого не жил. И сравним с Горбачевым - который разрушил сильное государство.
- А кого их - Горбачева и Обаму?)
Вот и сидите в Европе и слушайте ложь и клевету о России, а сюда не лезьте.
И справляйте там юбилеи тем, кого на родине мягко говоря не любят.