Пространство «Шапито» — это пространство пионерского лагеря, который снится через двадцать лет после сигнала «отбой».

Оцените материал

Просмотров: 69738

«Шапито-шоу»

Мария Кувшинова · 27/06/2011
В конкурсе ММКФ показали новый фильм автора «Пыли»

Имена:  Сергей Лобан

©  Organic Films

Кадр из фильма «Шапито-шоу»

Кадр из фильма «Шапито-шоу»

«Шапито-шоу» Сергея Лобана состоит из четырех частей. «Любовь» — про совместное путешествие в Симеиз легкомысленной девушки и ее виртуального друга, известного в интернете под ником Киберстранник. «Дружба» — про трех глухонемых, приезжающих туда же в поисках четвертого, чуть более адаптированного к миру звуков и увлеченного на юг новыми друзьями с телевидения. «Уважение» — про совместный поход в горы знаменитого артиста (Петр Мамонов) и его брошенного много лет назад сына-лузера. «Сотрудничество» — про ушлого молодого продюсера, привозящего в Крым на гастроли двойника Виктора Цоя. Герой здесь, по сути, один — человек, попавший не в свою компанию и переживающий кризис.

Трейлер фильма «Шапито-шоу»


Действие всех четырех частей происходит в одном и том же месте, и главные действующие лица одного эпизода становятся второстепенными персонажами других. Каждая часть заканчивается музыкальным номером в «Шапито-шоу», цирковом шатре на берегу моря — сюда, в мир доппельгангеров, поддельных Мэрилин Монро, Майклов Джексонов и Элвисов Пресли, герои приходят, чтобы спеть и станцевать о своем.

«Одно и то же место» лишь формально можно считать Крымом. Пространство «Шапито» — это пространство пионерского лагеря, который снится через двадцать лет после сигнала «отбой». Медленное вращение гипнотических кругов (на начальных титрах — далее везде) не позволяет очнуться от полузабытья; смотреть это кино — значит бродить по подсознанию поколения «тридцать — сорок», то здесь, то там натыкаясь на обломки смыслов и вырванных из контекста воспоминаний. Чем старше воспоминание, тем оно сильней — и тем неотвратимее его влияние на нас, когда мы не спим. На сцену «Шапито» лунной походкой выходит Майкл Джексон — и тут же над ним вырастает, давя масштабом, огромный Мойдодыр со своим монологом про «неумытого поросенка». Майкл Джексон был лет в двенадцать, а «Мойдодыр» был в три. Более раннее пытается занять весь объем, не впуская новое: «Шапито» — это пирамида памяти, в основании которой опыт раннего детства, одинаковый для всех ровесников режиссера, потом — сужение, конец восьмидесятых, девяностые и — пренебрежимо малые наслоения сегодняшнего дня.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • kustokusto· 2011-06-28 02:33:05
    Постмодерн - ответ на травму? Ха-ха.
    Да ПМ - сам кувалда!
  • evilelectro· 2011-06-29 04:16:04
    Этот фильм действительно БОМБА. Без шуток!
  • ирк переволоцкая· 2011-07-01 12:47:21
    Поживем-увидим! Рецензия увлекательна.Спасибо.
  • Анастасия Дымка· 2011-07-02 08:57:17
    Шапито-шоу... Боже, я нигде не могу посмотреть этот фильм(( Его показывают в общем прокате только 1 раз в "Октябре" сегодня все билеты уже проданы. как же обидно. Но почему он не вышел в прокат больше? столько желающих?
    Как какие-то глупые "Трансформеры", так неделями крутят, а как стоящий фильм, так не попасть(
    посоветуйте, пожалуйста, где же его можно посмотреть?
  • Marie Sitenkova· 2011-08-05 02:10:46
    Безумно хочу увидеть эту картину. Когда уже, а???
  • derginna· 2011-08-14 19:33:49
    а чего такие выкрики восторженные? особенно от не смотревших фильм? Я на ММКФ посмотрела, и в общем - откровенно слабое кино. Местами можно улыбнуться, но в основном над авторами, застрявшими где-то в прошлом десятилетии. Интересно это может быть тем, кто там снимался, их друзьям и семьям, и ещё пяти-шести сотням околобогемных тусовщиков, знающих такое некогда модное крымское место, как Симеиз.
  • Глеб Баронов· 2011-11-15 19:06:03
    мегафильм от лысого для кучерявых ! 4 часа саспенса и школа Станеславского ! 2 млн. Долл.
    и призы по периметру СНГ! Посмотреть нельзя ! нужно его предстовлять и наслождаться !
    На пространстве болота проката, зделать это подвиг достойный Павлика Морозова! Честь и хвала любителям бобла!
  • Олег Татков· 2012-01-21 13:53:03
    Рецензия на фильм Шапито-шоу
    Олег Татков
    Гиперстранная история Сергея Лобана о пионерах, выпавших из "Жёлтой субмарины".



