Мало кто из участников дискуссии принимает во внимание тот факт, что номинация «Лучший иностранный фильм» в последние годы – это отмель мирового кинематографа, на которую выносит пластиковые бутылки и дохлых животных.

Оцените материал

Просмотров: 80675

Кто получит «Оскар» вместо «Цитадели»?

Борис Нелепо, Мария Кувшинова, Евгений Гусятинский · 04/10/2011
Страницы:
 

Израиль: «Примечание» Йосефа Седара

Тизер фильма «Примечание»


Предыдущая игровая работа Седара «Бофор» попала в оскаровский шорт-лист в 2007-м. Картина «Примечание» получила в Каннах приз за лучший сценарий и девять из четырнадцати статуэток израильской кинопремии «Офир». Кажется, у этой небанальной комедии немало шансов попасть в шорт-лист, хотя для «Оскара» она сложновата. Главный герой, пожилой исследователь Талмуда, оказывается в тени своего блистательного и любимого публикой сына, тоже талмудиста (его играет один из самых ярких израильских актеров Лиор Ашкенази). Старшему, страдающему от недостатка признания, неожиданно присуждают важную премию — как выясняется, по ошибке: секретарь министерства перепутал его с младшим. Отец о недоразумении не знает, сын — быстро узнает, но получить награду ценой унижения родителя решительно отказывается. Ближе к концу «Примечание» из фильма про костры амбиций и конфликт поколений вдруг превращается в филологический триллер: отец, изучив публикации сына, догадывается, кто писал его представление к награде. — М.К.


Финляндия: «Гавр» Аки Каурисмяки

Трейлер фильма «Гавр»


Парадоксы копродукции: Финляндию в номинации представляет картина, снятая на французском языке. Тем не менее фильм, впервые показанный в каннском конкурсе, является одной из самых бесспорных удач года; кажется, он нравится всем. Главный герой — чистильщик обуви в портовом Гавре. Когда его любимая жена попадает в больницу, он знакомится с африканским мальчиком-нелегалом, за которым охотится комиссар полиции. Мир «Гавра» — это идеализированная Франция, идеализированная старая Европа, в которой люди живут коммуной, бесконечно одалживая друг другу деньги и помогая в любых ситуациях, ничего не требуя взамен. Сам Каурисмяки уже номинировался на «Оскар». В 2002 году в оскаровский шорт-лист попал его «Человек без прошлого» (других финских фильмов в номинации никогда не было). — М.К.


Испания: «Черный хлеб» Агустина Вильяронги

Трейлер фильма «Черный хлеб»


Фильмы каталонца Агустина Вильяронги — одни из самых экзотичных и своевольных цветков зла современного кинематографа. Его дебют «В стеклянной клетке» стал ключевым испанским фильмом 1980-х, при этом возглавив все мыслимые списки самых отталкивающих картин современности. Дальше Вильяронгу ждала извилистая карьера проклятого поэта — провалившаяся фантастическая лента «Лунный ребенок», снятый на заказ хоррор «99.9», клип для Милен Фармер. К относительной независимости режиссеру удалось вернуться в начале нулевых в гомоэротическом «Море» и нежном мокьюментари о серийном убийце «Аро Толбухин». Затем снова последовали телевизионная халтура и годы безвестности, чуть не приведшие Вильяронгу к решению отказаться от кино в пользу кондитерского мастерства. Тем удивительнее в свете такой биографии то, что снятый им после семилетнего перерыва «Черный хлеб» наконец-то принес своему автору полноценное признание. Он получил девять премий «Гойя», став первым фильмом на каталонском языке, победившим в главной номинации, и был выдвинут на соискание «Оскара» от Испании вместо Альмодовара.

Действие происходит в 1944 году. Где-то вдалеке продолжается мировая бойня, а в каталонской провинции люди все больше страдают от жестоких последствий недавно завершившейся гражданской войны, суровых нравов и нищеты. Однажды одиннадцатилетний главный герой находит в лесу трупы отцовского партнера и его сына. Детективная история, как выяснится, таит в себе немало неприятных тайн. В «Черном хлебе» можно увидеть ладно снятую историческую драму, но все же это скорее очень мрачная сказка, героями которой стали убийца птиц (таков подзаголовок фильма), однорукая девочка и забившийся в пещеру мстительный призрак. В связи с «Черным хлебом» трудно не вспомнить «Лабиринт Фавна», действие которого происходило в те же годы, в схожих декорациях и с тем же Серхи Лопесом в одной из центральных ролей. Как известно, работа Гильермо дель Торо академикам понравилась, но «Черный хлеб» превосходит ее по части жестокости и беспросветности. Впрочем, если попросить академиков зажмуриться в первые полторы минуты, когда происходит эффектная расправа над ребенком и лошадью, то тогда шансы попасть в список основных номинантов у картины очень высоки. — Б.Н.


Мексика: «Мисс Бала» Херардо Наранхо

Трейлер фильма «Мисс Бала»


Картина Наранхо (в наш прокат выходила его «Драма/Meкс») была впервые показана в каннском «Особом взгляде», сейчас она вошла в основную программу Нью-Йоркского кинофестиваля наряду с «Примечанием», «Гавром», «Туринской лошадью», «Пиной» и выдвинутым от Ирана «Разводом Надера и Симин». Главная героиня, поддавшись уговорам подруги, идет на кастинг конкурса красоты, но попадает в переделку, став случайной свидетельницей преступления и попав в поле зрения мафии. Отдельные особенности криминального Мехико мы видим именно ее глазами, и в этом путешествии сквозь дурную бесконечность, когда человек «шел в комнату, попал в другую», парадоксальным образом каждое новое мучение приближает ее к победе в конкурсе красоты, но совсем не на тех условиях, на которых мечталось. — М.К.


