Нарушает ли Панахи запрет на профессию, снимая себя на iPhone за домашним столом?

Оцените материал

Просмотров: 104173

Оба два: гид по октябрьскому кинобезумию

Борис Нелепо, Мария Терещенко, Мария Кувшинова, Ольга Шакина, Вадим Рутковский · 17/10/2011
 

СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО


«Охотник на троллей» (Норвегия). Режиссер Андре Овредал. Конкурс, «2morrow»

Трейлер фильма «Охотник на троллей»


Конкурс фестиваля «2morrow» — единственный шанс увидеть на большом экране этот издевательский норвежский мокьюментари, трейлер которого в интернете посмотрело уже больше 4 млн человек. В России фильм выйдет сразу на DVD. Совершенно не стесняясь сравнения с «Ведьмой из Блэр», авторы фильма в самом начале заявляют, что весь материал картины был подброшен продюсерам под дверь. В кадре появляются студенты, снимающие фильм о браконьерах. Они случайно узнают о существовании профессионального охотника на троллей, преследуют его с камерой и попадают в самое пекло войны, которое засекреченное государственное агентство уже долгие годы ведет с норвежскими троллями. В процессе выясняется множество поразительных и остроумных деталей об особенностях этого биологического вида, которые студентов шокируют, а охотнику кажутся само собой разумеющимися (подробнее о фильме — здесь). — М.К.

Суббота, 22 октября, 01:00, «Пионер»
Воскресенье, 23 октября, 14:30, «Пионер»



«Крулик: дорога в загробную жизнь» (Румыния, Польша). Режиссер Анка Дамьян. Конкурс, «2morrow»

Трейлер фильма «Крулик»


Мультфильм для взрослых от румынского режиссера Анки Дамьян — одна из самых неожиданных работ года. Во-первых, потому, что это — документальная анимация (подробнее об этом феномене — здесь). Три года назад новостные программы европейских каналов часто повторяли имя обычного парня Клаудиу Крулика. Его фамилия переводится как «кролик», и от ассоциаций с классическим героем американской литературы из романа Апдайка «Кролик, беги» убежать сложно. Только Апдайк написал о своем любимом персонаже еще четыре произведения, а 33-летний румын уже мертв, у фильма про него не будет сиквела. Простая и оттого леденящая кровь история Крулика стала достоянием общественности — увы, слишком поздно для самого героя: в сентябре 2007-го он загремел в польскую тюрьму по бездоказательному обвинению в преступлении, которого не мог совершить, кассационная жалоба погрязла в бюрократической круговерти, Крулик объявил голодовку и зимой 2008-го умер от истощения и вызванных им пневмонии и миокардита. Во-вторых, обладающая буйной фантазией Дамьян рассказывает о жизни и смерти Крулика, используя все возможные технологии; в ее картине есть графическая, кукольная, силуэтная и компьютерная анимация; визуальные придумки выплескиваются за рамку широкого экрана океанским девятым валом. Шоковый эффект возникает оттого, что вся эта мультживопись, фонтанирующая часто смешными образами, посвящена болезненной теме — столкновению человека с репрессивной государственной машиной. — В.Р.

Пятница, 21 октября,18:30, «Пионер»
Суббота, 22 октября, 17:00, «Пионер»



«Это не фильм» (Иран). Режиссеры Джафар Панахи, Моджтаба Миртахмасб. Конкурс, «2morrow»

Фрагмент фильма «Это не фильм»


Джафара Панахи, лауреата наград всех главных фестивалей мира, иранские власти продолжают удерживать в стране, на днях подтвердив суровый политический приговор — шесть лет тюрьмы и двадцатилетний запрет на профессию. «Это не фильм» рассказывает об одном дне из жизни режиссера, сидящего дома в выматывающем ожидании реакции суда на поданную апелляцию. За камерой стоит документалист Моджтаба Миртахмасб, а премьера картины состоялась на Каннском фестивале, куда ее привезли контрабандой на флешке. «Это не фильм» организован гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Несмотря на заголовок, это все-таки прежде всего кино, а не случайная документальная съемка или видеозаписка из подполья. Границу между документальным и постановочным провести не так просто — в частности, «день из жизни» снимался на протяжении четырех. Это не отменяет ощущение импровизационной легкости. «Это не фильм» не ограничивается рассказом о мучительной несправедливости по отношению к Панахи, иначе он не был бы одним из самых небанальных режиссеров современности. Его картина — размышление о природе кинематографа. Что такое кино? Этот вопрос сразу же следует из одного только названия. Нарушает ли Панахи запрет на профессию, снимая себя на iPhone за домашним столом? Он размечает свою комнату скотчем (как тут не вспомнить «Догвилль») и пытается изобразить свой новый фильм, который должен был бы сейчас снимать. Можно ли пересказать кино, перевести его в другой медиум — в слова, и зачем это делать? Панахи просматривает у себя на телевизоре собственные фильмы, комментируя их. В это время за окном беспрестанно звучат хлопки, напоминающие звуки выстрелов, словно сигнализируя о нестабильном положении в стране. Оказывается, это фейерверки в честь персидского Нового года. Какова роль режиссера в съемочном процессе и может ли он все контролировать (например, праздник за окном)? Живое, страстное, теоретическое, эмоциональное, местами даже смешное (в качестве комедийных актеров задействованы огромная игуана самого Панахи и соседский пес) высказывание — пожалуй, одно из главных событий не только фестиваля «Завтра», но и всего года. — Б.Н.