    Недавно, я около часа простоял на обочине Тверской, ожидая приятеля, попавшего в автомобильную пробку. В итоге родился почти афоризм – «Постой на Тверской – почувствуй себя проституткой». Прав классик – «Для того, чтобы узнать вкус борща не обязательно в нём вариться»...


    Фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» надо смотреть, думаю, особо не заморачиваясь ассоциациями и аллюзиями, - приняв правила игры, которые режиссёром озвучиваются буквально с первых кадров и звучат, цитирую, - так: «Не стоит смешивать два мира: - реальный и вымышленный. Просто реши для себя какой ты предпочитаешь»...

    На это есть несколько причин:
    1. Фильм пересказать невозможно, да и не стоит этого делать.
    2. Фильм – фантасмагория на тему нашего практически настоящего, сыгранная, спетая и снятая талантливыми и весёлыми людьми и вряд ли стоит серьёзно относиться к увиденному…



    Тем не менее, мне кажется, что это, - в чистом виде арт-хаусное кино Сергея Лобана (сам режиссёр предпочитает определение артстрим - от арт-хаус и мейнстрим), - расколет аудиторию полярно (http://kprf.ru/otvet/94538.html - газета «Правда» уже отметилась – авт.) и гораздо сильнее, чем это сделали своими последними работами, к примеру, Звягинцев или Михалков....
    И это обязательно произойдёт, - даже несмотря на то, что фильм очень весёлый, - в нём нет убийств, расчленёнки, тяжелой реальности современного бытия, «закидонов» подсознания, - и вообще всё это фантасмагоритическое кинодейство происходит на братской Украине - в Крыму, и даже в конкретно обозначенном городе Симеиз….

    И ещё одно знаю точно, - режиссер обожает фильм «Асса» и прозу Хармса…


    Фильм буквально нашпигован киноцитатами – и прямыми, и ассоциативными, - и визуальными и вербальными, – от классических комедий Гайдая и до классического уже соловьёвского фильма «Асса». Ловишь иногда при просмотре себя на мысли, что буквально знаешь тексты некоторых монологов, – ещё до их окончания на экране.



    Если режиссер таким приёмом расписывается в уважении к родному кинематографу (а хоронили и хоронят до сих пор современное авторское российское кино все кому не лень – авт.) - то это просто замечательно…


    «Шапито-шоу», повторяюсь, - очень крепко сделанная, и талантливо исполненная фантасмагория на тему жизненного манифеста и рефлексий современных тридцатилетних людей - детей поколения «Ассы». Детей очень странных, как, впрочем, - странно и всё то, что случилось с нашей страной после выхода «Ассы» на экраны...



    Мальчик, - герой одной из новелл (а всего их четыре – авт.) уже не ночной сторож-альтруист с дон-кихотовским менталитетом, а продюсер-эксплуататор и краснобай Серёжа (Сергей Попов). Девочка Вера (Вера Строкова), при всей её интернет-зависимости, - чётко знает и понимает, что происходит в мире и чего она от этого мира хочет. Да и лилипуты-тетралы из «Ассы» у Сергея Лобана трансформировались дружескую тусовку глухих пекарей – завсегдатаев дискотек для глухонемых. Есть в фильме и Цой, - вернее его эрзац- легенда Рома Легенда (Сергей Кузьменко), но одна из самых весёлых сумасшедшинок фильма - отряд девиантных во всех отношениях «пионэров – переростков» им. Саманты Смит (хорошо, хоть не Саманты Фокс – авт.).

