Мало кто из участников дискуссии принимает во внимание тот факт, что номинация «Лучший иностранный фильм» в последние годы – это отмель мирового кинематографа, на которую выносит пластиковые бутылки и дохлых животных.
Зачем нужна номинация «Лучший иностранный фильм» и кого выдвигают страны, которые не являются Россией
3 октября вышел срок подачи заявок от стран на участие в оскаровской номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Выдвижение российского кандидата (как часто случалось и прежде) сопровождалось скандалом — национальный Оскаровский комитет выбрал в высшей степени странную «Цитадель» Михалкова. Альтернативный «КиноСоюз», пользуясь случаем, потребовал создать новый оскаровский комитет с более прозрачной структурой (сейчас комитет является подразделением михалковской киноакадемии «Золотой орел»), что было бы как минимум разумно.Читать!
Многолетние наблюдения за странами и их кандидатами позволяют сделать вывод, что выбор иногда бывает чисто символическим, без дальнего (как в бесконечно провинциальной России) прицела на статуэтку — своего рода оммажем уважаемому художнику. Вряд ли Швеция всерьез рассчитывала на награду, в 2008-м отправляя в Америку картину Роя Андерссона «Ты, живущий», но и проигнорировать своего главного художника она тоже не могла.
В связи с кандидатами этого года (шорт-лист будет объявлен в январе) стоит отметить, что многие из них были так или иначе представлены в программах Каннского фестиваля, который был и остается центральной нервной системой мирового кино; оскаровская номинация «Лучший иностранный фильм» — скорее периферия этого организма. — М.К.
Греция: «Аттенберг» Афины Цангари
Трейлер фильма «Аттенберг»
«Аттенберг» — один из самых удивительных фильмов последнего десятилетия; чем больше времени проходит со дня его премьеры в конкурсе позапрошлого Венецианского фестиваля, тем сильнее ощущается тепло, исходящее от этой картины. Главная героиня (французская актриса греческого происхождения Ариан Лабед) живет в депрессивном городке, болтает с умирающим от рака отцом, дурачится с подругой, знакомится с приехавшим в командировку инженером. Странное, на грани эксцентрики, поведение героини оказывается едва ли не единственным способом органичного поведения в пустеющем, замерзающем мире. В отличие от большинства новых авторов Цангари удается создать мир, в котором любые отношения — родственные, дружеские, любовные — оказываются подлинной близостью, без лишних деклараций и демонстраций (здесь — подробно о фильме и Q&A Афины Цангари). Греция, как известно, находится в перманентном экономическом кризисе и точно не в состоянии содержать национальную кинематографию. В прошлом году страна выдвинула на «Оскар» «Клык» Йоргоса Лантимоса (интервью с ним можно прочитать здесь), созданный на той же студии Haos Film, что и «Аттенберг». Эта компания была основана Лантимосом и Цангари (которые познакомились во время подготовки церемонии открытия Олимпиады в Афинах) именно для того, чтобы делать свое кино при полном отсутствии государственной и частной поддержки, по очереди продюсируя проекты друг друга. Существующее параллельно с ними греческое кино (а заодно — и патриархальное греческое общество) они считают архаикой, создавая свои произведения по собственным законам. Более того, их фестивальный успех и очевидное признание у международной аудитории довольно сильно повлияли на кинематографический климат в стране: есть основания полагать, что у Лантимоса и Цангари скоро появятся последователи, которые сложатся в новую волну греческого кинематографа. Даже не столько из-за Олимпиады в Сочи, сколько из-за сходства культур и общей консервативности общества, пример Haos Film кажется поучительным и более чем применимым в российской реальности; дело за людьми и идеями. — М.К.
Италия: «Терраферма» Эмануэле Криалезе
Трейлер фильма «Терраферма»
«Терраферма» была впервые показана в конкурсе Венецианского фестиваля, ей даже достался специальный приз жюри. Молодой человек из семьи сицилийских рыбаков вместе с матерью приходит к выводу, что пора завязывать со старым ремеслом и переходить к обслуживанию туристов. Сдав свой домик столичным бездельникам, они переселяются в гараж, но ситуацию осложняют африканские нелегалы, которых спасает дедушка главного героя. «Терраферма» — условно социальное кино; здесь слишком глянцевая картинка, схематичные персонажи, и нет ни малейшего намека на ту магию, которая присутствовала в «Новом свете», предыдущей картине Криалезе. В 1988 году «Оскар» за лучший иностранный фильм получил «Новый кинотеатр “Парадизо”» Джузеппе Торнаторе, также снятый на Сицилии. — М.К.