Суббота, 22 октября, 16:00, «Ролан»


Play (Швеция). Режиссер Рубен Остлунд. Конкурс, «2-in-1»

Трейлер фильма Play


В своей третьей картине, отобранной в каннский «Двухнедельник режиссеров», автор обманчиво легкомысленных «Добровольно-принудительно» и «Гитары-монголоида» предстает натуральным шведским Ханеке: основанный на реальных событиях фильм о группе подростков-эмигрантов, с помощью одной только пацанской риторики, без всяких кулаков вымогавших у беспомощных ровесников мобильные телефоны, оказывается беспощадным социоантропологическим исследованием на тему «Мы и они». Пока одни европейские критики обзывают режиссера шовинистом, а другие удовлетворенно рассуждают о крахе мультикультурализма, сам Остлунд поясняет, что его фильм — об играх, в которые играют люди, и ролях, которые они вынуждены исполнять: сейчас ты агрессор, спустя минуту жертва, только что был в своем праве, а через секунду окажешься угнетенным в правах меньшинством — и геополитика, эмиграционные законы и избирательное право тут дело десятое. — О.Ш.

Понедельник, 24 октября, 12:00, «35 мм»
Понедельник, 24 октября, 20:00, «35 мм»



«Леша» (Россия). Режиссер Елена Демидова. Конкурс, «2morrow»

Фильм «Леша»


Получасовой документальный фильм о жителе деревни Тума, уничтоженной прошлогодними лесными пожарами. Леша, добродушный и обаятельный в своем смирении человек, проводит для режиссера Елены Демидовой экскурсию по своей уничтоженной огнем ойкумене, с подробным описанием живших здесь людей и скотины; москвичей он называет «студенты прохладной жизни». Простота приема — говорящий человек в кадре — компенсируется натурой: вокруг живописное печальное задымление и руины. Фильм целиком выложен на Vimeo, и посмотреть его стоит даже тем, кто не собирается в кино. — М.К.

Воскресенье, 23 октября, 16:00, «Ролан»


«Гиганты» (Бельгия). Режиссер Були Ланнерс. «Праздник непослушания», «2morrow»

Трейлер фильма «Гиганты»


Один из лучших фильмов года, впервые показанный на закрытии каннского «Двухнедельника режиссеров»: страшная и веселая сказка про трех подростков, оставшихся без родителей и денег и пустившихся в опасное путешествие по залитой летним солнцем бельгийской провинции, где встречаются и феи, и серые волки. На финальных титрах Галина Хомчик поет: «За окном моим беда, завывают провода». Режиссер картины Були Ланнерс в 2008 году прославился фильмом «Эльдорадо», про неожиданную дружбу грабителя и его жертвы. — М.К.

Пятница, 21 октября, 23:00, «Пионер»
Воскресенье, 23 октября, 12:30, «Пионер»



«Портрет в сумерках» (Россия). Режиссер Ангелина Никонова. Фильм команды фестиваля «2morrow»

Трейлер фильма «Портрет в сумерках»


Московская премьера одной из самых громких российских картин года, выходящей в прокат 10 ноября, — специальное событие «2morrow»: фильм снят по сценарию продюсера фестиваля Ольги Дыховичной, она же сыграла главную роль. Ее героиня — представительница ростовского среднего класса, жена успешного мужа и социальный работник — просто чтобы было чем заняться. После ее встречи с любовником в неуютной гостинице на окраине города женщину насилует милиционер — у нее возникает непреодолимое влечение к насильнику. Снятый под влиянием «Дневной красавицы» и «Ночного портье», «Портрет в сумерках» тем не менее имеет местом действия совершенно конкретную страну и эпоху — это Россия, наши дни, социальное расслоение и распад горизонтальных связей. Отчасти в своем социальном аспекте фильм рифмуется с «Еленой» Андрея Звягинцева: здесь так же присутствует ужас думающего человека перед лицом неизведанной биологической массы из «остальной» России. После первого показа в конкурсе «Кинотавра» (подробнее — здесь) фильм был показан в параллельной венецианской программе «Дни авторов» и получил приз на фестивале в Рейкьявике. Интервью с Ольгой Дыховичной можно прочитать здесь. — М.К.

Пятница, 21 октября, 20:30, «Пионер»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • badsteel· 2011-10-17 17:43:28
    "Даниэль Уйе и Жан-Мари Строб" на сайте 2morrow - это чей креатив, интересно..
  • Alex Tutkin· 2011-10-17 18:36:44
    "Строб" - очень по-делёзиански. У-йе...
  • lisa· 2011-10-18 00:16:26
    Очень странный подход к отечественному кинопроцессу у редакции. О чем угодно, но только не про МихАлкова и решение оскаровского комитета. И уж тем более - о развивающейся борьбе за его переформатирование. И ни одного интервью от участников дискуссии – с любых сторон. Но вспоминая беспомощное и прогибистое интервью МихАлкова, опубликованное здесь ранее, удивляться не приходится. Если корреспондент не гнушается таких острых вопросов как:
    - А каким спортом вы занимаетесь?
    - А как вы в смысле питания, распорядка дня?

    То и к редакции вопросов нет.
Все новости ›