    В общем, - тот ещё «списочек действующих лиц»…. Отдельное спасибо за сценарий Марине Потаповой – критики уже оценили – «Белый слон» за лучший сценарий получен.


    Классно сделан сайт фильма - http://sh-sh.ru/ - рекомендую.


    Лично мне очень понравился актёрский состав. Насколько я знаю, - профи актёров среди них действительно немного – Киберстранника играет практикующий врач-гастроэнтеролог, в ролях глухих действительно слабослышащие актёры. Это очень важно, думаю, - погружение в атмосферу фильма таким «кастинг-приёмом» достигается по-максимуму.


    Одно немного озадачило, хотя понимаю, что не имею права на претензии (а вдруг это задумка режиссёра - авт.), – Алексей Подольский в роли Киберстранника всго лишь слегка повзрослевшее продолжение толстячка-инфантила из его же роли в фильме «Пыль»… Это я к тому, что "единожды сыгравши - кто ж тебе поверит в третий то раз"? (Пардон за невольный "библиоцинизм" - авт.).


    Несомненная удача (а со слов режиссёра это ещё и ангел-хранитель) фильма – актёр Пётр Николаевич Мамонов.
    Помню, - в те времена, когда и «небо было голубее и вода мокрее», - я довольно часто ездил на рок-концерты в Ригу, - приятель в ЦК латышского комсомола отвечал за их организацию. Там же впервые услышал и увидел Петра Мамонова и «Звуки Му». Был культ-шок, несмотря на мой, - к тому времени уже немалый, - опыт посещений концертов питерского рок-клуба и проживания в городе Тарту, где рок-фестивали проводились регулярно и собирали рокеров и их фанов со всего СССР.
    Мамонов сейчас один из тех немногих рокеров, кто за эти годы не «забронзовел», не умер, - обдолбавшись или заработав алкогольный цирроз, и не скурвился, - продавшись или обгламурившись…. Пётр Николаевич превратился в драматического актёра огромного творческого потенциала – иногда просто отторопь берёт от его ролей. Но в «Шапито-шоу» в роли отца он ещё и от души похулиганил, за что ему отдельное спасибо…

    Ну а исполнителю роли его сына - Степану Девонину отдельное спасибо ещё и за то, что актёрски не спасовал на фоне такого «кино-папули»…

    А раз речь пошла о сыновьях надо отметить и шикарную операторскую работу (навороченные камеры не в счёт - я в них ничего не понимаю - авт.) реального сына
    Петра Николаевича - Ивана Мамонова.

    Но самое большое впечатление в этом кино на меня произвёл начинающий актёр Алексей Знаменский, который играет глухого пекаря Лёшу Знаменского. Практически играет своё «альтер эго» и делает это грандиозно. В предыдущем фильме Сергея Лобана «Пыль» он снялся в эпизоде и потрясающе, - буквально до мурашек по коже, - исполнил (вернее пластически прожил - авт.) в титрах сурдоперевод песни Цоя «Перемен» http://www.youtube.com/watch?v=wcyQrCLDwp8 Сейчас Алексей учится на режиссёрском факультете ВГИКа – и работает в театрах «Синематографъ» и «Недослов». Думаю, этого парня ждёт блистательное будущее – дай ему Бог ролей и сценариев.


    Радует, что режиссер Сергей Лобан не зацикливается на стандартных нравоучениях, и имеет смелость обозначить на экране темы, которые в молодёжном андеграунде времён «Ассы» существовали, но которые так и не рискнул обозначить в те времена режиссёр Сергей Соловьёв. Я имею в виду тему секс-меньшинств и ТАКТИЧНОГО - ПО ДЕЛУ употребления на экране ненормативной лексики….


    Очень понравился саундтрек – музыка и зонги Жака Полякова на слова сценаристки Марины Потаповой, композиции «Karamazov Twins». Для меня они были открытием и откровением, и очень по делу смотрелись и слушались..


    «Рождённый летать, - улетит в космос. Рождённый ползти, - доползёт до края Земли. Возможности есть – реализовывай их по-полной» (это цитата из фильма – авт.).


    Думаю, фильм разберут на цитаты, хотя судьба у него будет нелёгкая ...


    А кому сейчас легко?...

Все новости ›