Гонконг: «Простая жизнь» Энн Хуй
Трейлер фильма «Простая жизнь»
Классик гонконгского кино Энн Хуй сняла фильм о постаревшей служанке, которая вырастила несколько поколений своих нанимателей. Теперь один из повзрослевших детей (Энди Лау) заботится о ней, сопровождая ее до последней минуты так же, как она сопровождала его с самой первой. Эта простейшая и совершенно гипнотическая история была впервые показана в конкурсе Венецианского фестиваля, а исполнительница роли служанки Динни Йип получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Фильмы из Гонконга дважды попадали в шорт-лист иностранной номинации — «Подними красный фонарь» Чжана Имоу в 1991-м и «Прощай, моя наложница» Чена Кайге в 1993-м. В этом году фильм Имоу «Цветы войны» с Кристианом Бейлом в роли американского священника выдвигается на «Оскар» от Китая. — М.К.
Германия: «Пина 3D» Вима Вендерса
Трейлер фильма «Пина»
Главный арт-хит сезона — трехмерный оммаж Вендерса хореографу Пине Бауш (подробнее о фильме — здесь). В американский прокат картина выходит в декабре, что, по мнению экспертов, может содействовать ее попаданию в шорт-лист. В 2000 году фильм Вендерса Buena Vista Social Club попал в документальную номинацию «Оскара». — М.К.
Чехия: «Алоис Небель» Томаша Лунака
Трейлер «Алоис Небель»
Черно-белый мультфильм об одиноком стрелочнике, который служит на чешско-польской границе в конце 1980-х, накануне падения Берлинской стены. Когда станцию накрывает туман, он начинает видеть кошмары, навеянные восточноевропейским прошлым. Тогда, сразу после Второй мировой, в этом местечке чехи хотели совершить самосуд над немецким населением. Несмотря на изощренную игру со временем и повествованием (действие мечется туда-сюда между прошлым и настоящим, которые почти неотличимы друг от друга), сама история в «Алоисе Небеле» остается вязкой и непрозрачной, как тот самый туман, пробуждающий в герое смутные воспоминания. А главное, во время просмотра не покидает вопрос, почему эту историю о чувстве вины и прошлом, наступающем на настоящее, нельзя было рассказать «простым человеческим языком» игрового или даже документального кино, а не выбирать для этого стиль неторопливых графических картинок с их гиперусловностью и апсихологизмом. Такие вопросы всегда возникают в случае социально-политической анимации, но «Алоис Небель» — в отличие от того же «Вальса с Баширом», чей стиль имеет ясное оправдание, — не дает на них ответа, оставаясь скорее набором красивых и безупречно нарисованных черно-белых кадров, чем документом об исторической трагедии. — Е.Г.
Турция: «Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлана
Трейлер фильма «Однажды в Анатолии»
Джейлан — главный автор турецкого кино, четыре из шести его фильмов попадали в каннский конкурс; картина «Однажды в Анатолии» в этом году получила в Каннах Гран-при жюри. Фильм начинается с затяжного следственного эксперимента: в глубокой провинции под покровом ночи несколько полицейских, два подозреваемых и врач ищут труп недавно убитого мужчины. В их диалогах, почти никак не связанных с криминальным сюжетом,
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452219
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343650
- 3. Норильск. Май 1270023
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897952
- 5. Закоротило 822570
- 6. Не может прожить без ирисок 784770
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761790
- 8. Коблы и малолетки 742012
- 9. Затворник. Но пятипалый 473383
- 10. ЖП и крепостное право 408265
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404528
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371657
И вот вопрос про фестивальную анатомию, почему Канн - нервная система? Там же все те же самые люди в основном конкурсе дожидаются наград. Минимум открытий и новых имен. Это если не фестивальный кишечник, то точно желудок, не выше.