Рочестер Майкла Фассбендера – осточертевший нашим современницам ухоженный кидалт, женившийся на сумасшедшей скорей от безответственности, чем из чувства вины.
Страницы:
Ольга ШАКИНА: «Джейн Эйр»
Роман Шарлотты Бронте, написанный в середине XIX века, вобрал в себя несколько культурных эпох, и, вполне возможно, именно поэтому считается одной из главных английских книг.
Читать!
Перенести на экран такое стилистически многослойное произведение, вероятно, сложнее, чем любой из образцов британской классики — потому, как правило, режиссеры концентрировались на чем-нибудь одном. Экранизация 1940-х с Орсоном Уэллсом и Джоан Фонтейн, снятая в основном в павильоне, была подчеркнуто готичной. Сериал 1980-х с Тимоти Далтоном — легким и сентиментальным, как саундтрек к порнофильму. Франко Дзеффирелли сделал романтический этюд с Шарлоттой Генсбур, бегающей по зеленым полям. Ветеран канала BBC Роберт Янг, запускавший когда-то «Дживса и Вустера», — реалистичную и даже отчасти ироничную интерпретацию с юной Самантой Мортон в главной роли.
Триумфатор позапрошлого «Санденса» Кэри Фукунага мешает все в единую постмодернистскую кашу — возможно, потому, что стилистическое разнообразие гарантирует визуальную выразительность. В интерьерах у него царит готика — глубокие тени, чихающие пеплом камины, бледный огонь восковых свечей. Выбегая наружу, — постоять на утесе в развевающихся юбках, посмотреть на предгрозовое небо и умыться холодным дождем, — Джейн немедленно превращается в романтическую героиню.
Единственный компонент, который Фукунага упустил, — критический реализм с его правдой характеров: тем более странно, учитывая, что режиссерский приз на «Санденсе-2009» он получил за социальную драму «Без имени», об эмигрантах из Гондураса.
Режиссерское решение выглядит концептуальным, но разноокрашенные куски категорически не клеятся друг с другом.
Тяга режиссера к суровой английской натуре настолько сильна, что герои ни разу не садятся в карету: только бегают, максимум — скачут на лошадях по лесам и лугам. Второстепенные персонажи даны без иронии и второго плана: Джуди Денч — старая добрая экономка, не более; Джейми Белл — только благочестивый пастор; Салли Хокинс — стопроцентно отрицательная богатая тетя; Крэйг Робертс из «Субмарины» — бесспорно омерзительный кузен.
Логично было бы, если бы новая Джейн превратилась, скажем, в неудачницу, которой ежедневные розги привили тягу к садомазо — сюжет вполне располагает к такой логике развития героини. Но нет, она осталась все той же помесью синего чулка с инженю со страдальчески поджатыми губами. Миа Васиковска в картине создает цельный и последовательный образ: она знает, что играть, ей не надо ничего выдумывать — только в соответствии с современными тенденциями убавить скромности и добавить целеустремленности.
Феминизация героини — первое их трех непременных правил перезапуска классики. Второе — добавление в ключевые эпизоды мощного эротического заряда: в какой-то момент, пообщавшись с Рочестером, героиня Васиковской хватает свечу и идет изучать обнаженную натуру на висящих в холле полотнах. Третье правило — недвусмысленность отношения героев друг к другу, которая заявляется в первом же совместном эпизоде: все уже видели миллион экранизаций этой книжки — зачем туман?
Рочестер, хозяин поместья с секретом, возможно, самый неоднозначный герой-любовник классической английской литературы, — более половины романа остается персонажем почти отрицательным. Средоточие худших мужских качеств, которые каждый из экранизаторов в соответствии с духом времени представлял по-своему. Американец Уэллс в этой роли в военные 1940-е выглядит неблагонадежно нордическим. Джордж Си Скотт в 1970-е, эпоху декларативного феминизма, — грубейшим мужланом. Тимоти Далтон в эпоху яппи с их бизнес-этикетом — клинически несдержанным холериком. Уильям Хэрт в дикие 1990-е — занудой. Киран Хиндс на пороге раскованных нулевых — угловатым и сексуально фрустрированным.
Читать!
Образ удается Фассбендеру — но ему явно не сказали, в каком направлении его развивать: Рочестер остается инфантильной бестолочью практически до самого финала — не очень ясно, за что его полюбила такая строгая, всесторонне развитая девушка. Однако коллизия «женщина-мать» и «мужчина-дитя» действительно крайне характерна для нашего времени с его гендерно-ролевой чехардой, так что в этом смысле новую экранизацию «Джейн Эйр» стоит признать адекватной эпохе.
Страницы:
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444070
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340528
- 3. Норильск. Май 1268320
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897633
- 5. Закоротило 822043
- 6. Не может прожить без ирисок 781775
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758276
- 8. Коблы и малолетки 740722
- 9. Затворник. Но пятипалый 470812
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402835
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370305
- 12. Винтаж на Болотной 343177