Венгрия: «Туринская лошадь» Белы Тара

Трейлер фильма «Туринская лошадь»


У официально распрощавшегося с режиссурой Белы Тарра был неприятный конфликт с правым правительством, недавно пришедшим к власти, но Венгрия все равно выдвинула его «Туринскую лошадь», получившую берлинского «Серебряного медведя». Критики более-менее согласны с тем, что фильм Тарра шедевр (хотя «Лошадь» все-таки сложно назвать лучшей работой режиссера), но вряд ли такое кино имеет хоть какие-то шансы на «Оскаре». Это бескомпромиссное черно-белое арт-кино, где в течение двух с половиной часов длинными планами (их всего тридцать) фиксируется рутинная жизнь отца, дочери и их лошади на фоне творящегося за окном их дома Апокалипсиса. На уничтожение мира уходит столько же дней, заполненных повседневными ритуалами, сколько и на сотворение. Произведение искусства, едва ли способное завоевать самую мейнстримную награду мира (подробнее о режиссере здесь). — Б.Н.


Норвегия: «Счастье, счастье» Анн Севитски

Трейлер фильма «Счастье, счастье»


Картина Севитски получила Гран-при жюри на фестивале «Санденс», а потом была показана в конкурсе Гетеборгского фестиваля. Еще один странный выбор для «Оскара» — это мрачная и смешная комедия про отношения, для взрослых и не без элементов социальной сатиры (один из ближайших аналогов — «Любовь втроем» Тома Тыквера). В загородный дом въезжают новые жильцы — соседями оказываются две пары: исполненная энтузиазма мать семейства с инфантильным мужем и ребята посложнее — интеллектуалы с усыновленным негритенком. Жгучий интерес и презрение, несовпадение интересов и попытка вовлечь чужих людей в свой жизненный цикл — соседи вынужденно проводят время друг с другом, пока мир счастливой домохозяйки не начинает рушиться под воздействием новых вводных, погребая под своими развалинами обе семьи. — М.К.


Франция: «Я объявляю войну» Валери Донзелли

Трейлер фильма «Я объявляю войну»


Один из самых нашумевших французских фильмов года — вторая картина актрисы Валери Донзелли, открывавшая «Неделю критики» в Каннах. Ее дебют под названием «Королева дурочек» был изобретательной и снятой практически без денег романтической комедией. После первого успеха Донзелли, последовательнице Чаплина, предлагали продолжить комедийную карьеру, а она неожиданно взялась за трагичный автобиографический сюжет. После случайного знакомства Ромео и Джульетта влюбляются друг в друга, превращаясь в самую счастливую пару на свете. Но жизнь оказывается жестче: у их долгожданного малыша Адама находят опухоль мозга. Вчерашним беспечным хипстерам теперь предстоит резко повзрослеть. Похожая история случилось с ребенком Донзелли и ее бойфренда Жереми Элькаима; тогда она вела дневники, которые впоследствии легли в основу картины. Они вместе с Элькаимом написали сценарий и сами же сыграли главные роли. Не зря выбрано такое воинственное название — изначально фильм задумывался не трагикомедией, а скорее вестерном или даже боевиком о противостоянии страшным болезням. Спустя месяц после выхода в прокат этот фильм остается хитом во Франции, права на него проданы в 30 стран мира. Обаятельные герои, душераздирающая история, оптимистичный настрой, яркая картинка и бодрые песни — вполне вероятный фаворит оскаровской гонки. — Б.Н.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • Антон Долин· 2011-10-05 12:36:33
    Между "прорывом в кинематографе" (таковые редко награждаются в каких бы то ни было "оскаровских" номинациях) и фильмами, "достойными разговора", есть все же разница. Неужели не достойны разговора "Море внутри", получившее "серебро" в Венеции, интереснейший и полемичный фильм про эвтаназию? Да и "Фальшивомонетчики" - блестящее и отнюдь не банальное кино. А "Жизнь других" крайне любопытна просто как тренд, хоть по художественной части и не шедевр. Так что тут явно есть, о чем поспорить. По мне, все три вышеперечисленных фильма куда ярче, чем тот же "Клык".
  • Vladimir Zakharov· 2011-10-06 14:11:43
    А если "оскар" достанется какому-нибудь "Гавру" то его наверное в следующем году в таком же тексте включат в число пластиковых бутылок и тушек мертвых животных.

    И вот вопрос про фестивальную анатомию, почему Канн - нервная система? Там же все те же самые люди в основном конкурсе дожидаются наград. Минимум открытий и новых имен. Это если не фестивальный кишечник, то точно желудок, не выше.
  • Антон Долин· 2011-10-06 16:55:39
    Нервная как раз потому, что там не только основной конкурс, а в Двухнедельнике или Особом взгляде открытия - каждый год, и ими-то впоследствии питается конкурс
Читать все комментарии ›
Все новости ›